конспект урока русского языка в 5 классе "Заблудилась весна где - то в старом лесу..." (И.А. Фетцов) с самоанализом
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Поцелуева Ирина Григорьевна

Урок русского языка в 5 классе " Заблудилась весна где - то в старом лесу..." ( И.А. Фетцов) по разделу "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon самоанализ урока55.5 КБ
Файл samoanaliz.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

      План урока русского языка в 5 классе «Заблудилась весна где – то в старом лесу…» (И.А. Фетцов).

Поцелуева И.Г., учитель русского языка и литературы

    1.Образовательные цели:                                                                                                                                 а) учить понимать и определять роль имён прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
б) показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства.

    2.Развивающие:                                                                                                                                                        а) продолжить формирование навыков анализа языковых средств;
б) развивать устную и письменную речь;
в) развивать ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.

    3.Воспитательные:                                                                                                                                                   а) воспитывать любовь к родной природе; малой родине; уважение к  мастерам слова;
б) эстетическое воспитание на основе интеграции предметов: русский язык – литература - изобразительное искусство - музыка.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:                                                                                                                мультимедийный проектор;                                                                                                                дидактический раздаточный материал;                                                                                                 звукозапись  А.Вивальди “Весна”;                                                                                                              сборник стихотворений И.А. Фетцова «Отчий край».

Ход урока.

I.  Орг. момент. Представление.                                                                                                                                                         Пришел новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу? А что пожелаете вы мне? Спасибо. А теперь глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечного света, свежесть и красоту весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.                                                                                                                                                   Мы с вами проведем необычный урок - отправимся на прогулку.

II. Новый материал.

1. Прослушаем музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди.

Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором.

2. Звучит музыкальный фрагмент из цикла А. Вивальди «Времена года», «Весна».

- Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков?

- Расскажите, что вы увидели, почувствовали, пока звучала музыка?

2. Чтение стихотворения учителем.

Александр Блок

                   ***

Ветер принес издалека                                                                                                                                    Песни весенней намек,                                                                                                                                  Где – то светло и глубоко                                                                                                                                   Неба открылся клочок.                                                                                                                                    В этой бездонной лазури,                                                                                                                                              В сумерках близкой весны                                                                                                                           Плакали зимние бури,                                                                                                                                    Реяли звездные сны.                                                                                                                                           Робко, темно и глубоко                                                                                                                                   Плакали струны мои.                                                                                                                                         Ветер принес издалека                                                                                                                                     Звучные песни твои.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Что объединяет музыкальный и лирический отрывок?

Каким настроением проникнут каждый отрывок? (Восторг, умиротворение…)

Вывод: эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости. И неудивительно, что ощущения просятся быть отражёнными в слове и красках.

3. - Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

  - А мы можем сказать, что весна уже полноправная хозяйка в наших краях?

  - Вы правы, весна делает лишь первые робкие шаги по земле. И  тема нашего урока  «Заблудилась весна где – то в старом лесу…». Это строка из стихотворения «Март» современного поэта, нашего земляка И.А. Фетцова. (Слайд с темой) 

Учитель читает первую строфу стихотворения.                                                                    Заблудилась весна где – то в старом лесу.                                                                                           Иль длинна ее нынче дорога?                                                                                                              Объявись же уже – на руках принесу.                                                                                                Может, наша нужна ей подмога?

- Ребята, подскажем весне, как ей найти правильный путь? – Какая часть речи поможет нам полнее описать красоту мартовского леса? (прилагательное)

Называются цели. (Слайд с целью)

- Какой вывод сделаем в конце урока?

Записать в тетрадях число и тему.

- Мы решили, что  наши главные помощники в сегодняшней работе – имена прилагательные. Вспомним определение имени прилагательного. Назовите прилагательные, которые  А. Блок использует в стихотворении. (Слайд)

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

4. Работа с текстом.

У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?

Может быть, помните стихотворные строчки?

- А вот как о наступлении весны в лесу рассказывает Ефим Яковлевич Дорош – русский писатель, публицист 20 века.                                                                                                                                 Текст читают ученики. Сначала про себя, потом вслух (текст на слайде) 

  В лесу между деревьями и тенями от них ослепительно белеет снег.<…> В ельнике, как мелкая травка на ситце, кружевным узором лежат на твердом снегу зеленые  иглы.<…> От снега тянет холодком, а веселое солнце пригревает уже по – весеннему, и в звонком воздухе стоит совсем весенний запах сырой, теплой хвои, влажных, нагретых солнцем веток березы, ивы, осины, ольхи.  Почки на деревьях еще крепкие, твердые, через месяц, не раньше, выбросят они листья. Это пахнет кожица на почках, тонкая кожура веток.

                                                                                                                                     Е.Я. Дорош

Работа в группах. Выпишите из текста словосочетания: прилагательное + существительное.

1 группа: приметы зимы;

 2 группа: приметы весны.

 - Какие прилагательные обозначают цвет? Звук? Размер? Назовите прилагательные – эпитеты.

- Для чего использует автор эпитеты? – Что такое эпитет?

5. Физминутка. Закройте глаза и представьте  весенний лес.

III. Закрепление.

1. Работа по картине.

Перед нами репродукция картины С.Ю. Жуковского «Март», которая была написана в 1913 году. Художник создал превосходный образ природы ранней весной.

Отправимся на прогулку в лес, в тот самый, который изображен С.Ю. Жуковским на картине.

- Опишите картину С.Ю. Жуковского. Можно прозой, можно стихами. (5 предложений)

В случае затруднения можете воспользоваться словами для справок, записанными вами словосочетаниями, предложениями.

- Можно выполнить работу по карточкам.

Вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения – прилагательные.                                                                                                                                                                    

                                                         Лес в марте.

                                                                                                                                                                                Картина С. Жуковского “Март” - … пейзаж.                                                                                                      

Снег еще лежит в … лесу, но он уже…, …. Деревья сбросили последний снег с ветвей, выпрямились, подняли их к … небу и …солнцу. По небу бегут…облака, и кажется, … ветерок задорно подгоняет их.              

   Когда мы смотрим на это … полотно великого художника, то чувствуем радость и …. красоту …. весны.

Слова для справок: 
Снег: белый, голубоватый рыхлый, тяжелый.
Небо: ясное, нежное.                                                                                                                                                                                                            Солнце: теплое, яркое.
Лес: красивый, тихий, спокойный.
Весна: волшебная, молодая.

2.  Проверка творческих работ.

3. Оценки за урок.

IV. Итоги.

1. - Мы рассмотрели несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Слова какой части речи помогают создать неповторимую, яркую картину – образ?

- В роли какого художественного средства чаще всего выступают необычные имена прилагательные?  Слайд (роль прилагательных) Прочитать.

1. Имена прилагательные оценивают предмет, показывают его отличительные свойства.

2.  Имёна прилагательные делают нашу речь  точной и меткой.

3. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные – эпитеты.

- Чему мы научились?

V.  Домашнее задание. Стр.222 упр.574.

VI. Рефлексия. Возьмите соответствующую карточку. Если у вас настроение радостное, праздничное, поднимите карточку с солнцем, а если грустное, печальное – со снежинкой.

-  А сейчас послушаем заключительную строфу стихотворения И.А. Фетцова:  

 Нет – нет да тепло постучится в окно,                                                                                                                    И в душе оживает отрада,                                                                                                                       Это солнце пришло, улыбнулось оно                                                                                                    И позвало нас всех за ограду.



Предварительный просмотр:

  Самоанализ урока русского языка в 5 классе на тему «Заблудилась весна где – то в старом лесу…» (И.А. Фетцов).

(Проведен 5 марта 2013 года. Учитель МКОУ Аносовская СОШ Поцелуева И.Г.)

Начну самоанализ урока с краткой характеристики 5  класса, с которым я проводила учебное занятие. В классе обучается 7 человек, отсутствует по болезни Меркурьев Р.  Ребята эмоциональные, активность при работе средняя. Четыре человека с флегматическим темпераментом, три – с холерическим, что сказывается на организацию работы на уроках.

  Результаты работы за первое полугодие: успеваемость – 100%, качество – 85%.

  Следует отметить скудный словарный запас уч – ся, слабо развита устная речь.

Урок русского языка в 5 классе по теме:

 «Заблудилась весна где – то в старом лесу…» (И.А. Фетцов).

Данный урок является 2-ым в теме «Имя прилагательное как часть речи» (всего – 3 урока). 

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока:

   1.Образовательные цели:                                                                                                                                 а) учить понимать и определять роль имён прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
б) показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства.

     2.Развивающие:                                                                                                                                                        а) продолжить формирование навыков анализа языковых средств;
б) развивать устную и письменную речь;
в) развивать ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.

   3.Воспитательные:                                                                                                                                                   а) воспитывать любовь к родной природе; малой родине; мастерам слова;
б) эстетическое воспитание на основе интеграции предметов: русский язык – литература -изобразительное искусство – музыка.

Цели  урока реализовывались:

1. образовательные цели  - в работе по составлению словосочетаний и предложений,  через монологическую речь учащихся при «открытии» темы урока, работе с музыкальным, лирическим отрывками; при написании творческой работы по картине;

2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, творческие работы, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные  качества как любовь к родной природе; малой родине; уважительное отношение к мастерам слова; эстетическое воспитание – классическая музыка, живопись, лирика.

 

 Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

 Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 8 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

На данном занятии  использовались  технологии:

здоровьесберегающая,

технология коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного обучения, 

 использование элементов проблемного и развивающего обучения,

компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.              Структурные компоненты урока были соблюдены:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. «Открытие» темы.

3.  Новый материал.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

 Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

 В ходе урока дети научились умело использовать имена прилагательные в речи, вспомнили такое художественное средство как эпитет, научились проводить ассоциации в музыке, лирике, живописи

 Обучающиеся работали активно, в меру своих способностей. «Отлично» получила одна ученица Дубоделова Алена. Девочка с флегматическим темпераментом, которой требуется больше времени на работу. На уроке она была точна в ответах, старалась соответствовать ритму урока. Все ребята отвечали ровно, старались дать правильные ответы, однако были допущены речевые ошибки, ответы не отличались полнотой, поэтому получили «хорошо».

 Материал урока был актуальным для учащихся, построен с опорой на предыдущие знания и их жизненный опыт.

 На протяжении всего урока старалась осуществлять контроль за деятельностью учащихся. Так как урок построен, как путешествие в лес, проверка предыдущего домашнего задания будет осуществляться путем проверки тетрадей с письменным домашним заданием.

 В конце урока проведен инструктаж по выполнению домашней работы.

 Цели урока достигнуты. Работой удовлетворена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему:Почему гибнут леса?

Тема урока: Типы речи.Рассуждение.класс:5тип урока: урок изучения новой темыМетодика проведения урока: межпредметные связи;интеграция как способ  активизации познавательно-творческой деятельности...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

План-конспект урока русского языка по теме «Описание природы. Весна»

Урок развития речи  по теме "Описание природы.Весна." проводится в 6 классе. Разработка содержит план-конспект урока,  раздаточный материал.Целью урока было познакомить учащихся со стру...

Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.

Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе  «Повторение и обобщение изученного по  теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...