Сжатое изложение. Русский язык 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Приемы сжатия текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie._russkiy_yazyk._9_klass._prezentatsiya.ppt | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится Сказка живет везде, во во всем ( 5 слов)
Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо Найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в них общее. Объединить эти факты на основе общего. Сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)
Сочетание исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
указаны способы и приемы работы над сжатием текстов...
урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
указаны способы и приемы работы над сжатием текстов...
урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
указаны способы и приемы работы над сжатием текстов...
урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
указаны способы и приемы работы над сжатием текстов...
урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
указаны способы и приемы работы над сжатием текстов...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...