СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8, 11 КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕ-ВЕДЕНИЮ: ТЕСТЫ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Материал данной статьи будет интересе коллегам-словесникам для подготовки учащихся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirshova_ivanovo.doc.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А. Ширшова
МБОУО лицей № 22
города Иванова
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8, 11 КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ: ТЕСТЫ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ.
Последнее время в филологии и лингвистике прослеживается тенденция к введению в оборот ярко выраженного экологического слова. Слова, наполненного уникальной положительной энергетикой. Слова, дающего не только сладость звучания, сколько несущего глубинное информационное поле, а также духовно-нравственное воспитательное воздействие на человека.
Таким словом на уроке русского языка могут стать учебные материалы предмета «литературное краеведение», изучаемого в 8 классе. Модели и методика создания КИМов (на литературном материале) и спецификация письменных работ уже разработаны и опубликованы в научно-методическом пособии «Проектирование современных средств оценки учебных достижений обучающихся по русскому языку и литературе» [2, с.17-33].
За основу КИМов берется публицистический или художественно-публицистический текст, на основе которого дается система вопросов и заданий, позволяющих не только вести отработку литературоведческих понятий, углублять работу с изобразительно-выразительными средствами языка и закладывать компетентностное владение различными уровнями русского языка, но и в более зрелом возрасте, по сравнению с 8 классом, переосмысливать творчество ивановского поэта или писателя.
На основе краеведческих текстов можно и нужно составлять контрольно-измерительные материалы тренировочного уровня ЕГЭ по русскому языку. В русской словесности есть уникальное изобразительно-выразительное средство языка – градация (фигура речи, заключающаяся в расположении слов или выражений по убывающей или возрастающей значимости). Символически это средство может отображать духовные ступени роста человека: от любви и преданности к малой родине и ее корням - к патриотическому чувству к большой стране и ее истории в глобальном понимании. Это процесс долгий и трудный. И, в первую очередь, патриотическим и нравственным воспитанием должна заниматься школа. Поэтому мы и предлагаем использовать экологическое слово благодатного краеведческого материала для обеспечения ребенка культурной средой. Кроме этого, краеведческие тексты могут стать глубоким содержательным материалом для аргументации к части «С» ЕГЭ по русскому языку.
В качестве примера приводим тест на материале книги об Анне Барковой, судьба которой ярко иллюстрирует проблему противостояния человека и тоталитарной системы, а её творчество заполняет пустоты официальной истории и делает понятнее смысл содержания событий истории 20 века для современного молодого человека. Материалы теста отсылают ученика к книге Анны Барковой «…Вечно не та», которая открыла серию «Народный архив. Век XX. Противостояние: Человек – система», вышедшая в 2002 году в Московском издательстве «Фонд Сергея Дубова» [1].
Тест на краеведческом материале.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1) Трагическая судьба замечательного русского поэта Анны Александровны Барковой, чье творчество по праву должно быть вписано в контекст русской и мировой культуры, заслуживает того, чтобы о ней узнали широкие массы читателей. 2) На долгое время имя Барковой было просто «выключено» из литературного процесса, а ведь ее политический дебют был блестящ. 3) На заре своей юности, в далекие 1920-е годы, девушка из провинциального рабочего городка Иваново-Вознесенска попала в зону внимания самого наркома просвещения Луначарского, который в письме к Барковой прочил ей большое будущее: «Я вполне допускаю мысль, что Вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературы». 4) Положительно отозвались о ее творчестве Блок, Брюсов, Пастернак. 5) Она достигла такого положения, о котором другие могли лишь мечтать. 6) В 1922 году Баркова переезжает жить в Москву, становится личным секретарем Луначарского, который надеется «вылепить» из нее «великую пролетарскую поэтессу», масштабом не ниже другой Анны – Ахматовой. 7) В том же году в Петрограде выходит первый и единственный прижизненный сборник стихов Барковой «Женщина». 8)Лирическая героиня книги – «амазонка с оружием грозным», ярая провозвестница новой истины, новой любви и красоты, пришедших с революцией на смену старым. 9) «Жанной д,Арк современной поэзии» назвал Баркову один из известных критиков того времени. 10) Проблематика и образный строй этого поэтического сборника несколько схожи с пролеткультовскими, но вместе с тем уже тогда ее творчеству были тесны рамки ортодоксальной пролеткультовской эстетики, да и сама Баркова отрицала это влияние, относя свои стихи 20-х годов к разряду «некоего отвлеченного романтизма эпохи первых лет революции». 11) недаром «амазонка» борется в душе лирической героини с «пугливой женщиной-ребенком», а то, что она пытается преодолеть как старое, отжившее, вдруг, неожиданно для нее самой, властно заявляет о себе, прорываясь в стихах. 12) В то время юная Баркова искренне верила, что ее предназначение - быть поэтессой новой великой веры, создавать «истинный гимн новому богу», и вместе с тем интуитивно предчувствовала будущую расплату за отречение от «старого», за то, что «ложно предтечей себя назвала». 13) Эта раздвоенность души поэта не могла не отразиться на характере сборника «Женщина», что и проявилось в двойственности чувств и слов лирической героини. 14) … справедливо заметил Лев Аннинский, «ее путь в принципе – как у Андрея Платонова: преодоление, прозрение внутри фантастической веры, которая грохотом пролетарских кувалд осчастливливает земной шар». 15) За «прозрением» следует разрыв с Луначарским и начало полубездомной, безденежной и безвестной жизни. 16) Баркову перестают печатать, правда, еще одна книга – историческая пьеса «Настасья Костёр» - все же увидела свет в 1923 году. 17) Её заглавная героиня своим лихим безудержьем еще похожа на лирическую героиню «Женщины», но уже расплачивается за него: гигантский костер и апофеоз драмы. 18) В конце 20-х годов Баркова уже ясно сознает и признает, что напрасно «отреклись от Христа и Венеры», ведь «иного взамен не нашли,// Мы упрямые инженеры//Новой нежности, новой земли (стихотворение «Ветхий завет», 1928). 19) Так ее поэзия входит в потаенное русло. 20) На кафедре теории литературы и русской литературы XX века ИвГУ несколько лет успешно существует проект «Потаенная литература», и творчество А.А. Барковой является одни из объектов исследования данного проекта.
1) Какая особенность поэзии Барковой подчеркивается в тексте?
а) ортодоксальная пролеткультовская эстетика; б) отвлеченный романтизм эпохи послереволюционных лет; в) реализм; г) пролетарский пафос.
2) В каком предложении выражена идея данного текста?
а) 11; б) 1; в) 18; г) 3.
3) Укажите значение слова «ортодоксальной» (предложение 10).
а) революционной; б) старой, немодной; в) последовательной, придерживающейся основ какого-либо учения; г) прогрессивной, базирующейся на новых взглядах.
4) Какое слово (сочетание слово должно располагаться на месте пропуска в предложении 14?
а) вероятно; б) как; в) так как; г) потому что
5) В каком предложении использованы контекстные антонимы?
а) 5; б) 1; в) 4; г) 11.
6) Укажите верную характеристику предложения 8.
а) Сложноподчиненное предложение. б) Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. в) Простое предложение, осложненное однородными членами и обособленным определением. г) Сложное предложение с разными видами связи.
7) Какое предложение противоречит идее текста?
а) Баркова предчувствовала расплату за отречение от вечных человеческих ценностей. б) Баркова чувствовала себя гармонично в рамках пролеткультовской эстетики. в) Лирическая героиня Барковой обладала двойственностью чувств. г) Баркова в конце 20-х годов признала ошибочность отхода от веры.
8) Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?
а) должно быть вписано в контекст (предложение 1); б) один из литературных критиков назвал (предложение 9); в) Баркову перестают печатать (предложение 16); г) не могла не отразиться на характере (предложение 13).
9) Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков соответствующие буквы из списка терминов. Если вы не знаете, какая буква из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Для аргументации утверждений о поэзии А. Барковой в предложениях 8,10 данного текста использованы……..Для характеристики меры расплаты лирической героини за революционное рвенье в предложении 17 применяется…………….Для того чтобы показать душевную борьбу поэтессы, состояние ее внутреннего мира в тексте употреблены (предложение 12)……………Трагизм жизненного пути Барковой, так же, как и путь А. Платонова, состоит в тяжелом преодолении того явления, которое описывается в предложении 14 с помощью ……………
Список терминов:
а) градация; б) метонимия; в) однородные члены; г) просторечное слово; д) цитирование; е) эпитеты; ж) метафора; з) фразеологизм.
10) Напишите, согласны ли вы с тем, что судьба Барковой ярко иллюстрирует проблему противостояния человека и тоталитарной системы, а её творчество заполняет пустоты официальной истории и делает понятнее смысл содержания событий истории 20 века для современного молодого человека. Докажите свое мнение примерами из стихотворений поэтессы.
Ответы: 1) б; 2)в; 3) в; 4) б; 5)г; 6) в; 7) б; 8) б; 9) д, а, в, ж.
Литература
- Анна Баркова «…Вечно не та», серия «Народный архив. Век XX. Противостояние: Человек – система», издательство «Фонд Сергея Дубова», 2002.
- Ширшова И.А. Проект «Система контроля учебных достижений учащихся11-х классов по русскому языку и литературы: тесты на литературном материале»// Проектирование современных средств оценки учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе: Науч.-метод. пособие./Авт.-сост. Т.А. Майорова - Иваново, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Система контроля учебных достижений учащихся 11- х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале" "
Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и к...
Динамика учебных достижений учащихся 11 класса (Материалы к портфолио)
Раздел №3 "Методическая деятельность"...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «МЕСТОИМЕНИЕ»
КИМ по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" предназначен для учебных навыков и их оценки в соответствии ФГОС ООО...
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»
Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...
Оценка учебных достижений учащихся в предметной области «Русский язык и литература». Анализ проблем, пути преодоления.
О системе диагностирования межпредметных общеучебных умений обучающихся...