Программа элективного курса по русскому языку
элективный курс (русский язык, 11 класс) по теме

Гугунова Светлана Александровна

Программа может быть использована учителями русского языка, работающими  в 11 классе для  подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_dlya_11_klassa.rar22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №26»

Русское правописание: орфография и пунктуация

(Программа элективного курса для 11 класса)

Составитель: Гугунова Светлана Александровна,

учитель МОУ «СОШ №26»,

г. Салаир

Гурьевский район  2007

Программа элективного курса

 для 11 класса

                                      «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Составила: Гугунова Светлана Александровна,

учитель первой квалификационной категории

Рассмотрено на школьном МО учителей предметов

гуманитарного цикла

протокол №_____ от «     »_________________2007г.

руководитель МО _______________  Полникова Н.М.

Рассмотрено на районном МО учителей_______________________________

Протокол №             от «        » _________________________ 2008г.

Руководитель МО  ____________________ Гречишкина  В.Я.      

Содержание

Пояснительная записка                                                       3 стр

Учебно-тематический план

Содержание программы

Перечень ключевых слов

Список литературы

Приложения

РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ.

                          Пояснительная записка

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает  не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также  специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Задачами данного курса является:

  1. Способствовать формированию устойчивых орфографических и пунктуационных навыков;
  2. Развивать навыки культуры письменной речи;
  3. Развивать умения применять свои знания по орфографии и пунктуации с учётом речевой ситуации.

Введение данного курса обусловлено тем, что на русский язык в 11 классе отводится всего 1 час.  Курс орфографии и синтаксиса был пройден в основной школе, а учащимся предстоит сдача русского языка в форме  ЕГЭ, так как русский язык на сегодняшний день является одним из важнейших предметов средней школы: его предстоит сдавать учащимся во всех ВУЗах. Особое место в изучении русского языка уделяется осуществлению функциональной подготовки школьников, развитию их грамотности и познавательных процессов.

Данный курс будет способствовать углублению знаний, полученных учащимися в основной школе, и подготовит их к сдаче ЕГЭ и поступлению в  учебные заведения.

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности  (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

Основные направления в работе:

  -  усиленное внимание к  семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания;

  -  опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова

  -  систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирования умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами.

Основные приёмы работы, которые помогают реализовать данные направления в обучении:

  -  работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

  -  семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

  -  работа с разнообразными лингвистическими словарями;

  -  орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговых тестов и тематических тестов.

Программа «Русское правописание: орфография и пунктуация» общим объёмом 68 часов изучается в течение года.

Наименование разделов и тем

   Количество часов

Формы  контроля

Раздел 1

1.1. Особенности письменного общения

Итого по разделу

Раздел 2

Орфография  

Правописание морфем

2.1. Разделы русской орфографии

2.2. Правописание корней

2.3. Правописание приставок

2.4. Правописание суффиксов

2.5. Правописание окончаний

2.6. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Итого по разделу

Раздел 3

3.1.Слитные, дефисные и раздельные написания

        

Итого по разделу

Раздел 4

4.1. Написание строчных и прописных букв  

4.2. Речевой этикет в письменном общении 

Итого  по разделу

Раздел 5. Пунктуация

5.1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

5.2. Знаки препинания в конце предложения.

5.3. Знаки препинания внутри простого предложения

Итого по разделу

Раздел 6. Знаки препинания в сложном предложении.

6.1. Знаки препинания между частями сложного предложения

6.2.Знаки препинания при передаче чужой речи

6.3. Знаки препинания в связном тексте

Итого по разделу

Итого за курс

Всего

теория

практика

Выполнение тестов

Выполнение тестов

Выполнение тестов

Выполнение тестов

2

2

2

5

4

4

5

1

23

9

10

2

2

4

2

2

13

16

8

3

3

15

68

2

2

2

2

2

2

2

12

4

4

1

1

2

2

1

4

7

2

1

1

4

26

2

2

2

3

1

1

11

5

1

6

1

1

2

1

7

1

9

6

2

2

1

11

42

Содержание программы

Раздел 1.  Особенности письменного общения

(2 часа)

  1. Виды и формы речевого общения.
  2. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. Особенности письменной речи.

Раздел 2. Орфография. Правописание морфем

(21 ч)

1.  Орфография как система правил правописания. Русское правописание

2. Разделы русской орфографии.

     Правописание морфем.  Принцип единообразного написания морфем.

    3.   Правописание корней

    4.   Правописание приставок.

    5.   Правописание суффиксов.

    6.   Правописание окончаний.  

Практические занятия

1. Правописание корней. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые.

Е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразное написание корня. Понятие о фонетическом принципе написания.

  1. Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер- и др (зависимост от глагольного суффикса –а-). 2)-раст-//-рос-, -скак-//-скоч-(зависимость от последующего согласного). 3) –гор-//-гар-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения)

Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, еле//ле.

