урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
урок развития речи в 6 классе подготовка к написанию сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет - русский язык.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ
«Звуки и краски весны».(1 слайд )
ЦЕЛЬ: 1.Обобщить теоретические сведения о типах текста, о средствах выразительности языка; 2.Формирование умения определять и самим использовать в речи
различные средства выразительности для придания яркости, образности высказыванию; 3.Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей природе.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна. Я рада вас видеть. Сегодня для вас и для меня необычный урок русского языка. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Все мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. От этого душа наполняется радостью. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям.
Тема нашего урока «Звуки и краски весны». Сегодня мы вспомним типы текста и средства выразительности языка, и будем использовать их в речи для придания яркости, образности высказывания.
Упал сосулькой март к ногам, (2 слайд)
И потекли ручьи по склонам
Навстречу солнцу и ветрам
С неумолкающим трезвоном.
Глядится лес в голубизну, Вершины сосен запрокинув,
И видит, как, неся весну, Косяк стремится журавлиный.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Началась та чудная пора, когда природа, пробудилась ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. Сегодня мы посмотрим, как весну изображали художники, композиторы, поэты, а затем сами выступим в роли писателей. Мы будем готовиться к написанию мини - сочинения о весне и напишем его. А чтобы сочинение получилось интересным, живым, давайте вспомним средства изобразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. (3 слайд) А в этом вам помогут карточки-информаторы.
IV. Работа по теме урока.
И так мы отправляемся в царство весны. Верным помощником нам будет маршрутный лист, (4 слайд) он нам поможет написать сочинение.
В 1 столбик мы будем вносить приметы ранней весны. Рассмотрим день, снег,
деревья.
Во втором столбике отразим звуки ранней весны. Как мы слышим ручейки,
капель, птиц.
В 3 столбик занесем краски ранней весны.
Ну а в 4 столбике вы поделитесь своими чувствами, ощущениями о ранней весне.
Но чтобы нам не заблудиться по дороге, давайте вспомним, как же мы узнаем
весну? (5 слайд) (Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит.)
1.Беседа по картине
Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Март»(6 слайд)
-Что говорит о весне на этой картине? Как подтверждается название картины
"Март"? (Чистое синее небо, снег уже не как белоснежный ковер, как был зимой.
Он стал серым, рыхлым.)
- Какое настроение создает картина? (Радостное, умиротворенное, спокойное,
поэтичное.)
- Какие вызывает чувства: радость, удивление, восторг, восхищение, грусть, волнение, беспокойство, интерес.) (Записываем эпитеты в последнюю колонку маршрутного листа)
- Какие эпитеты вы подберете, чтобы описать весенний день, снег, деревья? Ведем записи в первом столбике маршрутного листа. (День ясный, теплый, весенний. Снег рыхлый, подтаявший, сероватый, блестящий на солнце. Деревья: мощные сосны, стройные тонкие гибкие молодые деревца, семейка молодых осинок, густая темная крона хвойных деревьев.)
- Какие краски преобладают на картине? А теперь обратимся к 3 столбцу маршрутного листа. (Лес темный, побагровевший, зеленый, манящий. Снег синеватый, переливающийся разными оттенками; небо сияющее, чистое, голубое)
-Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник.
-Что бы вам захотелось сделать? (Работаем в 4 колонке маршрутного листа). (Подышать свежим лесным воздухом; побегать по рыхлому снегу; поиграть в снежки; убежать в лес; постоять под сосной и полюбоваться красотой природы; погреться на крылечке под лучами весеннего солнца.)
-Какие звуки можно услышать, всматриваясь в картину? (6 слайд еще раз щелкнуть) (Весеннюю капель, шелест ветра от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст снега под ногами, робкое пение птиц.) (звучит музыка) Запишем наши наблюдения во вторую колонку маршрутного листа
-Какие стихотворные строки вспоминаются? (Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он.)
2.Звуки весны можно услышать и в музыке. Внимательно послушайте пьесу «Подснежник». П.И. Чайковского об апреле. (7 слайд-щелчок
громкоговоритель) (прослушивание записи)
- Какие звуки вы сейчас услышали? ( В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы) (8 слайд - громкоговоритель) Дополним записи 2 столбика маршрутного листа
Физминутка:
-А сейчас немножко отдохнем .
Наступила весна. Потекли ручьи. Начнутся скоро долгожданные каникулы. Давайте опустим бумажные кораблики на воду, а чтобы они поплыли, на них нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени будут кораблики плыть. Сделаем глубокий вдох. Дуем медленно, не торопясь. Молодцы!
- Ребята мы открыли секрет: звучание весны передается не только словами, но и красками, музыкой. Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова? Сейчас давайте попробуем сами выступить в роли писателей, напишем сочинение-миниатюру про весну. При написании сочинения, какой тип речи будет ведущим? (9 слайд) (опора на доске)
V. Написание сочинения.
Учитель. Теперь вы можете приступить к мини-сочинению «Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь материал, накопленный во время путешествия в царство весны и записанный в таблице на маршрутном листе. (10 слайд) А вот как я заполнила свой маршрутный лист, какие выражения понравились вам, можете использовать в своем сочинении. (Во время работы учащихся звучит музыка Моцарта «Адажио») - 1 щелчок
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся пишут сочинение, лучшие сочинения зачитывают.
VII. Подведение итогов.
Итак, что мы повторили на уроке? (типы речи, средства выразительности) (Слайд 11), а сами выступили в роли хороших писателей.
Урока время истекло!
Я вам, ребята, благодарна,
За то, что встретили тепло,
И поработали на славу!
VIII. Домашнее задание.
(12 слайд)Свои сочинения сдайте мне на проверку, а дома продолжите работу, начатую сегодня на уроке и, используя маршрутный лист в качестве помощника, напишите сочинение о весне от чьего-либо лица (например, от имени берёзки, лошадки ...)
Ребята, кому понравился урок, поместите цветочек на нашу весеннюю полянку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...