Синтаксис 5кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок повторения в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация" по программе В.В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
синтаксис 5кл | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие
по теме:
«Синтаксис»
5 класс
Боярской Татьяны Николаевны,
учителя русского языка и литературы
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
2013г
Цели урока:
- проверить знания, умения, навыки учащихся по синтаксису;
- развивать речь, логическое мышление, выработать умение делать выводы;
- воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Тип: урок обобщения, повторения.
Форма: урок-путешествие.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, жетоны для участников, жетоны с изображением настроения, картина Т.Н. Яблонской «Утро», музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: 1) Покажите умные глазки, ровные спинки.
2) Повернитесь, поздоровались с гостями, улыбнемся от души.
3) Повернулись. Готовы ли мы к уроку?
Ребята, у нас сегодня будет необычный урок. Я хочу предложить вам отправиться в путешествие по замечательной, но сложной стране Синтаксис.
Синтаксис – что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
И слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
(П. Чесноков)
Давайте представим, что наш класс – это синтаксический поезд, а ваши места – это уютные вагончики, где вы очень комфортно себя чувствуете. У нас есть схема маршрута. Чтобы путешествие было плодотворным, я советую вам захватить с собой багаж.
- Как вы думаете, что надо иметь в своем багаже? (Знания)
Багаж знаний вам очень понадобится в дальнейшем, но мы можем в течение урока его пополнить. За правильные ответы я буду выдавать вам жетоны. Ваша задача – как можно больше собрать их за урок.
Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Синтаксис, где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме.
(Запись в тетради число, тема урока).
- Словарная работа.
Учитель: Чтобы попасть на первую станцию, необходимо выполнить следующее задание:
Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
- Закрепление раздела «Синтаксис».
Мы подъезжаем к первой станции «Узнавай-ка». Но что это? Тучи закрыли небо, и, хотя сейчас зимний месяц декабрь, на нас обрушится дождь, но не простой, а дождь знаний.
Нам надо собрать все дождинки, то есть постараться ответить на все вопросы.
- Что изучает синтаксис?
- Что изучает пунктуация?
- Что называется словосочетанием?
- Назовите виды предложений по цели высказывания.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- Какие члены предложения называют однородными?
- Какие предложения называются сложными?
- Какие предложения называются простыми?
- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
За правильные ответы ребята получают жетоны. Они раздаются на каждой станции.
1)Следующая станция «Убирай-ка». Здесь хозяйничают словосочетания. Но что это? Они чем-то расстроены. Узнаем в чем дело? Все перепуталось. Давайте уберем лишнее, уберем то, что не является словосочетанием.
1)Олимпийские игры;
Спортсмены тренируются;
Укрепление здоровья.
2)Древняя Греция;
Вид гимнастики;
Воздух, солнце, вода.
3)Победители игр;
Золотая медаль;
Красота придавать.
4)Хвалебные стихи;
Заниматься спортом;
Хоккеисты и футболисты тренируются.
2)Все словосочетания объединены одной общей темой. Какой? (Спорт)
Давайте послушаем сообщения.
Ученик: В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры… Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почетом и уважением. В честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счет государства.
3)Учитель: Систематически заниматься спортом – значит заботиться о своем здоровье.
Мы на станции «Расшифруй-ка».
Расшифруйте схемы предложений:
- [ ], и [ ]
- [о и о]
- [ ]; (который)
- [Вв, …]
- […, о, …]
- [о, о, о, о]
- [ ], а [ ]
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
Мы приближаемся к следующей станции «Выделяй-ка».
- Работаем с текстом, прочитаем его.
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
- Подчеркнуть в каждом предложении главные члены.
- Почему поставили тире в последнем предложении?
- Составить схемы 2, 3, 4 предложений.
- О чем данный текст?
Учитель: Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведенный в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом познать ваше настроение.
Ученые утверждают, что зеленый цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.
Но и это еще не все, снять психическое напряжение, расслабиться помогает музыка.
2)Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов».
3)Синтаксический разбор предложения.
Музыка для релаксации сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц.
Релаксация – расслабление и снятие психического напряжения.
Учитель: Наконец мы подъезжаем к последней на сегодняшний день станции «Вытворяй-ка». Это одна из увлекательных станций.
У нас на партах лежит репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро». Рядом листочки-помощницы, где написаны слова. Используя их, составьте рассказ по картине.
Утро
Утренняя зарядка
Девочка выполняет
Руки вверх
Упражнение
Укреплять здоровье
Составление работ, чтение в классе, обсуждение.
IV Подведение итогов урока.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.
- Что повторили мы на сегодняшнем уроке?
- Давайте посмотрим, на сколько пополнился ваш багаж знаний?
Подсчет жетонов, поощрение учащихся.
Рефлексия
И последнее: мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке.
На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным.
Выбери тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...