Имена числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Разработка урока в 6 классе. Имена числительные + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ena_chislitelnie.rar | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имена числительные. (6 класс)
Цель: повторить правописание имен числительных, повторить и закрепить склонение имен числительных, употребление имен числительных в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока:
- Организационный момент
- словарный диктант
Пять, семь, пятнадцать, девятнадцать, пятьдесят, пятьсот, тридцать, семьдесят, шестьдесят восемь, семьсот тридцать два, девятьсот пятьдесят девять.
2)Проверьте и поставьте себе оценку.
3)Сделай вывод.
- Основная часть:
- Скажите, пожалуйста,
- В котором часу ты сегодня проснулся?
- Сколько у тебя завтра уроков?
- Сколько лет Учалинскому району?
- Сколько лет Великой Победе?
- Сколько лет суверенному Башкортостану?
- Сколько цветов у радуги?
- Итак, когда же мы употребляем числа ? (ответы учащихся)
- Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры мы употребляем везде. А между тем имя числительная сама немногочисленная часть речи , она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Я хочу вам сказать, что неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности пишущего. Необходимо во что бы то ни стало научиться имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными. (и еще плюс ЕГЭ).
- Чем же мы будем заниматься на уроке ? (ответы учащихся: цель урока)
- Повторим, вспомним и закрепим уже имеющиеся у вас знания.
Задание №1
Из данного текста выпишите числительные, распределив их по значению и составу.
Волны могут быть огромной величины. В океане наблюдались волны шириной в 13-14 метров и длиной 400 метров. Максимальную длину ветровой волны наблюдали в 824 метра, она распространялась со скоростью более ста километров. Так, в 1883 году во время извержения вулкана Кракатау образовалась волн, достигшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Эта волна смыла все, даже почву, с ближайших островов.
Ответ:
Задание №2
Определите лексико-грамматический разряд числительных (колич., поряд., собир.)
Пять седьмых; восьмидесятый; пятнадцать, два, две целых пять десятых; двое; два с четвертью; двадцать второй; оба; две третьих; один; обе.
Количественные | Порядковые | ||
Целые | Дробные | Собирательные | |
- Проверим:
- Обратите внимание на слово ОДИН.
- Что мы знаем ?
1) Числительное один согласуется с существительными в роде, числе и падеже:
один школьник
Род одна школьница
число одно окно
одни туфли и т.д.
Падеж: во всех падежах как прилагательное:
Один стол Одна тетрадь
Одного стола Одной тетради
Одному столу
Одним столом
Об одном столе
2) Числительное ДВА имеет форму мужского и женского рода (два журнала, две книги).
Задание №3
В каком ряду все числительные – количественные?
1) Из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трехметрового столба;
2) Сто тысяч лет; одна шестая суши; двести семьдесят первая квартира; десятка два яблок; первоклассный шофер.
3) четырехсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трех томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет.
4) У семи учениц, в первой тысячи билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятерками.
Подвести итог.
Задание №4
Поразмышляйте! В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто?
(обратитесь к опорному материалу, табл. в тетр.)
Вывод: Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют лишь две формы:
В Им. и Вин. падежах – 40, 90, 100, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.
Это интересно ! Слово сорок в Др. Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или) белками, и, наконец, числительное сорок.
Задание №5
Просклоняйте числительные полтора, полтораста.
Вывод: Числительные полтора , полтораста в им. и вин. п. имеют формы: полтора, полтораста, а в остальных – полутора, полутораста.
Числительные полтора, полтораста в им. и вин. п. имеют формы полтора, полтораста, в остальных – полутора, полутораста :
Им. п. | полтора; полтораста |
Род. п. | полутора, полутораста |
Дат. п. | полутора, полутораста |
Вин. п. | полтора; полтораста |
Тв. п. | полутора, полутораста |
Пр. п. | (о) полутора, полутораста |
Задание №6
В место точек вставьте числитекльные оба, обе.
По … сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся по … берегам реки. Ребенок держал игрушку … руками. … братьевприняли в секцию. У … сестер разряды по гимнастике. Склоны … оврагов размыты ливнями. Русла … рек песчаные.
Задание №7
Просклоняйте дробное числительное ВОСЕМЬ СЕДЬМЫХ.
И. | |
Р. | |
Д. | |
В. | |
Т. | |
П. |
Вывод: Дробное числительное состоит из 2-х частей: первая часть называет числитель дроби, вторая часть – знаменатель дроби и представляет с собой порядковое числительное. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как порядковое во множественном числе.
При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных:
Им. п. | Три пятых (класса) |
Род. п. | Трех пятых (класса) |
Дат. п. | Трем пятым (класса) |
Вин. п. | Три пятых (класса) |
Тв. п. | Тремя пятыми (класса) |
Пр. п. | (о) трех пятых (класса) |
Задание №8
Просклоняйте словосочетание.
Семеро суток, трое ножниц, двое медвежат, четверо детей.
Вывод:
Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн. числе.
Собирательные числительные изменяются по падежам (склоняются), но рода не имеют, за исключением числительных оба (мужской и средний) и обе (женский).
Им. п. | Оба (мальчика) | Обе (девчонки) | Двое (друзей) |
Род. П. | Обоих (мальчиков) | Обеих (девочек) | Двоих (друзей) |
Дат. П. | Обоим (мальчикам) | Обеим (девочкам) | Двоим (друзьям) |
Вин. п. | Обоих (мальчиков) | Обеих (девочек) | Двоих (друзей) |
Тв. п. | Обоими (мальчиками) | Обеими (девочками) | Двоими (друзьями) |
Пр. п. | (об) обоих (мальчиках) | (об) обеих (девочках) | (о) двоих (друзьях) |
Задание №9
Исправьте ошибки в морфологическом разборе.
Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все входящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.
Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.
Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.
(С) первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср.р., ед. ч. Обстоят.
Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., сосавн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.
(По) сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.
(К) тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.
Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.
Вывод: проверить морфологический разбор.
III. Вывод, итог, оценка.
- Какая часть речи называется числительным ?
- Какими бывают числительные по составу?
- На какие разряды делятся числительные ?
- В каких числительных Ь пишется в середине слова? В каких в конце ?
- Сравнительные числительные в русском и башкирском языках?
Презентация: Вывод учителя (на компьютере)
IV. Домашнее задание:
- Прочитать параграф 16.
- Упр. 209 – прочитать и отгадать загадки. Списать заменяя цифры словами. Числительные разберите как часть речи.
- Гольцова. Упр. 224 просклонять словосочетания
- Закирьянов. Упр. 228. Спишите образуя от данных количественных числительных порядковые и согласуя их с существительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Сложные имена числительные"
Урок по изучению сложных числительных...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"
Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...
Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"
Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...
Тестирование по русскому языку по теме," Имена числительные". 6 класс.
Итоговый тест по русскому языку для учащихся шестого класса по теме"Имена числительные"....
Урок " Без грамматики нет и математики..."( Простые и составные имена числительные)
На уроке открытия новых знаний в 6-м классе на тему " Простые и составные имена числительные" ребята знакомятся с интересной историей происхождения некоторых имен числительных ...
Имена числительные и их разряды
Справочная таблица...
Порядковые имена числительные
Порядковые имена числительные...