"Выборочное изложение по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Светлищева Татьяна Владимировна

Данный урок расcчитан на 2 часа, содержит все этапы, необходимые для организации изложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyborochnoe_izlozhenie_po_romanu_dubrovskiy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:________________

Класс: II , 6 класс

Предмет: русский язык

Тема: « Выборочное изложение по роману А.С.  Пушкина «Дубровский» .»

Цель: учить грамотно излагать повествовательный с элементами описания текст.

Задачи:   1. Познавательные: совершенствовать классификационные учебно-языковые умения по определению разрядов имён прилагательных; повторить типы текстов; закрепить правописание безударных гласных в корне слова.

                  2. Практические: закрепить способ действия по определению разряда                                         прил..

                    3. Развивающие: расширить словарный запас учащихся, развивать грамотную речь; продолжить работу над совершенствованием письменной речи кадет.

                    4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда.

Оборудование: аудиофайл (1 гл. романа «Дубровский» А.С. Пушкина), учебники по литературе Г.С. Меркина 1 часть.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Прослушайте аудиофрагмент и вспомните произведение, откуда он взят.

Цель нашего урока – написать выборочное изложение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

- Что значит выборочное?

  1. Работа по теме урока.
  1. О романе «Дубровский» (сообщение подготовленного ученика).

Внимание Пушкина к истории было постоянным и проявлялось в его прозе и поэзии. Однако писатель стремился не столько к точной передаче произошедших событий, сколько к отображению мыслей по поводу важнейших вопросов, касающихся жизни Отечества. Так, в романе «Дубровский» отражены многие явления русской жизни, волновавшие А.С. Пушкина и его современников.

В произведении пересекаются две исторические темы: тема крепостничества в его уродливых формах жестокости, произвола по отношению к крестьянам и тема благородного разбойничества, когда разбойник – защитник справедливости и прав бедных и угнетённых.

Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам 19 в. Произведение своё, как нам известно, А.С. Пушкин не завершил. По оставшимся же планам (черновикам) можно понять, что писатель хотел соединить влюблённых после смерти князя Верейского и возвращения Дубровского в Россию под видом англичанина.

  1. Прослушивание текста.

Целевая установка: поскольку повествуется о событиях 19в., в тексте могут встретиться непонятные слова. Прослушайте фрагмент, предназначенный для изложения, и выпишите их.

  1. Беседа по тексту.

- Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).

- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?

- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия? Подтвердите текстом.

- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?

- Как встретили Владимира дворня?

- Кем герою приходится Егоровна?

- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.

  1. Распределительное списывание.

- В тексте есть эл. описания,значит, и много прил. На какие разряды их можно разделить?

Распределите прил. по соответствующим столбикам.

  1. Анализ структуры текста.

- Простой или сложный план вынесен на доску? Почему?

- Почему фразы заключены в кавычки?

- Спишите, озаглавьте оставшиеся пункты.

I. «…видел он Кистинёвку и бедный дом своего отца».

II. «…барский двор».

    1. …

    2. …

    3. …

  1. Орфографическая и пунктуационная работа.

- Выпишите слова с безуд. гласными в корне.

1 ряд – из 1 части.

2,3 ряд – из 2 части.

- Переделайте 4 и 5 предл. во втором абзаце так, чтобы они соответствовали схеме

____________________.

- Найдите предл., соответствующие схемам:

1 вариант – ____________;

2 вариант – _____________ .

 7.  Повторное чтение текста.

 8.  Письмо.

  1. Итог урока. Д\з.

- Что повторили сегодня на уроке?

- Какое задание показалось самым трудным?

Д\з. Сост. письменно 5 вопросов об имени прил. по § 55-61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"

Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве...

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Выборочное изложение

Урок 41 - 7  класс...

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе

Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского"...