Внеклассное мероприятие"Великая сила русского слова".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Это мероприятие позволит вам возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к нашей прекрасной русской речи. Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. Мы способны и даже обязаны постоянно творить в слове. Акт речи всегда работа творческая, созидательная, если она наполнена сознательным стремлением к чему-то более совершенному. И завет великого писателя «беречь» русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое понятие, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда чистота языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискаженными, святые идеалы незапятнанными. Тогда чистота языка в какой-то степени сделает и всю нашу жизнь более чистой, осмысленной и прекрасной.
Цели:
-определить значение и функции слова в русском языке;
- стимулировать интерес к изучению русского языка посредством вовлечения учащихся в игру;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений по русскому языку;
- воспитывать уважение к русскому слову и бережное обращение с ним
- воспитывать культуру речевого поведения;
Форма: внеклассное мероприятие -командная игра
Методы: игровая технология, частично-поисковый метод, репродуктивный, наглядный, практический
Оборудование: карточки с заданиями, памятки, презентация, видеопроектор, высказывания в о русском языке, пословицы и поговорки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 45.87 КБ |
prilozh_k_vnekl_meropriyatiyu_velikaya_sila_slova.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыганова Оксана Геннадьевна МОУСОШ №2
МО "Барышский район" Ульяновской области
Внеклассное мероприятие по русскому языку
" Великая сила русского слова" в 8 классе
«... Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира»
(К. Аксаков).
Цели:
-определить значение и функции слова в русском языке;
- стимулировать интерес к изучению русского языка посредством вовлечения учащихся в игру;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений по русскому языку;
- воспитывать уважение к русскому слову и бережное обращение с ним;
- воспитывать культуру речевого поведения;
Форма: внеклассное мероприятие -командная игра
Методы: игровая технология, частично-поисковый метод, репродуктивный, наглядный, практический
Оборудование: карточки с заданиями, памятки, презентация, видеопроектор, высказывания в о русском языке, пословицы и поговорки
Ход мероприятия
ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель:
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычное занятие.
посмотрите на тему и эпиграф занятия. Чему оно будет посвящено? слову
Язык — это уникальнейшее явление в эволюционном космическом процессе развития человека. Слово сделало из человекоподобного — Человека, ибо всё, что он называет, чему дает имя, — осмысливается, приобретает особую форму существования.
Слово есть звучащая, овеществлённая мысль. Мысль обретает в слове плоть и становится доступной для всех других людей. Слово — это проявленная психическая энергия, результат работы сознания, душевной и духовной жизни человека. Оно становится сознательной силой в процессе развития общества.
--Почему слово можно назвать самым мощным оружием человека? Послушайте стихотворение
Ученик читает наизусть стихотворение В.Шефнера:
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Учащиеся:
-Слова - важны. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия. А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.
- К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в интернете и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мирах.
- Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает. "...словом можно спасти." Не спорю. И даже поддерживаю это мнение и могу доказать на конкретных фактах. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя."-именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь.
Учитель: Русский язык-душа России. Её ценностью у нас являются красивые русские слова. Вы только вслушайтесь в слово "Россия- какое красивое слово и роса, и сила, и синее что-то..."-говорил русский поэт С.Есенин.
Художественная миниатюра «РУСЬ» С. Романовского
Россия-Русь. Русь. Короткое – в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).
«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.
Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место! Русь – страна света.
Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!
-Узнать основные функции слова нам поможет командная игра
Ход игры
Ученик:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Учитель представляет участников, судейскую коллегию. Объявление условий игры.
Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. Зрители тоже принимают участие. Отдают свои баллы команде , за которую переживают. В игре представлены следующие номинации:
- ЛЕКСИКА
Фразеология Пословицы Словари
- ЭТИМОЛОГИЯ
- МОРФЕМИКА
- МОРФОЛОГИЯ
Часть речи Имена Тёмная комната
- ФОНЕТИКА
- ОРФОГРАФИЯ
- ВИКТОРИНА
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!
