Урок-марафон по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок в виде соревнования с использованием игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, наверняка, повысит интерес учащихся к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-marafon_po_teme_glagol.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Урок-марафон по теме «Глагол».
Цели урока: 1.выяснить уровень усвоения знаний по теме «Глагол»;
2. развивать навыки в определении спряжения,
наклонения, переходности глаголов; развить
орфографические навыки при правописании глаголов;
3. воспитание интереса к обучению как к главному труду
учащихся; воспитание здорового образа жизни.
Оборудование: Карточки с заданиями, карточки с названиями станций, табло с цифрами (для определения победителя марафона), графопроектор, нарисованные товары – фрукты, овощи и т.п. для «Чудесной лавки», перфокарты, свисток, медали для награждения победителей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
- Организационный момент. (1 мин)
- Беседа учителя о глаголе и его морфологических признаках.(1мин)
- Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, мажет –
Всё расскажет нам… кто?
(Дети: Глагол!)
- Да, сегодня мы с вами проверим ваши знания по теме «Глагол». Для этого мы проведем необычный урок – урок-марафон. Только самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров. Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «морфологической» дистанции у нас не будет сошедших учеников.
Перед тем, как пройти 5 станций, давайте подкрепимся витаминами. Для этого пойдемте все в «Чудесную лавку»! Фрукты и овощи - и все полезное для вас здесь продаются не за деньги, а за знания. Что вы будете «покупать»?
Игра «Чудесная лавка».
Ш.Ответы на вопросы. (5-8мин)
Каждый ученик выбирает себе товар и покупает его, ответив на вопрос.
- Что обозначает глагол?
- Что такое инфинитив?
- Что называется спряжением глагола?
- Какие глаголы называются возвратными?
- Какие глаголы называются безличными?
- Сколько наклонений у глагола?
- Назовите времена глагола?
- Какой частью речи является глагол: служебной или самостоятельной?
- Какие глаголы называются переходными?
10)Какую синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?
IV. Основная часть.
-Итак, как я вижу, все готовы к старту. На старт, внимание, марш! (Дать сигнал свистка).
Станция 1 «Спряжение»
Задание: Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-ого лица ед. числа:
1.Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму.
8. Ловлю. 9. Берегу. (3мин)
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. |
-Какое слово у нас получилось в выделенном столбике? (Спряжение).
Задание 2: Определите спряжение глаголов? (3мин)
1.Просить -2 спр.
2.Терпеть – 2 спр.
3.Собрать – 1 спр.
4.Понять – 1 спр.
5.Бежать – разноспр
6.Тереть – 1 спр.
7.Поднять – 1 спр
8.Ловить – 2 спр
9.Беречь – 1 спр.
Станция 2 «Переходная»
Задание: Выписать из текста словосочетания глагол+ существительное с переходными глаголами. (5мин)
Мастер.
Столяр, не глядя на меня,
Сложил пожитки на полу,
Приладил доску, взял пилу –
И ну охватывать бруски!
А от распиленной доски
Запахло лесом и сосной,
Нагретой солнцем тишиной.
Украдкой я следил за ним,
Как ладит с делом он своим!
(Н. Саконская)
Ответ: сложил пожитки, приладил доску, взял пилу, охватывать бруски.
Задание проверяется выборочно. 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.
Станция 3 «Правописание глаголов» (5мин)
Задание 1: Вместо точек поставьте, где нужно, мягкий знак.
Предположим, ученик на пятерки учит..ся.
Очень любит он учит..ся и от книг (не)мучит..ся4.
Превосходный человек из него получит..ся.
Предположим, ученик спит весь день и ленит..ся.
Он учит..ся (не)желает, на авось надет..ся.
Всё равно он от ученья никуда не денет..ся.
Взаимопроверка работ.
( Дети меняются тетрадями. Правильный ответ выводится на экран.)
Ответ: Правописание –тся, -ться в глаголах. Если глагол отвечает на вопросы что делает (сделает?) или что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся буква ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется.
Реализация воспитательной цели урока. (1мин)
-В чем основная мысль следующих строк?
-Если ученик хорошо учится, из него получится хороший человек.
- Учеба – ваш главный труд. Нельзя лениться, на авось надеяться. Для того, чтобы стать хорошим человеком в будущем, вам поможет учеба.
Морфолого-синтаксический разбор предложения на доске. (Выполняет один ученик). Пока он готовится, класс делает физминутку.
Физминутка. (1мин)
Если хочешь быть здоровым,
на зарядку становись!
1,2 – прямо встали!
3,4 – подтянулись!
5,6 – вперед нагнулись!
7,8 – прямо встали!
Повторили мы глаголы
И за парты тихо сели.
Задание 2: Из данных слов выпишите только глаголы, объясните их правописание, вставьте, где нужно, мягкий знак. (2мин)
Поджеч.., калач.., испеч.., стереч.., горюч.., меч.., плач.., не плач…
Ответ: В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак.
Взаимопроверка работ. (Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы. Правильный ответ выводится на экран.)
Станция 4 «Наклонение» (5 мин)
Задание: Определите наклонение глаголов.
Петя мечтает
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй.
Работа проверяется выборочно.
Станция 5 «Найди антоним». (резервная)
Задание: Вставьте подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Укажите вид глаголов.
1. Умел начать, умей и (мириться). 2. Плохо медлить, но и (торопиться) не следует. 3. Надо трудиться, а не (лениться). 4. Любишь брать, люби и (отдавать). Умеешь ссориться, научись и (мириться).
Работа проверяется «по цепочке». 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.
V. Итог урока. (5 мин)
По итогам всех заданий определяется победитель марафона, выявляется уровень усвоения знаний по теме «Глагол». (Кто первым пришел к финишу можно увидеть из табло).
- Из табло видно, что участник под номером ___ стал победителем нашего сегодняшнего марафона. Трем победителям вручаем медали.
( Лучшие «марафонцы» поощряются медалями.)
VI. Расставление оценок.
- Наш сегодняшний урок-марафон закончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок марафон. Птицы-7 класс.
Урок марафон, занимательный и увлекательный, для обучающихся 7 класса. Также прикрепляю презентацию по класу птиц, можно адаптировать под этот или другой подобный урок....
Урок-марафон по русскому языку "Правописание корней слов".
Материалы урока садержат технологическую карту урока и презентацию по материалам урока. Занятие предполагает работу в группах и индивидуальную работу учащихся....