Ох. уж этот предлог! Из опыта работы. 7 класс
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Малышева Людмила Николаевна

Статья содержит элементы работы по умению отличать непроизводные прелоги от омонимичных частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ох, уж этот предлог!

       Приоритетная задача изучения темы «Производные и непроизводные предлоги» - сформировать орфографические навыки, базой для которых являются умения, приобретенные на предыдущих уроках. Особую трудность у учащихся вызывают производные предлоги, так как они имеют особенность переходить в части речи. Поэтому уроки строю так, чтобы учащиеся могли различать их в тексте.

        Первый  урок темы посвящен усвоению орфограммы «Отсутствие пробела в производных предлогах». Учащимся предлагают омонимичные случаи употребления существительного с непроизводным предлогом:

пришли на встречу с друзьями – идти навстречу

Затем перехожу ко второй группе написания предлогов. Привожу омонимичные случаи употребления :

вследствие заносов - в следствии по делу

ввиду отъезда - имейте в виду

насчет сестры  - прислать деньги на счет сестры

вместо меня - в место, указанное на карте

      Затем беру группу предлогов, образованных от деепричастий: несмотря на. благодаря, невзирая на.  Сообщаю учащимся следующее: переходя в предлог, деепричастие теряет свое лексическое значение. При различии предлога и деепричастия опираемся на  лексическое значение .

Шел, не смотря по сторонам,  - несмотря на ураган, шахматист играет, не смотря по сторонам.

Закрепляем написанное   различными видами работ:

а) заменяем производные предлоги  непроизводными:

насчет = о

вследствие = из-за и т. д.

б) проводим игру  «Четвертый лишний»

Из-за ; около; при; через.

(Лишнее слово – около - производный предлог, остальные - непроизводные.)

Вокруг дома; мимо школы; благодаря заботе; вдоль трассы.

(Лишнее словосочетание – благодаря заботе – производный предлог, образованный из деепричастия, остальные – из наречий.)

В) Исправляем речевые ошибки:

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

На 3-м, 4-м уроках совершенствуем умение употреблять предлоги с нужным падежом

Благодаря

Согласно

Вопреки                             Д. п.

Наперекор

Навстречу

Предлог благодаря употребляется только в положительном значении.

Знакомлю с предлогами-синонимами:

Вследствие = из-за

Около - у

В течение - в продолжение  

Благодаря = из-за

С этой целью даю тест по предлогам. В зависимости от конкретных условий в качестве итоговой работы можно провести диктант.

Литература:

  1. Русский язык. Практика 7 класс (под ред. С. Пименовой)
  2. Образовательный сайт учителя русского языка и Литературы Захарьевной В.А.
  3. Русская речь Е.И. Никитина

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.sahanina.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: Предлоги и союзы (7 класс)

Данный материал пригодится во время закрепления служебных частей речи (предлог и союз)....

Урок-встреча по русскому языку "Этот непростой предлог" для обучающихся 7 класса.

Цель: формирование речевой компетентности учащихся.Задачи:  проверить знания учащихся по теме «Предлог»; продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме...

Этот непонятный логарифм (из собственного опыта работы)

В статье описан собственный опыт при обучении такому сложному понятию как логарифм, опыт подготовки учащихся к экзамену по математике. Статья содержит тестовые упражнения на отработку свойств степеней...

Самостоятельная работа по теме "Предлоги" для учащихся 9 класса (немецкий язык).

Самостоятельная работа по теме "Предлоги" для учащихся 9 класса (немецкий язык)....

Проверочная работа по английскому языку по теме "Часы" и "Предлоги времени" для 6 класса

Проверочная работа в двух вариантах по темам "Часы, время" и "Предлоги времени"...

Подготовка к контрольной работе по темам "Предлог" и "Союз" 7 класс

Материал для подготовке к итоговой работе по темам, указанным в заголовке. Контрольная построена по учебнику под ред. А.Д. Шмелева в 7 классе по урокам изучения предлога и союза как частей речи без уч...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...