ПРОЛОГ
Учитель: "Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно”-говорил Л.Н.Толстой.
Спросим себя честно: правильно ли, чисто ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчёмными словами, грубостями, нелепостями? А как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чёкаем» ли, не проглатываем ли отдельные звуки, не бываем ли мы похожи на плохой автомат по «речевой стряпне»? Что и говорить, речь наша часто подвержена разнообразным негативным влияниям, в частности оскудению и засорению. Как заброшенное поле, так и небрежная речь сразу начинает «зарастать» различными «сорняками» да «бурьянами». Эти сорняки — вредоносные носители порчи языка. Посмотрите сценку и найдите эти" сорняки".
«Говорите правильно»
Задание: замените жаргонные слова на литературные
Интермедия «Поговорим» (инсценирование)
Действующие лица: Мальчик и взрослый
- Здравствуй, Саша! Как прошел день?
- Крутяк! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
-Без.
-А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чём подъехал, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
- Вы поняли, о чём разговаривали ребята? А ведь эти жаргонные слова употребляют в речи многие дети. На первый взгляд это кажется смешным, но здесь кроется глобальная проблема. Что мы видим? Слова извратились, потеряли всякий смысл. И этот вирус поражает прежде всего вас, детей. А ведь вы - наше будущее. В итоге люди перестают понимать друг друга.
-Давайте поможем перевести эти слова на литературный язык.
Далее командам предлагается по очереди открывать номинации и выполнять задания.
ЛЕКСИКА
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Скажи одним словом.
· Во весь дух. (Быстро)
· Рукой подать. ( Близко)
· Сломя голову. (Быстро)
· Прикусить язык. (Замолчать)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольёшь»).
- Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
- И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
- Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)
2. ПОСЛОВИЦЫ.
Ученик:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе - не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на человека?
Я называю часть пословицы, ваша задача - продолжить её!
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
1.0т учтивых слов язык не отсохнет.
2.Доброе слово и кошке приятно.
3.Ласковые слова слаще мёда.
4.Как аукнется, так и откликнется.
5.Каков голосок, таков и отголосок.
6.От пустого слова травинка не зеленеет.
7.Рана от сабли заживает, рана от слова - нет.
8. Человеческое слово острее стрелы.
9. Слово пуще стрелы разит.
10.Пустые речи и слушать неча.
Учитель: Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Конкурс " СЛОВАРИ"
Словари – это вся вселенная в алфавитном
порядке. Если хорошенько подумать,
словарь – это книга книг. Другие книги
надо лишь извлечь из него. (А. Франс)
Учитель: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. На вопросы команды отвечают по очереди.
- Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)
- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)
-Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).
- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).
Жюри подводит итоги.
Вопросы зрителям:
1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)
2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)
5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)
6. Словарный запас человека. (Лексикон).
ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).
По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Морфемика
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание для всех команд:
Корень - в слове СНЕЖИНКА.
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)
За правильный ответ – 1 балл
Задание для зрителей:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Конкурс " ЧАСТЬ РЕЧИ"
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;
2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных и глаголов;
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ > ЗВУКОВ;
- БУКВ < ЗВУКОВ;
- БУКВ = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ | БУКВ < ЗВУКОВ | БУКВ = ЗВУКАМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда получает 1 балл за правильность.
ОРФОГРАФИЯ
Орфография - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
Задание зрителям: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
М…рковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ. ЭПИЛОГ.
Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)
Учитель: на этом игра для наших команд заканчивается и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.
1. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это? (Лист)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, не мотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже…
Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое? (Земля)
5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)
6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент? (Клубок)
8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (Молоко)
РЕФЛЕКСИЯ
-В чем заключается великая сила слова?
-Что вы узнали нового на этом мероприятии?
-Чтобы обладать сильным оружием-словом , вы должны уметь определять значение слова, знать его происхождение, правильно его произносить, употреблять в речи, писать, образовывать от него новые слова .
НАГРАЖДЕНИЕ
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.
