Словарный диктант с элементами игры
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Словарный диктант с элементами игры.
Игра «Я работаю волшебником»
Преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел – (город Орел) , цветок роза – (девочка Роза), Воздушный шарик – (собака Шарик), африканский лев – (учитель Лев Константинович), черное платье – (Черное море), наша школа – (повесть «Школа»), плодородная земля – (планета Земля), красный цветок в форме звезды – (орден Красной Звезды)
Игра «Помоги найти ошибку»
1.Слово «не был» пишется слитно, так как можно заменить синонимом отсутствовал.
2. Слово «ненавидел» пишется раздельно, так как не с глаголами пишется раздельно.
3. Слово «телефонный» пишется с двумя НН, так как суффикс ОНН.
4. Причастие вывалянный в грязи пишется в суффиксе с Е, так как образовано от глагола вывалить.
5. В слове «сверхинициативный» после приставки пишется Ы, так как приставка заканчивается на твёрдый согласный.
6. В окончании глагола стелешь пишется буква И, так как инфинитив заканчивается на -ИТЬ (стелить).
7. В слове «безветренный» пишется НН, так как слово образовано с помощью суффикса -ЕНН.
8. В слове «увиденный» пишется НН, так как это прилагательное, образованное с помощью суффикса -ЕНН.
9. В суффиксе слова «зайчонок» пишется Ё, так как на суффикс падает ударение.
10. В окончании слова «на лекции» пишется буква И, так как слово 1 склонения и употреблено в род. падеже.
Игра «По щучьему веленью»
Задание даёт учитель или учащиеся по очереди. Все учащиеся записывают слова с данной орфограммой в тетради.
а) – По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой Ь в наречиях (наотмашь, вскачь, сплошь, настежь, замуж, невтерпёж)
б) - По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой НН у имен прилагательных ( диванный, утренний, лекционный, пустынна).
в) - По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой
чередование гласных в корнях КАС-, КОС- ( касаться, прикасаться, коснуться).
Игра «Угадайка»
- Преподаватель называет опознавательные признаки орфограмм, учащиеся называют слова и записывают их в тетради.
а) Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ, С и Щ. ( росли, подрасту, выращивать).
б) Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня. (раздать, восстать, ниспадать, раскрыть).
в) Орфограмма находится в окончании. Выбор зависит от спряжения ( 1 и 2 спряжение) ( терпит, бреет, плачет, вертит, клеит, пишет)
г) Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твердый согласный, пишется перед Я, Е,Ё,Ю ( съел, предъюбилейный, объять, подъём)
д) Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор зависит от того, к какому склонению относится существительное (плащ, вещь, грач, брошь, печь, шалаш, ночь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарные диктанты для 10 класса
Словарные орфографические диктанты для учащихся 10 класса. Слова с вопросительным знаком предполагают знание их лексического значения....
Словарные диктанты
Подборка словарных диктантов для обучающихся 6, 7 классов...
Словарный диктант. 10-11 класс
Данный словарный диктант поможет отработать навыки практической грамотности учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Представлены слова, где ученики наиболее часто делают ошибки....
Словарные диктанты 5- 6 класс
Словарные диктанты в 5-6 классах на правописание приставок и корней...
Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)
В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также контрольная работа по русскому языку для 7 класса....
Презентация для проведения зрительного словарного диктанта "Словарные слова" (животные)
Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На ...
Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"
Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....
Комментарии
Елена Николаевна, спасибо Вам
Елена Николаевна, спасибо Вам за полезный и содержательный конспект. Мы часто сталкиваемся в своей педагогической работе с таким понятием, как отсутствие мотивации к обучению у детей. Обычная форма урока и формат контрольных заданий - это вчерашний день. Ваша версия словарного диктанта с элементами игры - как раз то, что нужно, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, активизировать его непроизвольную память и , как результат, повысить учебную мотивацию. Ждем Ваших новых открытий!