 Чередование согласных в корне. Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

  1. Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип;  2) все остальные приставки – морфологический принцип написания.
  2. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-и пре-.
  3. Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание:          -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть-(ость-), -ени(е)  и др.  Различение суффиксов –чик –и -щик-  со значением лица. Суффиксы –ек-и –ик-,  -ец- и –иц.
  4. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит--, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. 

Различение на письме глагольных суффиксов–ова- (-ева-) и –ыва—(-ива-)

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание н и нн  в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

  1. Правописание окончаний.  Различение окончаний –е и –и в именах существительных.
  2. Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

 9.  О – е после шипящих и ц в корне, суффиксе  и окончании; правописание  ы и и  после ц;

Употребление разделительных ъ и ь.

Правописание на стыке морфем; написание сочетаний чн, чк, нщ, нч, рч, рщ, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;

  1.  Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
  2. Выполнение тестов по темам.

Раздел 3. Слитные, дефисные и раздельные написания 

(10 часов)

  1.  Грамматико-семантический анализ при выборе слитного  и раздельного написания не с разными частями речи.

 Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

  1. Особенности написания производных предлогов.

 Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

  1. Образование и написание сложных слов.
  2. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Практические занятия

  1. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного  и раздельного написания не с разными частями речи.
  2.  Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
  3. Особенности написания производных предлогов.

 Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

  1. Образование и написание сложных слов.

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием,  и созвучных. словосочетаний

  1. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

  1. Выполнение тестов по теме.

 Раздел 4. Написание строчных и прописных букв

(4 часа)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

 Речевой этикет в письменном общении 

Практические занятия

  1. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
  2. Работа со словарём «Строчная или прописная?».

Раздел 5. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

(16 часов)

 Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

 Знаки препинания в конце предложения.

 Знаки препинания внутри простого предложения

Практические занятия

  1. Знаки препинания в конце предложения.  Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания  между членами предложения.

2.Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения.

  1. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения.

    Обособления приложений.

  1. Обособление обстоятельств.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

  1. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами  предложения.
  2. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
  3. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
  4. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.
  5. Выполнение тестов.

Раздел 6. Знаки препинания в сложном предложении.

(15 часов)

Знаки препинания между частями сложного предложения

Знаки препинания при передаче чужой речи

Знаки препинания в связном тексте

Практические занятия

  1. Грамматические  и пунктуационные особенности сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
  2. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
  3. Употребление знаков препинания  между частями сложноподчинённого предложения.
  4. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.
  5. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
  6. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
  7. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
  8. Прямая и косвенная  речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
  9. Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.
  10.  Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое  членение текста.
  11. Выполнение тестов.

Перечень ключевых слов

  1. Абзац
  2. Бессоюзное предложение
  3. Диалог
  4. Дополнение
  5. Знаки препинания
  6. Интонация
  7. Морфемы
  8. Обособление
  9. Обстоятельство
  10. Определение
  11. Орфография
  12. Правописание
  13. Приложение
  14. Прописная буква
  15. Простое предложение
  16. Прямая речь
  17. Пунктуация
  18. Речь
  19. Синтаксические конструкции
  20. Словообразование
  21. Сложное предложение
  22. Цитата
  23. Языковой анализ

ЛИТЕРАТУРА

Для  учащихся

  1. Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000.
  2. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В.И. и др. – М., 2002, 2003-2004, 2004-2005.
  3. Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. – М., 2006.
  4. Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
  5. Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964.
  6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000.
  7. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004.- М., 2004.

СЛОВАРИ

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
  2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) – 2-е изд. – М., 2001.
  3. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
  4. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). – М., 1984.
  5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
  7. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. – 4-е изд. – М., 1999.
  8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)  / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.

ЛИТЕРАТУРА

Для  учителя

  1. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 1976.
  2. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М.,1983.
  3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. – М., Эксмо, 2007.
  4. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10 – 11 классы: Пособие для учителя. – М., 2003.
  5. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1970.
  6. Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М., 1962.

Приложение 1

  1. Отметьте неверную характеристику звука.
  1. [c] -  согласный, глухой парный, твёрдый парный.
  2. [г’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный.
  3. [й] –согласный, звонкий непарный, твёрдый непарный.
  4. [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. кАучук  2) жалюзИ 3) духовнИк  4) блокИровать

  1. В каком предложении вместо слова СБОРНЫЙ нужно употребить СБОРОЧНЫЙ?
  1. СБОРНЫЙ пункт начинал свою работу в 9 часов.
  2. СБОРНАЯ солянка была фирменным блюдом ресторана.
  3. СБОРНАЯ команда школы выиграла чемпионат по волейболу.
  4. СБОРНЫЙ цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. пятисотым годом до нашей эры
  2. гибридные сорта
  3. группа турок
  4. более веселее

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.       Обломав сухие ветки,
  1. Аксинья увидела сквозь них сторожку.
  2. Почувствовалась боль от царапин и порезов.
  3. Захотелось поскорее сложить из них костёр и согреться.
  4. Хорошо стало видно вокруг.

  1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?