Учитель: Я надеюсь, что наше мероприятие позволит вам сделать правильные выводы. Возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой — наша насущная задача. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к нашей прекрасной русской речи. Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. Мы способны и даже обязаны постоянно творить в слове. Акт речи всегда работа творческая, созидательная, если она наполнена сознательным стремлением к чему-то более совершенному. И завет великого писателя «беречь» русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое понятие, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда чистота языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискаженными, святые идеалы незапятнанными. Тогда чистота языка в какой-то степени сделает и всю нашу жизнь более чистой, осмысленной и прекрасной.
Учитель : Послушайте напутственное слово
В. Солоухина в стихотворении «Слово о словах» (читает Иванова Д)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель: Спасибо за внимание и участие!
Оценочный лист жюри
Номинации игры | Баллы | Итого |
1. ЛЕКСИКА -Говорите правильно -Фразеология -Пословицы - Словари | ||
2.ЭТИМОЛОГИЯ | ||
3. МОРФЕМИКА -Отгадай слово | ||
4. МОРФОЛОГИЯ 1.Часть речи 2. Тёмная комната | ||
5.ФОНЕТИКА | ||
6. ОРФОГРАФИЯ | ||
7.ВИКТОРИНА | ||
Конкурс пословиц "Найди вторую половину"
1. 0т учтивых слов язык не ......
2. Доброе слово и ...........
3. Ласковые слова слаще .......
4. Слово пуще стрелы ......
5. Каков голосок, таков и ..................
Конкурс пословиц "Найди вторую половину"
6. От пустого слова травинка не.............
7. Рана от сабли заживает, рана от слова .....
8. Человеческое слово острее ........
9. Как аукнется, так и ............
10. Пустые речи и слушать .............
.
ЛЕКСИКА
______________
ЭТИМОЛОГИЯ
_______________
МОРФЕМИКА
_______________
МОРФОЛОГИЯ
_______________
ФОНЕТИКА
_______________
ОРФОГРАФИЯ
_______________
ВИКТОРИНА
Предварительный просмотр:
Действующие лица: Мальчик и взрослый
- Здравствуй, Саша! Как прошел день?
- Крутяк! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
-Без.
-А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чём подъехал, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
Конкурс "Этимология" 1 команда
По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.
_______________________________________________
Конкурс "Этимология 2 команда
Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?
__________________________________________________________
КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Корень - в слове СНЕЖИНКА.
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ.
______________________________________________________
Задание для зрителей:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
_____________________________________________________
Конкурс "Морфология" Определите, сколько здесь глаголов и прилагательных?
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
Конкурс "Морфология" Сколько здесь существительных?
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
ФОНЕТИКА
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ | БУКВ < ЗВУКОВ | БУКВ = ЗВУКАМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФОНЕТИКА
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ | БУКВ < ЗВУКОВ | БУКВ = ЗВУКАМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Орфография
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю».
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
Орфография
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю».
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
Задание зрителям: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
М…рковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Солоухин «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Памятка
1. Не говорите плохих слов.
2. Не копируйте других.
3. Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
4. Помните: "Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
Человеческое слово острее стрелы
Ласковые слова слаще мёда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО.
Данная разработка рассказывает о великих полководцах России, начиная с Древней Руси....
Внеклассное мероприятие\'\'Великий Воин Земли Русской\'\',-посвящённый А.В.Суворову
Праздник,посвящённый А.В.Суворову....
внеклассное мероприятие "Великий и могучий русский язык"
викторина для старшеклассников....
Презентация к внеклассному мероприятию "Великий мастер слова"
Презентация к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева...
Внеклассное мероприятие "Великая сила слова"
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 классов и разработано с целью изучить возможности слова, его значение в жизни человека и влияние на душевное и физическое состояние....
Внеклассное мероприятие "Великое русское слово"
Внеклассное мероприятие "Великое русское слово"...
Внеклассное мероприятие " Игра по русскому языку "Слова, слова, слова..."
Лингвистическая игра для обучающихся 8 - 11 классов...