Анализ художественного текста
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Яук Наталья Васильевна

На уроке используется интерактивная технология, групповая форма работы. Каждый ученик вовлечён в учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.61 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

                              Анализ художественного текста

«Слово - дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы по развитию устной и письменной коммуникации учащихся.

      Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, интерактивная технология направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. При данной технологии обучения каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности, степень воспитанности и коммуникабельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться,  и это способствует мотивации учения.

Как данную технологию можно применить на уроках русского языка и литературы?

           Рассмотрим на примере,  как можно использовать интерактивную  технологию при изучении темы «Текст» в 6 классе. Второй урок по  теме можно посвятить многоаспектному анализу художественного текста. Материал для анализа берём из хрестоматии «История края в словесности» (Приложение № 1).

    1. Класс делится на группы. Учащимся выдаются карточки трёх цветов (синий, оранжевый, зелёный), ребята выбирают понравившийся цвет и объединяются в группу таким образом, чтобы в группе присутствовали все цвета.

2. Учитель читает текст (Приложение №1) и обращается к классу с вопросом: «В чём особенность данного текста? Какими языковыми средствами пользовался писатель? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Учащиеся под руководством учителя формулируют тему: «Многоаспектный анализ текста». Исходя из темы и приобретённых ранее знаний,  учащиеся совместно с учителем формулируют задачи на урок:

  1. Определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.
  2. Найти в тексте выразительные средства языка.
  3. Найти средства связи предложений в тексте.
  4. Оценить произведение, высказать собственное мнение о произведении.

  3. Учитель информирует ребят, какие формы работ они могут выбрать, исходя из задач, поставленных в начале урока.  Учащиеся выбирают себе следующие задания:

1 группа – определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.

2 группа – найти в тексте выразительные средства языка,

3 группа – найти средства связи в тексте. 

Оценить произведение и высказать своё мнение – задание для всех учащихся.

4. Учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся осуществляют  самостоятельный поиск информации по теме, которую они выбрали. Ребята могут воспользоваться тетрадями – справочниками, куда  кратко записывают в течение года необходимую информацию, и ресурсами Интернет. Могут обратиться за консультацией к учителю и  учащимся из других групп.

5. Учащиеся анализируют текст, согласно выбранному заданию. Каждой группе выдаётся карточка с заданием:

Задание  группы №1

  1. Определить стиль, тип речи, жанр произведения.
  2. Оценить произведение, высказать своё мнение.

Задание группы №2

       1.Найти выразительные средства языка (эпитеты, метафоры,  сравнения, олицетворения и др.).

        2. Оценить произведение, высказать  своё мнение.

Задание группы №3

  1. Найти языковые средства, связывающие предложения в тексте.
  2. Оценить произведение, высказать  своё мнение.

Работа на данном этапе может быть организована в форме игры «Автобусная остановка»  (Приложение № 2) . 

  • 6. Рефлексия, оценка урока. В итоге работы получается многоаспектный анализ текста. После анализа записанного материала ребята делают друг другу замечания, добавляют ответы и оценивают работу. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются творческие задания:
  1. Предложить свою версию происхождения подснежника
  2. Описать свой любимый цветок.
  3. Сочинить сказку о своём любимом цветке.

Анализ текста, как и любой анализ вообще, способствует развитию речи учащихся.

Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром «большой»  литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи.

                                             Приложения

Приложение №1

                                     Цветок из лучей солнца

Было это в далекие времена, когда в Сибирь, на землю хантов и манси, -татары еще не вторглись. Солнце заметило, что проживающие в Среднем Прииртышье  народы - родственники очень любят цветы, с нетерпеньем ждут,  когда после суровой зимы они, разнообразные, украсят собой лесные поляны, безлесые равнины, взгорья. И решило солнце подарить тем народам цветок, каких нигде на Земле прежде не произрастало. И решило сделать так, чтобы он появился раньше, чем все другие цветки.

На землях Среднего Прииртышья еще лежал снег. Солнце растопило его, бросило на землю тьму бело-золотистых лучей. Они вонзились глубоко в почву и сразу же принялись выбиваться на ее поверхность. А сбившись, превратились в нежные бело-золотистые цветки.

Они расселились по многим другим краям Земли. Люди разных языков называют их по-разному. Русские дали им имя - подснежники.

                                                                                                              Б. Гвоздев

В результате работы учащиеся приходят к выводу, что это текст художественного стиля, тип речи – повествование с элементами описания, жанр – легенда.

Выразительные средства языка: олицетворение (солнце заметило, решило солнце, солнце бросило на землю).

          Метафора (они (лучи)_вонзились в землю, принялись выбиваться на повехность).

Эпитет (суровая зима, бело – золотистые лучи, бело – золотистые цветки). Средства связи (смысловая связь, грамматическая связь – союз (и),  предлог (на),  местоимение (они), союз (а).



