Урок-марафон по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Хорлуу Алена Александровна

Урок в виде соревнования с использованием игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, наверняка, повысит интерес  учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-marafon_po_teme_glagol.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Урок-марафон по теме «Глагол».

Цели урока:  1.выяснить уровень усвоения знаний по теме «Глагол»;        

                      2. развивать навыки в определении спряжения,  

                          наклонения, переходности глаголов; развить  

                          орфографические навыки при правописании глаголов;

                      3. воспитание интереса к обучению как к главному труду                    

                          учащихся; воспитание здорового образа жизни.

Оборудование: Карточки с заданиями, карточки с названиями станций, табло с цифрами (для определения победителя марафона), графопроектор, нарисованные товары – фрукты, овощи и т.п. для «Чудесной лавки», перфокарты, свисток, медали для награждения победителей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Беседа учителя о глаголе и его морфологических признаках.(1мин)

 - Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, мажет –

Всё расскажет нам… кто?

                                                              (Дети: Глагол!)

         - Да, сегодня мы с вами проверим ваши знания по теме «Глагол». Для этого мы проведем необычный урок – урок-марафон. Только самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров.  Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «морфологической» дистанции у нас не будет сошедших учеников.

        Перед тем, как пройти 5 станций, давайте подкрепимся витаминами. Для этого пойдемте все в «Чудесную лавку»! Фрукты и овощи -  и все полезное для вас здесь продаются не за деньги, а за знания. Что вы будете «покупать»?

Игра «Чудесная лавка».

Ш.Ответы на вопросы. (5-8мин)

Каждый ученик выбирает себе товар и покупает его, ответив на вопрос.

  1. Что обозначает глагол?
  2. Что такое инфинитив?
  3. Что называется спряжением глагола?
  4. Какие глаголы называются возвратными?
  5. Какие глаголы называются безличными?
  6. Сколько наклонений у глагола?
  7. Назовите времена глагола?
  8. Какой частью речи является глагол: служебной или самостоятельной?
  9. Какие глаголы называются переходными?

10)Какую синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

        IV. Основная часть.

-Итак, как я вижу, все готовы к старту. На старт, внимание, марш! (Дать сигнал свистка).

        Станция 1 «Спряжение»

Задание: Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-ого лица ед. числа:

1.Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму.

8. Ловлю. 9. Берегу. (3мин)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

-Какое слово у нас получилось в выделенном столбике? (Спряжение).

Задание 2: Определите спряжение глаголов? (3мин)

1.Просить -2 спр.

2.Терпеть – 2 спр.

3.Собрать – 1 спр.

4.Понять – 1 спр.

5.Бежать – разноспр

6.Тереть – 1 спр.

7.Поднять – 1 спр

8.Ловить – 2 спр

9.Беречь – 1 спр.

Станция 2 «Переходная»

Задание: Выписать из текста словосочетания глагол+ существительное с переходными глаголами. (5мин)                                                            

Мастер.

Столяр, не глядя на меня,

Сложил пожитки на полу,

Приладил доску, взял пилу –

И ну охватывать бруски!

А от распиленной доски

Запахло лесом и сосной,

Нагретой солнцем тишиной.

Украдкой я следил за ним,

Как ладит с делом он своим!

                        (Н. Саконская)

Ответ: сложил пожитки, приладил доску, взял пилу, охватывать бруски.

Задание проверяется выборочно. 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.

Станция 3 «Правописание глаголов» (5мин)

Задание 1: Вместо точек поставьте, где нужно, мягкий знак.

Предположим, ученик на пятерки учит..ся.

Очень любит он учит..ся и от книг (не)мучит..ся4.

Превосходный человек из него получит..ся.

Предположим, ученик спит весь день и ленит..ся.

Он учит..ся (не)желает, на авось надет..ся.

Всё равно он от ученья никуда не денет..ся.

Взаимопроверка работ.

( Дети меняются тетрадями. Правильный ответ выводится на экран.)

Ответ: Правописание –тся, -ться в глаголах. Если глагол отвечает на вопросы что делает (сделает?) или что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся буква ь не пишется.

        Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется.

        Реализация воспитательной цели урока. (1мин)

        -В чем основная мысль следующих строк?

        -Если ученик хорошо учится, из него получится хороший человек.

        - Учеба – ваш главный труд. Нельзя лениться, на авось надеяться.  Для того, чтобы стать хорошим человеком в будущем, вам поможет учеба.

Морфолого-синтаксический разбор предложения на доске. (Выполняет один ученик). Пока он готовится, класс делает физминутку.

Физминутка. (1мин)

Если хочешь быть здоровым,

на зарядку становись!

1,2 – прямо встали!

3,4 – подтянулись!

5,6 – вперед нагнулись!

7,8 – прямо встали!

Повторили мы глаголы

И за парты тихо сели.

 Задание 2: Из данных слов выпишите только глаголы, объясните их правописание, вставьте, где нужно, мягкий знак. (2мин)

        Поджеч.., калач.., испеч.., стереч.., горюч.., меч.., плач.., не плач…

        Ответ: В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак.

Взаимопроверка работ. (Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы. Правильный ответ выводится на экран.)

Станция 4 «Наклонение» (5 мин)

Задание: Определите наклонение глаголов.

Петя мечтает

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй.

Работа проверяется выборочно.

        Станция 5 «Найди антоним». (резервная)

Задание: Вставьте подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Укажите вид глаголов.

        1. Умел начать, умей и (мириться). 2. Плохо медлить, но и (торопиться) не следует. 3. Надо трудиться, а не (лениться). 4. Любишь брать, люби и (отдавать).  Умеешь ссориться, научись и (мириться).

        Работа проверяется «по цепочке». 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.

        V. Итог урока. (5 мин)        

По итогам всех заданий определяется победитель марафона, выявляется уровень усвоения знаний по теме «Глагол». (Кто первым пришел к финишу можно увидеть из табло).

- Из табло видно, что участник под номером ___ стал победителем нашего сегодняшнего марафона. Трем победителям вручаем медали.

( Лучшие «марафонцы» поощряются медалями.)

VI. Расставление оценок.

- Наш сегодняшний урок-марафон закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок марафон. Птицы-7 класс.

Урок марафон, занимательный и увлекательный, для обучающихся 7 класса. Также прикрепляю презентацию по класу птиц, можно адаптировать под этот или другой подобный урок....

Урок-марафон по русскому языку "Правописание корней слов".

Материалы урока садержат технологическую карту урока и презентацию по материалам урока. Занятие предполагает работу в группах и индивидуальную работу учащихся....