Внеклассное мероприятие "Великая сила слова"
методическая разработка
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 классов и разработано с целью изучить возможности слова, его значение в жизни человека и влияние на душевное и физическое состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 408.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«ВЕЛИКАЯ СИЛА СЛОВА»
Аннотация
В формировании духовного облика человека большую роль играет поведение, взаимоотношения в коллективе, конкретный труд. Но ведь и поведение, и взаимоотношения, и труд – все зависит от процессов, происходящих в душе, важнейшим средством влияния на которую является слово. Слова, которые человек использует в своей речи, управляют его мышлением. А мышление, в свою очередь, управляет чувствами и действиями. Получается, что слова обладают силой изменять чувства и эмоции, в соответствии с которыми человек действует, формируя и создавая свою жизнь.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Великая сила слова» затрагивает вопросы воспитания любви и уважения к языку, способствует укреплению нравственных ценностей детей школьного возраста и развитию творческого воображения, фантазии. Ценности, о которых речь пойдет в разработке внеклассного мероприятия, актуальны, поскольку овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Умение компетентно обсуждать важные проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вербально достигать желаемой цели должно стать обязательным качеством каждого современного молодого человека.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 классов и разработано с целью изучить возможности слова, его значение в жизни человека и влияние на душевное и физическое состояние. Использование разнообразных методов (игровая технология, частично-поисковый метод, репродуктивный, наглядный, практический) позволяет лучше донести до учащихся влияние слова на человека. Время проведения – 45 минут.
Введение
Если учеников спросить, что мы называем словом, то они ответят, что оно состоит из звуков, а звуки обозначаем на письме буквами. В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок». На первый взгляд всё так просто и понятно. Все наши мысли, слова, эмоции материальны. Каждый день, каждый миг, когда мы размышляем, общаемся, хвалим кого-то или ругаем, мы творим будущее.
Помните строки "словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…"? У каждого слова есть энергетика. А потому и события, случающиеся вслед за нашими словами, могут быть самые разные.
«Слово есть поступок», — сказал Л. Н. Толстой.
Таким образом, слово — это проводник, через который вливаются в душу не только мысли и образы, но и поток ощущений, переживаний, чувств и пожеланий.
Поэтому чрезвычайно важно научить бережному отношению к слову.
Большую роль в формировании языковой культуры оказывает семья. Пример родителей, их речь, отражающая отношения в семье, яркий пример для ребенка.
Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Работа над образностью слова – едва ли не самое главное направление развития творческого потенциала школьников. Следовательно, надо привести учащихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственную жизнеспособность. А как итог, формируется грамотность. А как привить эти качества? Как доказать детям, что слово – это сила? Как убедить их в том, что:
Ты — господин несказанного слова,
А сказанного слова — ты слуга. (Омар Хайям)
Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и, прежде всего, с живописью. Живопись знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Использование произведений живописи позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.
Содержание
Цели:
формирование отношения к языку и к слову, как общенациональной духовной, нравственной и культурной ценности; повышение интереса учащихся к роли слова в жизни каждого человека.
Задачи:
- Обучающая: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;
- Развивающая: совершенствовать навыки аналитической работы учащихся с текстом, умение формулировать проблемы, аргументировать собственное мнение, обобщать, делать выводы; развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- Воспитательная: воспитывать уважение к слову и бережное обращение с ним; воспитывать культуру речевого поведения; способствовать сплочению коллектива.
Форма: внеклассное мероприятие
Ожидаемые результаты: понимание важности речевого общения; формирование языковой компетентности детей школьного возраста.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология дебатов, технологии проектной деятельности, игровые технологии.
Оборудование: карточки с заданиями, памятки, презентация, видеопроектор, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Здравствуйте! Сегодня нам нужно научиться вместе с вами находить необычное в повседневном и удивляться давно привычным вещам, ведь на земле очень много всего, что достойно удивления.
Мне бы хотелось обратиться к вам за помощью. Прочитайте эпиграф и попробуйте определить тему нашего мероприятия.
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Евангелие от Иоанна, 1: 1 -2)
- О чем мы будем говорить? Что такое слово?
