Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "И/Ы после приставок"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Прекрасный урок, проведенный в октябре 2013 года, по теме: "И/Ы после приставок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по р.я. в 6 классе "И/Ы после приставок" | 35.28 КБ |
презентация к уроку. работа с интерактивной доской | 110.89 КБ |
etapy_uroka.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская СОШ»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 классе:
«Буквы И/Ы после приставок»
(с использованием групповой и информационной технологий)
Учитель русского языка и литературы:
Салтыкова Виктория Евгеньевна
29.10.2013 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Ы после приставок, изучить особенности их написания.
9. Задачи:
- обучающие: изучить условия выбора букв И и Ы после приставок на согласную, повторить правописание приставок на –з, -с, состав слова ;
-развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление и навыки коллективной деятельности;
-воспитательные: воспитывать любовь к родному языку .
10.Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Применяемые технологии: групповая, информационная.
13. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки для групповой и самостоятельной работы.
14. Структура и ход урока
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Орг. момент | Настраивает на работу. Напоминает о готовности к уроку и правилах поведения. | Настраиваются, готовятся к уроку | 2 |
2 | Повторение ранее изученного материала | Объясняет правила выполнения работы. Объявляет критерии оценивания заданий. Следит за выполнением задания | Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка. | 8 |
3 | Сообщение темы и целей урока | Объявляет тему урока и цель, демонстрируя слайд | Внимательно слушают учителя | 1 |
4 | Изучение нового материала:
| Ведет диалог с учениками Объясняет новый материал. Дает комментарии к таблице Организует фронтальную работу | Вспоминают знакомые приставки Записывают таблицу в тетрадь Выполняют задание на интерактивной доске. | 1 7 5 |
5 | Физкультминутка | Читает стихотворение | Выполняют движения | 1 |
6 | Закрепление изученного материала:
| Напоминает о правилах работы в группе. Следит за ходом работы. Проверяет выполнение задания Объясняет ход выполнения задания | Распределяют обязанности, выполняют задания. Зачитывают получившиеся слова и предложения. Оценивают свою работу в группе. Самостоятельно выполняют задание | 8 4 4 |
7 | Итоги урока | Подводит учащихся к формулировке правила | Формулируют правило, подводят итоги своей работы. | 2 |
8 | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание, прощается с учениками | Записывают домашнее задание в дневник | 2 |
Ход урока.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Мы, как гостеприимные хозяева, будем угощать наших гостей. Нашим угощением пусть будут ваши правильные ответы, активное участие на уроке. Проверьте всё ли готово к уроку: ручки, карандаши, тетради, учебники. Оформляем тетради: число, классная работа.
2. Повторение ранее изученного материала.
- Сначала повторим правописание приставок, оканчивающихся на З/С. У каждого на парте лежит лист А4, возьмите его и подпишите. Выполните первое задание, затем обменяйтесь листками с соседом по парте и, сверив ответы на интерактивной доске, поставьте оценки друг другу. (1 слайд)
Задание. Вставьте пропущенную букву.
Бе…заботный, бе…цветный, бе…снежный, и…пытывать, и…чезать, бе…шумный, бе…домный, во…петь, и…тратить, во…главить, и…гнать, бе…конечный, ра…красить.
Критерии оценивания заданий:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Результат (на слайде)
Беззаботный, бесцветный, бесснежный, испытывать, исчезать, бесшумный, бездомный, воспеть, истратить, возглавить, изгнать, бесконечный, раскрасить.
Сформулируйте правило.
3.Сообщение темы и целей урока.
-Тема нашего урока также связана с приставками. (2 слайд)
(На слайде Тема: «Буквы И и Ы после приставок». Цель урока: познакомиться с условиями выбора букв И и Ы после приставок; изучить особенности их написания).
4. Изучение нового материала
1) Актуализация опорных знаний учащихся.
Назовите приставки, оканчивающиеся на согласные.
+ без, от, под, из, ис, над, вос, пред, с, в, об и т.д.
- Назовите приставки, оканчивающиеся на гласные.
+ по, про, пре, при, о, со, за, пере и т.д.
Приставки также делятся на русские и иноязычные. Русские приставки: пред, над, в, под и т.д. Иноязычные, т.е. заимствованные из другого языка: пост, пан, дез, контр. Эти приставки имеют значение. Например, приставка «контр» означает противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено в слове, от которого образуется новое: контрпредложение, контратака, контрразведка, контрреволюционер, контрудар. Приставка «дез» - удаление, прекращение, уничтожение или отсутствие чего-либо: дезинфекция, дезинформация, дезорганизация, дезориентация. Правил правописания приставок много, и сегодня мы познакомимся еще с одним.
2) Объяснение нового материала. Запись таблицы. (3 слайд)
Ы пишется | И пишется |
После русских приставок, оканчивающихся на согласную: предыстория, безыдейный | 1. После иноязычных приставок: дезинформация, контригра |
Особый случай: взимать | 2.В сложносокращённых словах: пединститут, спортигра. |
3.После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): |
- Самостоятельно подберите примеры к таблице (устно).
3)Первичное закрепление.
Работа с интерактивной доской. Объяснительный диктант. (4 слайд)
-Какую букву нужно вставить? Объясните условие выбора орфограммы.
(По очереди выходят к интерактивной доске, вставляют букву, выделяют приставку, подчеркивают орфограмму)
Пред…дущее упражнение, под…скивать жилье, без…сходная ситуация, сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, дез…нфекция помещений, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, из…сканный вкус, без…нициативный человек, небез…нтересный случай.
