Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится в форме путешествия на волшебном поезде. На каждой станции ученики получают задания Мудреца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие по стране «Имя существительное»
Класс: 5 класс
Форма проведения: Путешествие
Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».
Задачи:
Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.
Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Технические средства обучения: компьютер .
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности 1 слайд
- Здравствуйте, ребята! Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.
Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Имя Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Сегодня мы с вами еще раз вспомним все особенности этой части речи, повторим правила правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого княжества. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо проверить нашу готовность к путешествию: багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции вас ждет Мудрец, предлагающий вам задания. За правильно выполненное задание он приготовил подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей. 2 слайд
А теперь самое время отправиться в путь! Садимся в волшебный вагон и отправляемся в путь!
3 слайд
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии
Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно разгадать кроссворд. 4 слайд
5 слайд
1. - Ребята, наша остановка – «Неразберихино».
Протянулся ряд вагонов зеленых,
Увлекая вдаль ребят смышленых.
Пассажир, просто так не сиди,
А в окно ты скорей посмотри!
Там дорога ухабов полна,
Так как спутались Имена.
Ты на станции этой сойди
И порядок быстрей наведи.
- Перед вами две улицы – улица Имен существительных собственных и улица Имен существительных нарицательных. Их жители совершенно запутались, кто, где живет. Чтобы им помочь, давайте постараемся ответить на вопросы мудреца (слайд 6).
- Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных?
- Чем гордятся собственные Имена существительные?
- Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую?
- Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?
Слайд 7.
-Ребята, давайте поможем жителям этих улиц. Слова распределены в две колонки. Составьте слова, которые представляют собой верное словосочетание.
город
птица
созвездие лебедь
птица «Лебедь»
кафе Лебедь
пароход
«Орел»
Орел
орел
Работа осуществляется с последующей проверкой.
- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!
Слайд 8.
2. Перо в руке,
Огонь в душе –
Работа синтаксическая!
Ты выполняй и не робей,
Ведь настроение лирическое!
- На этой станции вам, ребята, необходимо выполнить следующее задание мудреца: «Придумайте несколько предложений, в которых бы одно имя существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции. У каждого из вас свое задание».
Работа осуществляется с последующей проверкой.
Слайд 9
3. В глазах любопытство, колеса стучат -
Станция Одушевленности.
Ребята, конечно, слова различат
И разберутся в неопределенности.
- Перед вами, ребята, очередное задание мудреца: «Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».
Работа осуществляется с последующей проверкой.
Слайд 10
4. Добро пожаловать!
Станция Склонений
Здесь мы проверим
Ваших ряд умений.
- Ребята, вот для вас новое задание старца: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»
Диктант
Степь, демонстрация, постель, постелька, олень, дичь, брошюра, цыган, циркуль, местность, ненастье, шепот, чувство, луч, камыш.
Слайд 11
А теперь проверим !
Ключ
3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2
Слайд 12
5. - Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца: «Ребята, подберите к существительным синонимы с основой на шипящую».
Слайд 13
Ключ
- Злак рожь
- Неправда Ложь
- Доктор врач
- Поддержка помощь
- Сила мощь
- Безветрие тишь
6. Физминутка
Пассажир, пассажир, умные глаза,
Ты давай не ленись, отдохнуть пора!
Потянись , поднимай руки высоко,
Если форма имеет множественное число,
Если приседай низко и легко, если форма Имеет множественное число.
Слова: ножницы, хлопок, простор,
ворота, очки, детство, оттепель, тиски, цирк, радость, чернила.
Слайд 14.
Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.
Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Слайд 15
Распределите слова на 3 группы
Только единственного числа | Только множественного числа | Единственного и множественного числа |
Грабли, метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол
По щелчку –проверка
Слайд 16
Подберите антонимы к существительным:
Сила –
Благородство-
Прямодушие –
Уважение-
Смелость-
Красота-
Слова для справок:
Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность
Слайд 17
Станция Разгадайка
Слайд 18
Ответы
Семья – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне.
Закат – правописание приставок.
Фонарь – словарное слово.
Заяц – непроверяемая гласная в корне слова.
Стриж – существительные мужского рода с шипящими на конце.
Слайд 19
Задание от Мудреца
Перед вами карточки, выполните предложенное задание:
1. Спишите предложения, вставляя буквы и необходимые знаки препинания, обозначьте орфограммы
Скоро собач…нка выр…стет станет большой и сильной. Но я не забуду как этот маленький комоч…к шерст… по…вился в нашей семье и зан…л место в моём сердц…
Слайд 20
Ключ для проверки
Рефлексия
- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Имя существительное, вспомните его особенности и выполните морфологический разбор. Верно выполненное задание поможет вам стать полноправным гражданином этой страны, ошибки же будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.
Слайд 21
Станция Морфологическая
Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – собач…нка, II вар. – шерст..):
I. ______________________________________________________________________________
II. Морфологич. признаки:
1. Пост.: _________________________________________________________________
2. Непост.: ________________________________________________________________
III. Синт. роль - __________________________________________________________________
Проверка учителем
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.
IV. Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение «Существительное – слово удивительное»
Рефлексия. На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...
Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»
(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...
Мастер - класс. Обобщающий урок "Основы динамики". 9 класс
Методическая разработка урока...
Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс
Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....
Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"
Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....