В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».
- Все мы говорим – то есть произносим слова. На первый взгляд всё просто и понятно. Но почему слову уделяется такое пристальное внимание?
Может быть, потому, что слова, посредством которых мы общаемся, оказывают огромное влияние на судьбу человека и даже целого народа. Давайте попробуем это доказать.
Все наши мысли, слова, эмоции материальны. Вы согласны? Каждый день, каждый миг, когда мы размышляем, общаемся, хвалим кого-то или ругаем, мы творим будущее. В обычном слове человека открывается его сокровенное - сердце, и мы по речи человека можем познавать его.
Таким образом, слово — это проводник, через который вливаются в душу не только мысли и образы, но и поток ощущений, переживаний, чувств и пожеланий.
Сегодня, говоря о великой силе слова, мы познакомимся с удивительной картиной современного художника, картиной, которая дарит любовь. Для этого нам необходимо составить картину из фрагментов. Как вы видите, они разных цветов. Предлагаю вам примерить шляпу и выполнить соответствующее задание.
- Синяя шляпа.
Вы подводите итог размышлениям. Формулируете окончательные выводы.
Ваша задача состоит в том, чтобы из пяти предложенных пословиц выбрать ту, которая послужит выводом, итогом размышлений по каждому вопросу.
- Белая шляпа.
Вы анализируете только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Вспомните, кому принадлежат слова. Как великие полководцы, правители и мыслители использовали волшебную силу слов?
«Будущее принадлежит нам!» - провозгласил Гитлер, и началась Отечественная война.
Великий полководец Александр Невский поднимал дух русских полков перед битвой словами: «Кто на нас с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет!»
Пётр I воодушевил народ на героические свершения словами: «Мы прорубим окно в Европу!»
Глава правительства Советского Союза Иосиф Сталин в дни фашистского вторжения призывал народ к мужеству и стойкости: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Вывод: Испокон веков великие правители, полководцы и мыслители использовали волшебную силу слов, чтобы преобразовать эмоции, склонить на свою сторону и даже изменить ход истории. Потому, что самая главная таинственная сила слова в том , что оно вызывает не только эмоцию, но и побуждает к действию.
Пословица: Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.
- Красная шляпа.
Сфера Вашего мышления – эмоции, интуиция, чувства и предчувствия.
Прочитайте притчу. Как вы считаете, может ли слово влиять на эмоциональное состояние человека?
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться, еще больше оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило
оскорблять тебя.
Удовлетворенный извинением, Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился.
Вывод: Слова играют большую роль в нашей жизни. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они могут ранить и исцелять. Они вселяют надежду и опустошают душу. С помощью слов мы можем выразить самые искренние наши чувства, самые благородные намерения и самые сокровенные Желания.
Пословица: Приветливое слово гнев побеждает.
Покорное слово гнев укрощает.
- Желтая шляпа.
Ваша задача - искать только всё самое хорошее, смотреть на все с позиции оптимиста.
- Почему преображались люди, прочитав слова И.С.Тургенева о русском языке?
А знаете ли вы о том, что стихотворение И.С. Тургенева “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий...” во время Великой Отечественной войны принимало участие в борьбе с фашизмом?
Это было так. К коменданту оккупированного Орла зашла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешить открыть музей И. С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало: что же воодушевляет людей, вселяет в них уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, входящий в музей-комнату, были слова из стихотворения в прозе “Русский язык” (1882) И. С. Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Слова как нельзя более точно отражали всё то, что было в душе каждого советского человека: ненависть и любовь, боль и мужество, а ещё вселяли большую веру в то, что “враг будет разбит, победа будет за нами”.
Пословица: Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Зеленая шляпа.
Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
- Перед вами картина известного художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу, иней». Опишите ее тремя предложениями.
- А вот как картину зимнего леса увидел мастер художественного слова Федор Иванович Тютчев.
Федор Иванович Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
Вывод: Когда к слову прикасается рука художника, оно становится особым материалом. Сила его в художественной литературе заключается в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность
Пословица: Когда сливаются слова сердца и языка, возникает прекрасное.
- Черная шляпа.
Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность.