Предыдущее упражнение, подыскивать жилье, безысходная ситуация, сверхинтересный рассказ, разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, межинститутский матч, подытожить заседание, безызвестный автор, изысканный вкус, безынициативный человек, небезынтересный случай.
5. Физкультминутка. (5 слайд)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа в группах.
-Снова возьмите листы и выполните следующее задание. Помните о правилах работы в группах. Прочитаем их. Решите, кто из вас будет отчитываться о проделанной работе, кто следить за соблюдением правил, а кто записывать все идеи.
Правила работы в группе. (6 слайд)
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Задание.
-Замените словосочетания словами на изученную тему (и/ы после приставок).
-Составьте рассказ с использованием получившихся слов (используйте в своих рассказах не менее трех слов с новой орфограммой).
1. подвести итог чему-нибудь (подытожить);
2. подшутить над кем-то (разыграть);
3. пытаться найти кого-нибудь (подыскать);
4. фильм, возбуждающий интерес сверх меры (сверхинтересный);
5. герой, никому не известный (безызвестный).
2) Проверка и оценка работы в группах.
-Слова, которые должны получиться: подытожить, разыграть, подыскать, сверхинтересный, безызвестный. А теперь давайте послушаем ваши рассказы (отвечает один человек от группы). Оцените свою работу в группе.
3) Самостоятельная работа.
- Для того, чтобы я знала как вы поняли тему, выполните самостоятельную работу. Распределите слова по столбикам. В левый столбик слова, где после приставок пишется буква Ы, в правый – И. Начали.
Без…дейный, пред…стория, супер…гра, дез…нфекция, от…скать, без…сходность, меж…гровой, мед…нститут, пред…юльский, вз…мать.
Ы
Безыдейный, предыстория, отыскать, безысходность, предыюльский.
И
Суперигра, дезинфекция, межигровой, мединститут, взимать.
7. Итоги урока.
-С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня? Сформулируйте правило.
- Теперь вам предстоит выполнить последнее задание. На листах А4 продолжите предложенные фразы и сдайте листы. Я выставлю оценки за работу на уроке каждому, сложив оценки за все задания и подсчитав средний балл. Пока я подсчитываю средний балл, продолжите фразы на карточках (каждому раздаются карточки с фразами). (8 слайд)
Фразы:
- На уроке я узнал(а) …
- Мне это необходимо знать, чтобы …
- Я ухожу с урока с чувством …
8. Домашнее задание. (9 слайд)
- Запишите домашнее задание в дневник: выучить таблицу; выполнить упражнение 153 (§ 31).
- Спасибо большое за такой прекрасный урок! Надеюсь, что нашим гостям все понравилось, и они остались довольны. До свидания!
Список используемых ресурсов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буквы И и Ы после приставок Цель урока: Познакомиться с условиями выбора букв И и Ы после приставок; изучить особенности их написания.
Запись таблицы Ы пишется И пишется После русских приставок, оканчивающихся на согласную: предыстория, безыдейный 1. После иноязычных приставок: дезинформация, контригра Особый случай: взимать 2.В сложносокращённых словах: пединститут, спортигра. 3. После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): межиздательский , сверхизысканный, двухимпульсный .
Правила работы в группе 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 5. Не бери всю инициативу на себя. 6. Не жди подсказки.
Объяснительный диктант Сверх… нтересный рассказ, раз… гралась метель, от… скать клад, без… мянный палец, с… грать в футбол, дез … нфекция помещений, меж… нститутский матч, под… тожить заседание, небез … звестный автор, из… сканный вкус. Записать словосочетания Выделить орфограмму и объяснить правописание И – Ы после приставки. и и
Физкультминутка Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Итог урока Продолжите фразу На уроке я узнал(а) … Мне это необходимо знать, чтобы … Я ухожу с урока с чувством …
Задание на дом Выучить таблицу. Выполнить упражнение 153 ( § 31)
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Орг. момент | Настраивает на работу. Напоминает о готовности к уроку и правилах поведения. | Настраиваются, готовятся к уроку | 2 |
2 | Повторение ранее изученного материала | Объясняет правила выполнения работы. Объявляет критерии оценивания заданий. Следит за выполнением задания | Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка. | 8 |
3 | Сообщение темы и целей урока | Объявляет тему урока и цель, демонстрируя слайд | Внимательно слушают учителя | 1 |
4 | Изучение нового материала:
| Ведет диалог с учениками Объясняет новый материал. Дает комментарии к таблице Организует фронтальную работу | Вспоминают знакомые приставки Записывают таблицу в тетрадь Выполняют задание на интерактивной доске. | 1 7 5 |
5 | Физкультминутка | Читает стихотворение | Выполняют движения | 1 |
6 | Закрепление изученного материала:
| Напоминает о правилах работы в группе. Следит за ходом работы. Проверяет выполнение задания Объясняет ход выполнения задания | Распределяют обязанности, выполняют задания. Зачитывают получившиеся слова и предложения. Оценивают свою работу в группе. Самостоятельно выполняют задание | 8 4 4 |
7 | Итоги урока | Подводит учащихся к формулировке правила | Формулируют правило, подводят итоги своей работы. | 2 |
8 | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание, прощается с учениками | Записывают домашнее задание в дневник | 2 |
Структура урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...