контрольная работа для 11 класса "Пунктуация при обособленных , уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложениях"
тест (русский язык, 11 класс) по теме
Контрольная работа рассчитана на закрепление материала "Пунктуация при обособленных, пррисоединительных, пояснительных и уточняющих членах предложения" в рамках подготовки к ЕГЭ. Последние три задания в работе проверяют знание изобразительно-выразительных средств языка, так как в ЕГЭ это задание присутствует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.rabota_obosobl._utochn_i_pr.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа, 11 класс
Пунктуация при обособленных членах предложения, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
- Как нельзя говорить? Выберите неверный ответ. А в верном варианте ответа расставьте знаки препинания, выделите определяем существительное (прямоугольником)
а) Слова не подкреплённые фактами ничего не стоят.
б) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.
в) Не подкреплённые фактами слова ничего не стоят.
2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота. Если надо, расставьте знаки препинания при обособленных определениях.
а) Туча проплывала над молодым березняком видневшимся на горизонте.
б) Мы уходили от дальних уголков сада заросшими дикой малиной и ежевикой.
в) Постепенно радость сияющая в глазах детей взяла верх.
г) Вскоре я услышал первые капли застучавшие по железной крыше.
3. Замените, где это возможно, сложноподчинённые предложения простыми осложнёнными деепричастными оборотами.
а) Когда мы поднялись на вершину горы, то увидали вдали море.
б) Когда ливень кончился, дети выбежали на улицу.
в) Если ты поторопишься, то успеешь на поезд.
г) Лес стоит молча, неподвижно, точно всматривается куда-то верхушками.
4. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами, запишите исправленный вариант, расставьте знаки препинания.
а) Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение.
б) Изучая маршруты Крыма, мы летом отправимся в путешествие.
в) Оглянувшись назад, ребята были уже далеко.
г) Прискакав к дому, отец увидел его спрятавшегося за сарай и горько плача.
д) Поднявшись в гору, перед туристами открылись живописные окрестности.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, знаки препинания не расставлены.
Готовясь к выпускному экзамену
а) каждому необходима помощь учителя
б) необходимо правильно распределить своё время
в) мне пришлось пересмотреть все старые конспекты
г) важна вера в свои силы
6. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, определив обособленный член(определение, приложение, дополнение, обстоятельство)
а) Цвет небосклона лёгкий бледно-лиловый не изменяется во весь день.
б) Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя поле безбрежное дышит запахом мёда и роз.
в) Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими немного мелкими чертами лица кудрявыми белокурыми волосами.
г) В саду листки берёз без шороха срываясь средь тонких паутин как бабочки летят и слабо по ветвям цепляясь и качаясь на блёклую траву беспомощно летят.
д) Ты под окном своей светлицы горюешь будто на часах.
е) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.
7. Прочитайте. Найдите уточняющие члены предложения. Укажите, какие члены предложения уточняются, с какой целью. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
а) В горах в двух лье отсюда живёт лесничий.
б) Сейчас поздней осенью когда я живу в Москве шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах.
в) Маленькие птички чибисы или пигалицы обычно вьют крохотные гнёзда в густой траве.
г) Он говорил громко иногда очень редко только в самые необходимые минуты, желая придать своей речи торжественность.
8. Прочитайте предложения. Определите смысловую роль обособленных дополнений: включение, исключение, замещение. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Аргументируйте их постановку.
а) В Мещерском крае нет особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
б) Всё на свете было описано за исключением таких редких и адских мест как Кара – Бугаз.
в) Пьер торжественно посмотрел сверх очков на слушателей.
г) Вместо лесов по склонам шумят берёзовые рощи.
д) Со всеми на пароходе не исключая и молчаливого буфетчика Смурый говорил отрывисто.
9.Перечислите номера предложений, в которых содержится парцелляция.
Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Например:
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина).
(1) Маленькая Маша очень хотела вырасти. (2) Очень. (3)И в маминых туфлях ходила. (4) И причёску, как у тёти Кати, делала. (6) И бусы примеряла. (7) Ничего не получалось. (8) Только смеялись над ней да подшучивали.
(9) Один раз Маша выдумала пол подмести и посуду помыть. Да так хорошо справилась, что отец при всех за столом сказал: « Мы и не заметили, как у нас Мария выросла».
(10) Теперь все маленькую Машу называют большой. (11) И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. (12) Без причёски. (13) Без бус. (14) Без часов. (25) НЕ они, видно, маленьких большими делают.
10 С помощью какой стилистической фигуры И.А.Бунин добивается сравнения мира природы и человеческих чувств в стихотворении?
Во зелёной, тёмной роще
Кукушка кукует:
Одинокой сиротою
Девица тоскует.
А весёлые, младые,
Годы золотые
Уплывают, как на волнах
Цветики степные.
а) эпифора
б) анафора
в) параллелизм
г) градация
11. Укажите средство художественной выразительности, используемое автором в стихотворениях.
Вариант 1
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
а) анафора
б) инверсия
в) градация
г) бессоюзие
Вариант 2
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
М всё равно, и всё едино.
Но если по дороге куст
Встаёт, особенно рябина…
а) умолчание в) эпифора
б) риторическое обращение г) парцелляция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные уточняющие члены предложения
В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения. 2.Развивать умение постановки знаков препинания ...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"
в разработке дано понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...
Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"
Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....
ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...
ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"...
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....