Урок-игра "Путешествие по стране Числандия".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: "Путешествие по стране Числандия".
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок – игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_strane_chislandiya.docx | 582.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района
« Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Мешкова Марина Анатольевна
2014учебный год
Тема урока: "Путешествие по стране Числандия".
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок – игра.
Цели:
- повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
- развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
- воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, интерактивная доска, компьютер.
ХОД УРОКА
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
Для игры учащиеся делятся на две команды. Каждая выбирает капитана, придумывает название, рисует эмблему. Игра состоит из нескольких этапов-конкурсов, задача которых - проверить глубину усвоения темы: «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ». Каждый правильный ответ равен одному уму, эту «банкноту» правильно ответившей команде вручает учитель. Он же является ведущим. В конце игры подсчитывается количество «умов», заработанных каждой командой, и определяется победитель.
КОНКУРС 1: «Раз вопрос, два вопрос» (РАЗМИНКА).
А) Что называется числительным?
Б) Как изменяются числительные?
А) На какие группы числительные делятся по значению?
Б) А по составу?
А) С какими словами « дружат» собирательные числительные?
Б) Как склоняются сложные количественные числительные?
А) А составные?
Б) В каких числительных Ь в середине пишется?
А) А в каких не пишется?
Б) В каких числительных пишутся удвоенные согласные?
А) Какие количественные числительные во всех падежах , кроме именительного и винительного, имеют окончания-А? (40, 90, 100)
Б) Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа тоже состоит из трёх букв. Назовите другое число, в котором количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа. (МИЛЛИОН- 1000000).
КОНКУРС 2: «Допиши».
От числительных образуются другие части речи. Докажите это, дописав единицу.
Укажите часть речи над каждым словом.
На листке для первой команды написано:
… ение (единение); … ица (единица); … ичный (единичный); … ственный (единственный).
На листке у второй команды:
… очество (одиночество); … окий (одинокий); … очка (одиночка); …арный (одинарный).
КОНКУРС 3: «Кто больше?»
Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числительные.
КОНКУРС 4: «Просклоняй-ка».
А)-863; Б)-974)
КОНКУРС 5: «Объясни-ка».
Объясните значение фразеологизмов с числительными:
А) Как две капли воды;
Б) За тридевять земель;
А) За семью замками;
Б) Два сапога – пара;
А) Косая сажень в плечах;
Б) На все четыре стороны.
КОНКУРС 6: «Капитанский».
А. 1.Отгадайте загадки, укажи разряд числительного по значению и составу.
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох)
У кого одна нога
Да и та без сапога? (Гриб)
2.Угадай слова, в которых «спрятаны» числительные:
…янка, по…л, с…чь, вс… (СТОянка; поДВАл; сТРИчь; всПЯТЬ)
3.Сколько числительных в этом отрывке? Можно ли заменить их одним числительным?
Сват приехал.
Царь дал слово.
И приданное готово.
Семь торговых городов.
Да сто сорок теремов.
Б) 1.Отгадай загадки. Укажи разряд числительного по значению и составу.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, второй молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
Четыре брата бегут,друг друга не догонят. (Колёса)
2.Угадай слова, в которых «спрятаны» числительные:
…а, про…й , е…, …я (СОРОКа; проСТОй; еДВА; СЕМЬя)
3. Сколько числительных в этом отрывке?
- Вопрос мой прост и краток,-
Промолвил носорог,-
Что лучше: сорок пяток
Или пяток сорок?..
Уменьшительная форма какого числительного здесь использована?
КОНКУРС 7: «Подумай и ответь».
Пока капитаны выполняют полученные задания, команды размышляют над шуточными вопросами:
А) Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
Б) Как написать пятью буквами «мышеловка»? (кошка)
А) Какие две ноты растут в огороде?( ФА-СОЛЬ)
Б) Что будет делать ворона, прожив три года? (жить четвёртый)
А) Трое играли в шашки и сыграли три партии, сколько партий сыграл каждый? (три)
Б) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое)
А) Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли каждой досталось? (по полпирога)
Б) Пять чуланов, одна дверь. Что это? (перчатка)
ОТВЕТЫ КАПИТАНОВ КОМАНД.
КОНКУРС 8: «Старая сказка на новый лад».
Используя числительные, сочинить фрагмент известной сказки, который начинался бы словами:
А) Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла…
Б) Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монеты…
Подведение итогов. Награждение победителей.
– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.
II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)
2. Индивидуальная работа у доски:
1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);
2) морфологический разбор числительного ТРИ.
3. Коллективная работа: склонение числительных.
I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.
– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)
III. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.
IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.
2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.
У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!
Ответ: три (сто (2 р.), двух).
3. Письмо по памяти.
– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)
Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?
– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)
– Хотите услышать продолжение стихотворения?
...У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.
V. ПЕРЕМЕНА.
– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.
VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.
1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47 + 15 =
189 – 33 =
72 : 12 =
18 Х 10 =
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.
2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."
VII. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)
VIII. УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)
2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Все ли слова были понятны?
Словарная работа:
Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?
IX. ПЕРЕМЕНА.
– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.
X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.
– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.
Семьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.
XI. УРОК МУЗЫКИ.
– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ.<Приложение 1>.)
– Чему же научила вас "Радионяня"?
XII. УРОК БИОЛОГИИ.
– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме<Рисунок 1>). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)
Проверка:
1) простое количественное – 1;
2) сложное количественное – 4;
3) составное количественное – 3, 10;
4) простое порядковое – 7;
5) сложное порядковое – 11;
6) составное порядковое – 6, 12.
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.
XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Test 11 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
тренировочный тест для подготовке к ГИА...
Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.
Иренировочный тест для подготовки к ГИА...
Тест 17 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Города и сёла, достопримечательности.
тест для подготовки к ГИА в 9 классе...
«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»
Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...