Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана..."
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Корниенко Наталья Николаевна

Данный материала поможет учителю в проведении предметной недели русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

«ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА…..»

Цель:

  • прививать любовь к родному языку;
  • активизировать интеллектуальные способности учащихся;
  • стимулировать учащихся к непрерывному познанию;
  • создать условия для демонстрации своих знаний и умений в области школьного предмета «Русский язык».

Оборудование: маршрутные листы,  словари русского языка, раздаточный материал.

Место проведения.


Место общего сбора – холл школы.
Команды – классы.
Каждой команде вручаются маршрутные листы.

Названия разделов:

  • «Исторический» 
  • «Орфографический» 
  • «Лексический» 
  •  «Творческий»
  •  «Темная комната» 

                                         

  ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая 1.

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажешь боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его.

Ведущая 2. Этим стихотворением замечательного русского поэта  А.Я. Яшина мы открываем наш интеллектуальный марафон. Здравствуйте, дорогие  участники и, конечно же, учителя! Мы рады приветствовать вас в этом зале! 
Сегодня мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

 (Команды получают маршрутный лист)

Ведущая 1. Итак, все получили маршрутные листы, все готовы.  Удачи всем!

Раздел «Исторический»

1. Восстановите фразеологизм по синонимическому выражению.

  • Далеко-далеко (За тридевять земель)
  • Бежать очень быстро (Сломя голову)
  • Работать очень хорошо. (Засучив рукава)
  • Давно не виделись.  (Сколько лет, сколько зим)
  • Очень мало (С гулькин нос,  кот наплакал.)
  • В полном беспорядке (Вверх дном) 
  • Расстроился, огорчился  (Повесил нос,  повесил голову)
  • Совсем рядом (Бок о бок, плечом к плечу, рука об руку)
  • Без отступлений,  короче.  (Ближе к делу)
  • Большая часть.  (Львиная доля).

2. Покажите, где у Вас находятся следующие части лица и тела.

Закройте левое око, потрите чело, погрозите перстом, дланью дотроньтесь до ланит, покрутите выей, опустите вежды, поднимите вежды и растяните в улыбке уста.
( глаз, лоб, палец,  ладонь, щеки, шея, веки, правая рука, левая рука,  веки,  губы).

Раздел «Орфографический»

1. Напишите как можно больше слов с удвоенной согласной за 2 минуты. 
2.  Придумайте как можно больше слов из слова  СЛОВАРИК.

Раздел  «Темная комната»

1. конкурс «Найди вторую половину».

Вам необходимо стрелочками соединить две половинки пословицы из правого и левого столбика.

  • Испокон века …потом чтение.
  • Сначала учение, … а речь короткая.
  • Веревка хороша длинная, … не учатся математики
  • Без букв и грамматики …а дела – что полынь.
  • Человеческое слово… по полету.
  • Видно птицу …острее стрелы.
  • Речи что мед,… книга растит человека.

2. Конкурс «Шарады»

Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делиться на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте шараду:

1. Начало – деревом зовется, 
Конец – читателем моим, 
В книге целая найдется, 
Здесь в каждой строчке есть они. (Буквы)

2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, что бы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами. (Коля – колья)

3. Чем заканчивается лето и начинается осень? (Буквой о)

Раздел  «Лексический»

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь –

1. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелания

АОБООУАДА –   
ИПЬРТПЕИР –   
ЭПВФЭСФПЕ –   
ВЮЛГВДЛАЮ – 
ЖЗСУУЧЖАЗ –   
ОАСАОТАЛО –    
ГЦИДВГЦЫД –

(Будьте всегда счастливы!)

2.Конкурс «Знающих»

Предлагаем вам разгадать необычный кроссворд!  За 3 минуты вам  нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв.

 

 

Раздел « Творческий»

1. Восстанови пословицу:

Слово – …, а молчанье золото.
Авось да как-нибудь до добра ….
Доброе …и кошке приятно
Делу …, а потехе час.
Где тонко, там и ….
Копейка … бережет
Один с сошкой, а …с ложкой.

2. Домашнее задание:

Написать сказку о частях речи.

Ведущая 2. Командам  сдать свои маршрутные листы.

Ведущая 1. А сейчас, пока идет подсчет баллов, я предлагаю вам всем вместе записать как можно больше слов, используя буквы из слова КОНКУРС.

Слово предоставляется учителю русского языка и литературы. Подводятся итоги и награждение команд.

Конкурсы для болельщиков.

Отгадайте слова по лексическому значению:

  1. Какое  русское слово состоит из 3-ех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит).
  2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем  тобой? (Имя).
  3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
  4. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
  5. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).
  6. В каком слове отрицание нет слышится сто раз? (Стонет).
  7. Что общего у дня и ночи (Ь на конце слова).
  8. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква ц).

Занимательные вопросы

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо
5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
6. Какой месяц короче всех? (Май)
7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню

Загадки.

  1. В какой клетке не держат птиц и животных?    

 (В тетрадной).

  2. Какой вид художественного произведения обозначается именем человека? (Роман).

  3. Чем кончается всё? (ё).

  4. Есть ли ноги у газеты, книги?     (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он  взял книгу (газету) верх ногами).

  5. В каком фразеологизме употребляется действие таблицы умножения? (ясно как дважды два).
 6. С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней.                                                (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  7. Земля белая, а птицы на ней чёрные.  (Бумага и буквы).

  8. Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо).

  9. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там голову кладёт. (Карандаш).

  10. Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы).

Ах, как нам добрые слова нужны!
не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами .
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

– Запишите как можно больше добрых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса

Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация  познакомит с авторами словарей и историей их соз...

Литературно-музыкальная композиция "Лишь слову жизнь дана"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Лишь слову жизнь дана" по повести А.С. Пушкина "Метель"  и музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова....

внеклассное мероприятие Лишь слову жизнь дана

Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто приним...

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

презентация к проекту "Лишь слову жизнь дана..."

Презентация к проекту, посвященному Году литературы...

Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана"

Интеллектуальный марафон «Лишь слову жизнь дана…». Внеклассное мероприятия для учащихся 6-8 классов...