  1. метёлка  2) ель  3) море  4) люди

  1. В  каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)  облегчИть  2)принУдить   3) завИдно   4) позвОнит

  1. В каком слове вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДРАМАТИЧНЫЙ?

  1. В нашем клубе часто бывают  ДРАМАТИЧЕСКИЕ постановки.
  2. ДРАМАТИЧЕСКИЕ события с тали главным содержанием древнегреческой трагедии «Прометей Прикованный».
  3. В ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок я ходил в пятом классе.
  4. Его уныние и ДРАМАТИЧЕСКИЙ голос смутили слушателей своей серьёзностью.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. шестидесяти семи лет
  2. много макаронов
  3. самый красивый
  4. образованные инженеры

  1. Укажите  грамматически правильное продолжение предложения.          Обернувшись к окну,
  1. можно увидеть соседний двор.
  2. Хотелось закрыть форточку.
  3. Послышался голос мамы.
  4. Петя взял модель парусника.

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1)   ельник   2) тонкий  3) тоньше   4) яхта

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. знАхарство 2)  избАлованный  3) повторИт  4) корЫсть

  1. В каком предложении вместо слова логичный  нужно употребить логический?
  1. Вполне  ЛОГИЧНЫЙ вывод сделал Иван из произошедших событий.
  2. ЛОГИЧНЫЕ рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату.
  3. ЛОГИЧНЫМИ, убедительными были его доказательства теоремы.
  4. Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались вполне ЛОГИЧНЫМИ.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. семьюстами пятьюдесятью пятью посетителями
  2. более широкий
  3. милосердные господа
  4. килограмм помидор

  1. В каком слове все согласные мягкие?

1) листок 2) сквозной  3) тишь  4) чаща

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. мышлЕние  2) красивЕе  3) срЕдства  4) слИвовый

Приложение 2

Объяснить орфограммы:

Посмотр…м  в книгу,  отпуст…ш(?)  домой,   приспособ..те к станку.

Образовать повелительное и изъявительное наклонение мн. числа 2 лица.

Пропускать, пропустить,  попросить, выбрать, прыгнуть.

Объяснить орфограммы:

Она вод…т детей, (не) увид…ш(?)  цветов,  (не)выруб…ш(?)  топором.

Объяснить орфограммы:

Если (во)время выед..те,  то успе(…)те  на поезд.

Объясните орфограммы:

К…стяника сверка…т   в  траве каплями света, грибы дразн…т крепк…м  зап…хом.

Объясните орфограммы:

Тот труда  (не)боит(?)ся,  кто уме…т трудит(?)ся.

Объясните орфограммы:

Появля..тся,  замеча…тся, вид…ш(?),  ветер разнос..т,  ты просыпа..ш(?)ся,

Ты одева..ш(?)ся,  ты выпуст..шь.

Объяснить окончания глаголов:

Приляж..ш(?),  свяж…ш(?)ся, спрос..ш(?), напиш..ш(?), испеч(?),  постав…ш(?), стереж…ш(?),  присяд…ш(?).

Расставить знаки  препинания:

Всё  зеленее…т  трава деревья.  На г…ризонт.. ш…коладного цвета б..рёзы с такими густыми почками что птица сяд…т  и  скро..т(?)ся.

Поставить глаголы  во 2 лицо настоящего времени:

(не)чувствовал  усталости, (не)был  в школе,  (не)прикасался  к проводам, (не)участвовал  в  разговор.. .

Объяснить орфограммы:

Одолеева…т, завиду…ш(?),  посовету..ш(?)ся, одоле…м.

Объяснить орфограммы и расставить знаки препинания:

Мож..т быть ты буд..ш(?) зим..вать  на полярной станц…  или поведёш(?) т..жёлый трактор  по ст..пной целине.

Разобрать слова по составу:

Вспомн..ли,  взб..ра..тся, пр..добрый,  выпь..шь.

Объяснить орфограммы:

Ляж..ш(?)  в постель. Помож..ш(?) в учении, впряга..ш(?) в телегу, соединя..ш(?) нитки.

Разобрать по составу омонимы:

Жгут костёр – наложили жгут,

Сложили печь – стали печь блины.

Разобрать глаголы по составу:

Говорить, восторгаться, стричь, беречься.

Разобрать глаголы по составу:

Учится, учиться, охотится, охотиться.

Объяснить орфограммы:

Прин..ли, ра(?)ердился, наде..лся, клан..лся,  увид..л.

Расставить знаки препинания:

Я взял книгу и скле..л  листы а лишние выброс..л   без конца повторяя..т  Вадик.

Расставить знаки препинания, объяснить орфограммы:

Павлик решил давно подстереч(?) этот  т..инственный миг когда дети станов..т(?)ся на год старше.

Расставить знаки препинания. Сделать морфологический разбор глаголов.

Пороху и дроби разуме..т(?)ся ему (не)выдавали.

Рассмотрено на районном МО учителей_______________________________

Протокол №             от «        » _________________________ 2008г.

Руководитель МО  ____________________ Гречишкина  В.Я.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....