Урок подготовки к изложению по очерку С. Т. Аксакова "Очерк зимнего дня"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Шестакова Наталья Анатольевна

Это урок обучающего изложения при подготовке к написанию сочинения-описания природы. Урок построен на основе дифференцированного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 6  класс.

Тема:   Подготовка к написанию подробного изложения текста описательного типа.

Цели:

Обучающие:

  • Познакомиться с особенностями построения текста – описания, а именно, описание природы.
  • формировать умение подробно излагать текст  
  • Совершенствовать навыки монологической речи через художественное описание природы.
  • Показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста;
  • Формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественной выразительности раскрытия темы;

Развивающие:

  • развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами;
  • развивать у учеников эстетическое восприятие мира, умение ценить прекрасное в искусстве, поэзии, прозе 
  • развивать познавательные умения и мыслительные навыки  устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

Воспитывающие

  • воспитывать внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).
  •  

Задачи урока:

  • формирование навыков выразительного чтения;
  •  развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;
  • создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
  • развитие умения анализировать языковой материал.

Оборудование: учебник «Снежневская М. А. и др.  Литература 6 класс», раздаточный материал, индивидуальные карточки-задания разного уровня сложности

Тип урока: Урок развития связной речи

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний 

Подготовленные заранее чтецы читают стихотворения:

Чтец 1.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(А.Пушкин).

Чтец 2. ***

Есть в ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь, и кровли, и леса…

(А.Фет).

Чтец 3.. ***

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А.Фет).

Чтец 4. Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Вопросы по первичному восприятию:

- Какие чувства вызвали у вас стихи русских поэтов?

- Какой предстает перед вами зимняя природа?

- Что помогло авторам создать такие разные картины?

- Как вы думаете, можно ли описать зимнюю природу в прозе? Вспомните известные вам произведения  литературы, где природа зимой описана в прозе?

(дети называют повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством», очерк С. Т. Аксакова «Очерк зимнего дня», изученные на уроках литературы)

III.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности 

Уметь описывать природу – большое искусство, необходимо чувствовать словом природное явление, поэтому при подготовке к созданию собственных творческих работ мы поучимся у мастеров художественного слова умению описывать природу зимой.  Сегодня  мы будем писать изложение по отрывку очерка С. Т Аксакова.

На уроке литературы, анализируя это произведение, вы находили в тексте подтверждение мысли о том, что Аксаков – очень наблюдательный и тонко чувствующий природу писатель. Мы отмечали его способность передать в словах неуловимые изменения в природе. Вот и сегодня ваша задача: пересказать отрывок и очерка так, чтобы сохранить авторскую   манеру описания.

IV. Работа над темой урока

  1. Чтение текста учителем.
  2. Мотивация к слушанию: отметить те природные явления, которые описывает Аксаков. Постараться запомнить последовательность описательного ряда.

Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

        Великолепен  был  вид  зимней  природы.   Мороз  выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Как тут не приуныть?

         Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот наконец пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

(По С. Т. Аксакову)

Комментарий: Не все учащиеся воспринимают текст на слух, поэтому необходимо отдельно сделать распечатки текста или предложить воспользоваться учебником по литературе тем ребятам, у кого слабо развито слуховое восприятие и недостаточен объём памяти.

  1. Определение композиции произведения.

Учитель: Давайте восстановим событийный ряд этого текста:

  1. Мороз в деревне.
  2. Великолепие зимней природы.
  3. Мольба крестьян услышана – благодатный снег.
  4. Наслаждение снежной картиной.

Учитель: Какие типы речи использует Аксаков в этом отрывке?

- Повествование и описание.

Учитель:  А какому типу речи досталось больше места?

- Описанию.

Учитель:  А сколько описаний представлено в этом тексте? Одинаковы ли они?

- Аксаков описывает сначала природу, замороженную сильнейшим холодом, а потом описывает её во время снегопада. Эти описания отличаются друг от друга.

Учитель: Итак, нашему взору предстаёт охваченная сильным морозом природа. Какими словесными приёмами пользуется писатель, чтобы показать жуткий холод?

  Комментарий: Вот сейчас хорошо использовать приём письма с окошками, только вставлять в окошки будем слова. Ребята получают отрывок из текста, с заданием вставить пропущенные слова. Для «слабых» пропущенные слова записаны на карточке после текста.»Сильным» предлагается подумать над художественными выразительными средствами языка, которые подчёркивают образность пейзажа.

Воздух был________, __________, ________, ______________, и много хворало народу от ________________простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с ____________ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый _________________лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

        ________________  был  вид  зимней  природы.   Мороз  выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились ____________________инеем, по которому безвредно скользили ______________________лучи, осыпая их только __________________блеском __________________огней.___________, ____________и ___________стояли ________________ зимние дни, похожие как две капли воды один на другой

Задания:

3 уровень. Прочитайте эти описания. Какая часть речи пропущена? Чем интересны эти прилагательные? Почему Аксакову важно использовать именно краткие прилагательные?

2 уровень. Попробуйте прочитать этот отрывок, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Можно ли заменить их синонимами: холоден, сильный, огромными (1 часть), Красивый, белым, тонкие, красивым, солнечных (2 часть). Почему так необходимы именно авторские прилагательные?