Предварительный просмотр:

                              Анализ художественного текста

«Слово - дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы по развитию устной и письменной коммуникации учащихся.

      Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, интерактивная технология направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. При данной технологии обучения каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности, степень воспитанности и коммуникабельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться,  и это способствует мотивации учения.

Как данную технологию можно применить на уроках русского языка и литературы?

           Рассмотрим на примере,  как можно использовать интерактивную  технологию при изучении темы «Текст» в 6 классе. Второй урок по  теме можно посвятить многоаспектному анализу художественного текста. Материал для анализа берём из хрестоматии «История края в словесности» (Приложение № 1).

    1. Класс делится на группы. Учащимся выдаются карточки трёх цветов (синий, оранжевый, зелёный), ребята выбирают понравившийся цвет и объединяются в группу таким образом, чтобы в группе присутствовали все цвета.

2. Учитель читает текст (Приложение №1) и обращается к классу с вопросом: «В чём особенность данного текста? Какими языковыми средствами пользовался писатель? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Учащиеся под руководством учителя формулируют тему: «Многоаспектный анализ текста». Исходя из темы и приобретённых ранее знаний,  учащиеся совместно с учителем формулируют задачи на урок:

  1. Определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.
  2. Найти в тексте выразительные средства языка.
  3. Найти средства связи предложений в тексте.
  4. Оценить произведение, высказать собственное мнение о произведении.

  3. Учитель информирует ребят, какие формы работ они могут выбрать, исходя из задач, поставленных в начале урока.  Учащиеся выбирают себе следующие задания:

1 группа – определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.

2 группа – найти в тексте выразительные средства языка,

3 группа – найти средства связи в тексте. 

Оценить произведение и высказать своё мнение – задание для всех учащихся.

4. Учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся осуществляют  самостоятельный поиск информации по теме, которую они выбрали. Ребята могут воспользоваться тетрадями – справочниками, куда  кратко записывают в течение года необходимую информацию, и ресурсами Интернет. Могут обратиться за консультацией к учителю и  учащимся из других групп.

5. Учащиеся анализируют текст, согласно выбранному заданию. Каждой группе выдаётся карточка с заданием:

Задание  группы №1

  1. Определить стиль, тип речи, жанр произведения.
  2. Оценить произведение, высказать своё мнение.

Задание группы №2

       1.Найти выразительные средства языка (эпитеты, метафоры,  сравнения, олицетворения и др.).

        2. Оценить произведение, высказать  своё мнение.

Задание группы №3

  1. Найти языковые средства, связывающие предложения в тексте.
  2. Оценить произведение, высказать  своё мнение.

Работа на данном этапе может быть организована в форме игры «Автобусная остановка»  (Приложение № 2) . 

  • 6. Рефлексия, оценка урока. В итоге работы получается многоаспектный анализ текста. После анализа записанного материала ребята делают друг другу замечания, добавляют ответы и оценивают работу. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются творческие задания:
  1. Предложить свою версию происхождения подснежника
  2. Описать свой любимый цветок.
  3. Сочинить сказку о своём любимом цветке.

Анализ текста, как и любой анализ вообще, способствует развитию речи учащихся.

Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром «большой»  литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи.

                                             Приложения

Приложение №1

                                     Цветок из лучей солнца

Было это в далекие времена, когда в Сибирь, на землю хантов и манси, -татары еще не вторглись. Солнце заметило, что проживающие в Среднем Прииртышье  народы - родственники очень любят цветы, с нетерпеньем ждут,  когда после суровой зимы они, разнообразные, украсят собой лесные поляны, безлесые равнины, взгорья. И решило солнце подарить тем народам цветок, каких нигде на Земле прежде не произрастало. И решило сделать так, чтобы он появился раньше, чем все другие цветки.

На землях Среднего Прииртышья еще лежал снег. Солнце растопило его, бросило на землю тьму бело-золотистых лучей. Они вонзились глубоко в почву и сразу же принялись выбиваться на ее поверхность. А сбившись, превратились в нежные бело-золотистые цветки.

Они расселились по многим другим краям Земли. Люди разных языков называют их по-разному. Русские дали им имя - подснежники.

                                                                                                              Б. Гвоздев

В результате работы учащиеся приходят к выводу, что это текст художественного стиля, тип речи – повествование с элементами описания, жанр – легенда.

Выразительные средства языка: олицетворение (солнце заметило, решило солнце, солнце бросило на землю).

          Метафора (они (лучи)_вонзились в землю, принялись выбиваться на повехность).

Эпитет (суровая зима, бело – золотистые лучи, бело – золотистые цветки). Средства связи (смысловая связь, грамматическая связь – союз (и),  предлог (на),  местоимение (они), союз (а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста Тема4

О назначении искусства...

Анализ художественного текста Тема 6

Интерпетация произведения...

Анализ художественного текста тема 7

Позиция автора в произведении...