Просмотрите отрывок из мультфильма. К чему может привести неосторожное использование слов?
Вывод: Причиной многих негативных событий и даже трагедий в нашей жизни могут стать всего лишь неосторожно сказанные слова.
Пословица: От одного слова — да на век ссора.
VII. Поведение итогов
- Посмотрите на картину Антона Викторова «Свет Истины»
- Объясните, как вы понимаете название. Почему слово «Истина» написано с большой буквы?
- А знаете, почему я назвала её картиной, которая дарит любовь?
Живопись Антона Викторова уникальна, а его картины приносят удачу и дарят любовь, так как художник в качестве художественного мазка использует слово Любовь. Основная идея его работ - создание произведений, излучающих нескончаемый поток положительной энергии, и автор уверен, что каждый человек, увидевший его картины, обязательно получит её частичку.
VII. Заключение
Я надеюсь, что любовь будет рядом с вами всегда: любовь к родным, природе, Родине, родному языку, слову. Ведь «слово — великое орудие жизни» (Владимир Галактионович Короленко).
Любите и будьте любимы! Спасибо за внимание.
Список использованных источников
1. Словарь русского языка. С.Ожегов. «Русский язык» М.,1985г.
2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриева и др.: Под ред. Е. Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.
3. Необычные картины, написанные любовью /http://nasati.ru/neobychnye-kartiny.html/
Приложение
- Синяя шляпа.
Вы подводите итог размышлениям. Формулируете окончательные выводы.
Ваша задача состоит в том, чтобы из пяти предложенных пословиц выбрать ту, которая послужит выводом, итогом размышлений по каждому вопросу.
Приветливое слово гнев побеждает.
Покорное слово гнев укрощает.
Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
От одного слова — да на век ссора.
Когда сливаются слова сердца и языка, возникает прекрасное.
- Красная шляпа.
Сфера Вашего мышления – эмоции, интуиция, чувства и предчувствия.
Прочитайте притчу. Как вы считаете, может ли слово влиять на эмоциональное состояние человека?
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться, еще больше оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило
оскорблять тебя.
Удовлетворенный извинением, Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился.
- Белая шляпа.
Вы анализируете только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Вспомните, кому принадлежат слова. Сопоставьте высказывания и их автором.
Как великие полководцы, правители и мыслители использовали волшебную силу слов?
«Кто на нас с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет!» | - призывал народ к мужеству и стойкости Глава Советского Союза Иосиф Сталин в дни фашистского вторжения. |
«Мы прорубим окно в Европу!» | - провозгласил Гитлер, и началась Отечественная война. |
«Будущее принадлежит нам!» | - так Петр I воодушевил народ на героические свершения . |
«Враг будет разбит! Победа будет за нами!» | - такими словами великий полководец Александр Невский поднимал дух русских полков перед битвой. |
- Желтая шляпа.
Ваша задача - искать только всё самое хорошее, смотреть на все с позиции оптимиста.
- Прочитайте текст. Почему преображались люди, посетив музей И.С.Тургенева в оккупированном Орле?
Это было так. К коменданту оккупированного Орла зашла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешить открыть музей И. С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало: что же воодушевляет людей, вселяет в них уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, входящий в музей-комнату, были слова из стихотворения в прозе “Русский язык” (1882) И. С. Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
- Зеленая шляпа.
Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Перед вами картина известного художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу, иней» (1877).
- Опишите ее тремя предложениями.
- Черная шляпа.
Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность.
Просмотрите отрывок из мультфильма. К чему может привести неосторожное использование слов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).
В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...
Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".
Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...
Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"
Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"...
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Я знаю силу слов!"
Данная разработка содержит представление промежуточных результатов деятельности клуба "Любители словесности" обучающимся 5 класса....
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Я знаю силу слов!"
Данная разработка содержит представление промежуточных результатов деятельности клуба "Любители словесности" обучающимся 5 класса...
Внеклассное мероприятие «Урок речевого общения. Сила слова»
Мероприятие о роли русского языка в современном мире; представления о слове с нравственно – эстетической точки зрения «Слово как оружие зла и добра»....
Конспект внеклассного занятия «Сила слова»
Мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания...