Урок-игра "Путешествие по стране Числандия".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема урока: "Путешествие по стране Числандия".

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_chislandiya.docx582.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                           Вышневолоцкого района

« Есеновичская средняя общеобразовательная школа»

                                                               

Учитель русского языка и литературы

Мешкова Марина Анатольевна

                                             

                                                   2014учебный год

Тема урока: "Путешествие по стране Числандия".

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

Цели:

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор, интерактивная доска, компьютер.

ХОД УРОКА

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Для игры учащиеся делятся на две команды. Каждая выбирает капитана, придумывает название, рисует эмблему. Игра состоит из нескольких этапов-конкурсов, задача которых - проверить глубину усвоения темы: «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ». Каждый правильный ответ равен одному уму, эту «банкноту» правильно ответившей команде вручает учитель. Он же является ведущим. В конце игры подсчитывается  количество «умов», заработанных каждой командой, и определяется победитель.

КОНКУРС 1:  «Раз вопрос, два вопрос» (РАЗМИНКА). 

А) Что называется числительным?

Б) Как изменяются числительные?

А) На какие группы числительные делятся по значению?

Б) А по составу?

А) С какими словами « дружат» собирательные числительные?

Б) Как склоняются сложные количественные числительные?

А) А составные?

Б) В каких числительных Ь в середине пишется?

А) А в каких не пишется?

Б) В каких числительных пишутся удвоенные согласные?

А) Какие количественные числительные во всех падежах , кроме именительного и винительного, имеют окончания-А? (40, 90, 100)

Б) Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа тоже состоит из трёх букв. Назовите другое число, в котором количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.    (МИЛЛИОН- 1000000).

КОНКУРС 2: «Допиши».

От числительных образуются другие части речи. Докажите это, дописав единицу.

Укажите часть речи над каждым словом.

На листке для первой команды написано:

… ение  (единение);  … ица  (единица);  … ичный  (единичный);  … ственный  (единственный).

На листке у второй команды:

… очество  (одиночество);  … окий  (одинокий);  … очка (одиночка);  …арный (одинарный).

КОНКУРС 3:  «Кто больше?»

Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числительные.

КОНКУРС 4:  «Просклоняй-ка».

А)-863;  Б)-974)

КОНКУРС 5:  «Объясни-ка».

Объясните значение фразеологизмов с числительными:

А) Как две капли воды;

Б) За  тридевять земель;

А) За семью замками;

Б) Два сапога – пара;

А) Косая сажень в плечах;

Б) На все четыре стороны.

 КОНКУРС 6:  «Капитанский».

А. 1.Отгадайте загадки, укажи разряд числительного по значению и составу.

            

         Раскололся тесный домик на две половинки,

         И посыпались в ладони бусинки-дробинки.         (Горох)

        У кого одна нога

        Да и та без сапога?           (Гриб)

      2.Угадай слова, в которых «спрятаны» числительные:

        …янка,  по…л,  с…чь,  вс…   (СТОянка; поДВАл; сТРИчь; всПЯТЬ)

      3.Сколько числительных в этом отрывке? Можно ли заменить их одним числительным?

Сват приехал.

Царь дал слово.

И приданное готово.

Семь торговых городов.

Да сто сорок теремов.

Б)   1.Отгадай загадки. Укажи разряд числительного по значению и составу.

        Ежегодно приходят к нам в гости:

        Один седой, второй молодой,

        Третий скачет, а четвёртый плачет.           (Времена года)

        Четыре брата бегут,друг друга не догонят.        (Колёса)

      2.Угадай слова, в которых «спрятаны» числительные:

…а,  про…й ,  е…,  …я     (СОРОКа; проСТОй; еДВА; СЕМЬя)

      3. Сколько числительных в этом отрывке?

        - Вопрос мой прост и краток,-

          Промолвил носорог,-      

          Что лучше: сорок пяток

           Или пяток сорок?..

        Уменьшительная форма какого числительного здесь использована?

КОНКУРС 7:  «Подумай и ответь».

Пока капитаны выполняют полученные задания, команды размышляют над шуточными вопросами:

А) Сколько яиц можно съесть натощак?  (одно).

Б) Как написать пятью буквами «мышеловка»? (кошка)

А) Какие две ноты растут в огороде?( ФА-СОЛЬ)

Б) Что будет делать ворона, прожив три года? (жить четвёртый)

А) Трое играли в шашки и сыграли три партии, сколько партий сыграл каждый? (три)

Б) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое)

А) Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли каждой досталось? (по полпирога)

Б) Пять чуланов, одна дверь. Что это? (перчатка)

ОТВЕТЫ  КАПИТАНОВ КОМАНД.

КОНКУРС 8:  «Старая сказка на новый лад».

Используя числительные, сочинить фрагмент известной сказки, который начинался бы словами:

А) Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла…

Б) Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монеты…

Подведение итогов.  Награждение победителей.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);

2) морфологический разбор числительного ТРИ.

3. Коллективная работа: склонение числительных.

I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!

Ответ: три (сто (2 р.), двух).

3. Письмо по памяти.

– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?

– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)

– Хотите услышать продолжение стихотворения?

...У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.

V. ПЕРЕМЕНА.

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

47 + 15 =

189 – 33 =

72 : 12 =

18 Х 10 =

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ.<Приложение 1>.)

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме<Рисунок 1>). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

Проверка:

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...