1 уровень. Вставьте пропущенные слова из списка после текста. Сравните текст с пропусками и текст целиком. Что изменяет использование слов-признаков?

Делаем вывод, что использование в тексте авторских прилагательных подчёркивает остроту, колючесть и жестокость холода. Создаётся ощущение сухой и безжизненной картины. Аксаков использует для большей выразительности описания разнообразные средства: звукопись (1 предложение первой части и 2 предложение второй части), эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, даже фразеологизм (как две капли воды)

  Комментарий: «слабым» и «средним» ученикам лучше всего порекомендовать подчеркнуть эти средства прямо на карточках. «Сильные» собирают словесные картинки:

Воздух - сух, тонок, жгуч, пронзителен

Солнце - вставало и ложилось с огненными ушами

Месяц - ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами

Ветер - совсем упал

Далее отмечаем, что во второй части этого описания показываются результаты воздействия мороза на природу на земле, тогда как в 1-й изображалось небо.

По очереди выразительно читаем 2 часть и пробуем пересказать, сохраняя авторский стиль:

Великолепен  был  вид  зимней  природы.   Мороз  выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Как тут не приуныть?

Учитель: А почему эта прекрасная картина природы вызывает у автора уныние и беспокойство?

- Это мороз оставляет людей не только без тепла, но и без пропитания. Нет снега – нет урожая.

Учитель: Вот поэтому народ и возносит свои молитвы о снеге. Переходим к обсуждению 3 части текста – молитвы о снеге.

Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот наконец пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

Комментарий: Текст лучше проанализировать не на слух,  а зрительно, причём для слабых учащихся необходимо сделать сноски с объяснениями непонятных слов

Начал сдавать – ослабевал

Благодатный – долгожданный, несущий благо

Порхающие, порхая – легко двигающиеся

Просим детей восстановить цепочку происходящих в природе изменений:

Косички по небу – померкла ясность неба – потянул ветер – туча заволокла горизонт – ветер утих – снег начал опускаться на землю

Учитель: Изменилось ли настроение людей?

- Конечно, ведь пошёл долгожданный снег.

Учитель: Понаблюдайте за использованными прилагательными. Какую они играют роль в этой части?

- Прилагательных немного, но они дают очень точную и яркую характеристику сменяющимся явлениям природы.

Учитель: В этом отрывке Аксаков использует больше глаголов и деепричастий ( мы будем говорить о них в 7 классе), это важно для представления смены погодных условий.

Комментарий: можно предложить ребятам найти эти слова и посмотреть, как они сделаны: на- двиг-а-я-сь, с-дел-а-в, порх-а-я, круж-а-сь, причастие порх-а-ющ-ие.

Учитель: Давайте попробуем пересказать этот отрывок по цепочке событий.

 (во время пересказа, требуем соблюдать авторские слова и выражения)

К этому уроку  была разработана «Путевая карта» по подготовке к изложению. По этой карте ученики работали на уроке с пересказом, языковым  и композиционным анализом текста. Поскольку задания сформулированы с учётом разных уровней подготовки, карта может использоваться  как приём дифференцированного обучения пересказу художественного текста.

2 часть занятия – написание изложения текста. «Слабые» учащиеся работают по «Путевой карте»



Предварительный просмотр:

Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

        Великолепен  был  вид  зимней  природы.   Мороз  выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Как тут не приуныть?

         Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот наконец пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

(По С. Т. Аксакову)

Аналитическое чтение.

  1. Прочитай внимательно текст. Раздели его на смысловые отрезки и озаглавь каждый из них. (Учитывай при делении микротему отрезка)

  1. В каждом смысловом отрезке выдели ключевые (самые значимые) слова и подбери к ним определяющие характеристики (прилагательные, глаголы, наречия).

  1. Каким образом  связаны предложения в пределах каждой микротемы? Какой связаны они связью: цепной или параллельной? Найди связующие звенья: синонимы, повторы, описательные обороты.

  1. Представь текст в виде структурированной схемы: найди средства связи частей, последовательность раскрытия темы.

         

Подготовка к воспроизведению текста.

  1. Запиши ключевые фразы в последовательном изложении (что,  когда и как происходило или как предстаёт перед читателем)
  2. Подбери самые яркие и выразительные словосочетания из текста, объясни правописание трудных слов.
  3. Понаблюдай, какие типы предложений встретились в тексте, какие правила пунктуации необходимо учитывать при написании предложений.
  4. Перескажи  текст по смысловым отрезкам.

Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

       Опорные фразы

        Великолепен  был  вид  зимней  природы.   Мороз  выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Как тут не приуныть?

Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот наконец пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"

На данном уроке педагог учит  формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и  редактировать написанное, ...

Методическая разработка урока "Подготовка к изложению"

Подробное изложение текста Г.Скребицкого "Как галчонок есть научился"...

презентация к уроку "Подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астыфьева "Родные берёзы"

презентация является сопровождением конспекта урока в 5 классе по этому же занятию. Использован материал о писателе, краткие записи содержания текста, что позволяет детям лучше осознать и запомнить те...