Работа с детьми-инофонами
статья по русскому языку по теме
В последнее время одной из актуальнейших проблем является проблема преподавания в классах с полиэтническим составом. У детей из таких классов трудности могут возникнуть в любой момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38 КБ |
urok_russkogo_yazyka.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время одной из актуальнейших проблем является проблема преподавания в классах с полиэтническим составом. У детей из таких классов трудности могут возникнуть в любой момент. Особенно большие трудности испытывает учитель при работе с детьми- инофонами: они плохо читают или не читают вообще, у них бедный словарь, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст (информацию из учебника). Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения. Поэтому очень важно соблюдать принцип преемственности при переходе из начальной школы в среднюю.
В начальной школе обучение детей – инофонов русскому языку начинается с формирования их лексического словаря. При организации работы над новыми словами учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – неродной язык.
Помимо толкования значения отдельных слов могут быть использованы и такие способы обучения:
показ предмета, действия или признака, называемого словом;
предъявление соответствующей иллюстрации;
перевод слова на родной язык;
морфемный или словообразовательный анализ слова;
обращение к этимологии слова;
подбор синонимов и (или) антонимов;
элементарное определение понятия на родном или русском языках.
Объяснение значения слова -- это лишь малый этап в процессе обогащения словаря учеников. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому, каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и использованы различные приемы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других, предъявленных звучащими, др.).
Приведем примеры заданий, направленных на формирование умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы.
- Какое из данных слов «летят», « плывут» можно вставить в оба предложения?
По небу… облака. Корабли… к берегу.
- Запиши предложения, заменяя слово «идёт» близкими по смыслу.
Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.
3. Найди в словаре толкование слова «розетка». Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.
Кроме того можно использовать следующие упражнения:
словообразовательные упражнения (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом);
упражнение на составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.);
упражнения на включение данного слова в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что? —… встретиться — с кем? — …рисовать — чем? — …);
упражнения на введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом).
При обучении лексике желательно включать в урок занимательные игры, они оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходит более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений. Игры допустимы и в среднем звене, особенно в 5-6 классах.
В работе по обучению детей – инофонов русскому языку нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Работа в парах позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.
При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
О людях и животных мы спрашиваем «кто»? О вещах мы спрашиваем «что»?
О мальчике, мужчине говорим «он», а о девочке, женщине — «она».
По-русски говорят: мальчик пришеЛ, но — девочка пришЛА; мальчик большОЙ, сильнЫЙ, но — девочка большАЯ, красивАЯ, добрАЯ.
Запомните. Девочка говорит: «Я радА», мальчик говорит: «Я раД»; девочка говорит: «Я самА», мальчик говорит: «Я саМ».
Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых.
Важна также индивидуальная работа с ребенком, его родителями. Приходится объяснять, что часто иноэтничные семьи вынуждены уезжать в чужую страну, потому что в своей нет работы и жилья. Мы стараемся представить себя в их ситуации. Это помогает. Детям нужно учиться контактировать. Если мы будем относиться друг к другу с пренебрежением, то жить в многонациональном мире нам будет трудно. Кстати сказать, к старшим классам отношение меняется. Здесь все начинает зависеть от личностных особенностей.
Если родители детей-мигрантов заинтересованы в том, чтобы ребенок учился успешно, они демонстрируют учителю свою готовность сотрудничать. Когда учителя это видят, они начинают по-другому относиться к таким детям. Помогает учителям и наличие в школе программы развития толерантности.
Работа с детьми- инофонами трудная, ежедневная, зачастую монотонная, но она приносит радость и удовлетворение, когда приносит результат.
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Учитель ГБОУ школа №57 Фёдорова Ирина Юрьевна
(при участии учителя ГБОУ школа №57 Дерендяевой Ирины Николаевны)
Тема урока: «Состав слова. Приставка – значимая часть слова»
Цели урока: 1. Обучающая: получить углубленные знания о приставке как значимой части слова;
развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.
2. Развивающая: развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать
выводы, способствовать развитию речи учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.
I. Организационный момент.
II. На доске: Лето собирает, а зима проедает.
Зимой едят то, что припасают летом.
-Прочитайте пословицы друг другу. Объясните товарищу, как вы понимаете их смысл?
- Найдите орфограммы, объясните их написание.
- Найдите в пословицах родственные слова.
-Что общего у этих слов?
- Как по-другому еще можно назвать эти слова?
- Выделите и назовите приставку в этих словах.
- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
- Что вы уже знаете о приставках?
Служит для образования новых слов. Стоит перед корнем.
- Что бы вы хотели узнать?
III. Работа в группах.
- Каждая группа получит задание. Задание читаете, выполняете, анализируете, делаете вывод.
1 ГРУППА С помощью приставок в-, вы-, и слов «полз», «нес», «лез» образовать новые слова.
Вполз – выполз
Внес – вынес
Влез – вылез
- Что произошло со словами?
- Что сделало их антонимами?
2 ГРУППА С помощью приставки в- и слов «тереть», «копать», «крутить» образовать новые слова.
Вкрутить
Втереть
Вкопать
- Можно ли назвать эти слова однокоренными?
- Что у них общего?
- Какое значение слову придает эта приставка?
3 ГРУППА С помощью приставок по-, при- и слов «бегу», «лечу», «плыву» образовать новые слова.
Поплыву – приплыву
Побегу – прибегу
Полечу – прилечу
- Что изменилось?
- Какое значение придает приставка слову?
4 ГРУППА С помощью приставок от-, под- и слов «бегу», «лечу», «плыву» образовать новые слова.
Отбегу – подбегу
Отлечу – подлечу
Отплыву – подплыву
- Какое значение придает приставка слову?
Подведем итоги. Какую роль играют приставки?
IV. Работа в парах.
На доске записаны слова:
засмеялся
закон
заморский
замок
запах
зайчонок
запрятал
забава
зарево
заработок
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Почему вы их так разделили?
1 Отделяем за-, получается…
2 Оставшаяся часть слова имеет смысл, 2. Оставшаяся часть слова не имеет
может быть употреблена с другой приставкой, с другой приставкой употребляться
приставкой. не может.
3 За- является приставкой. За- является частью корня.
V. Индивидуальная работа. Вставьте подходящие по смыслу приставки.
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.
VI. Рефлексия. Что узнали сегодня на уроке? Что хотели бы еще узнать?
VII. Домашнее задание на усмотрение учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми инофонами на уроках информатики
Уровень языковой компетенции, развитость речемыслительной деятельности человека напрямую зависит от сформированности его когнитивных структур (механизмов, стратегий). Стимулирование когнитивных процес...
Работа с детьми-инофонами
Индивидуальная образовательная траектория для детей-инофонов(методические приемы и техники работы с лексикой)...
из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"
С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...
«Использование мультфильмов на уроках русского языка при работе с детьми-инофонами»
Данная разработка может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов. В разработке содержатся практические рекомендации использования методов и при...
Из опыта работы с детьми-инофонами
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.В нашей школе обучаются дети из Узбекистана, Таджикистан...
программа работы с детьми-инофонами
Учебная программа для 5-7 классов по работе с детьми-инофонами...
Приёмы работы с детьми-инофонами
Обучение детей-инофонов — это процесс, который требует терпения, внимания и творческого подхода. О создании комфортной атмосферы и разнообразных методах работы с ними посвящёна данная статья....