Урок-игра "Весёлая срана Лексикология" для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Семыкина Ирина Анатольевна
Урок-игра по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_vesyolaya_srana_leksikologiya_5_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра по русскому языку

«Веселая страна Лексикология»

( 5 класс)

Цель: повторить и систематизировать материал по разделу «Лексика».

 Задачи:

  1. Образовательная:

-  формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

2.  Воспитательная:

- формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

- вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;

3. Развивающая:

- развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения;

- развивать внимательное отношение к тексту как необходимому условию выявления значения слова.

Тип урока: повторение и систематизация изученного  материала.

Формы  работы:  

-групповая (две команды)

Методы работы: частично – поисковые.

Оборудование и средства: карточки на печатной основе.

Оформление доски: число, классная работа, тема урока.

Ход урока:

Учитель:

 Кто ты – Петя, Валя, Тоня,

Говорун или тихоня,

Непоседа, озорник или лучший ученик,

Дрессируешь ли собаку,

Затеваешь с братом драку,

Любишь спорт или кино –

Это, в общем, все равно.

Дело - то сейчас не в том,

Дело – то сейчас в другом –

Хочешь, в новый мир – игру

Дверь тебе я отопру?

Что с собой нам взять?

Желание и чуть – чуть терпения.

Сегодня  на уроке мы отправимся с вами в волшебную страну. А что это за страна, вы должны будете ответить в финале нашей встречи, разгадав сканворд, помещенный на доске, который нам принес Буратино. Часть сканворда мы заполним по ходу урока, выполняя предложенные  задания.

В.: Кто такой Буратино? Из какой он сказки? Кто автор сказки?

1. Интеллектуальная разминка.

В.: Что такое лексическое значение слова?

(то, что обозначает отдельное, самостоятельное слово)

- Какой город летает? (Орел)

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичным, телеграфным, водным)

- Какой лук не кладут в суп? (оружие)

- Какой журавль никогда не летает? (колодезный)

- Какой кистью не выкрасить стену? (руки, винограда)

- Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (частью тела)

- Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

- Из каких ноготков нельзя собрать букет? (ногтей на руках)

В.: О каких словах сейчас шла речь? Как они называются? Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько лексических значений)

Учитель: 

Вспомните, ребята, что любил Буратино ставить в тетрадке по чистописанию носом? (кляксы, задание напечатано на кляксах)

2. «Загадочная клякса»

1 команда - «Храбрая мушка»

Села мушка на ружье –

Не спугнуть ничем ее!

Дали выстрел.

Дали сто!

Все сидит,

И хоть бы что…

О какой мушке идет речь в стихотворении? Какую вы знаете еще?

 2 команда - «Заяц»

Едет зайка на трамвае.

Едет зайка, рассуждая:

- Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

О каком зайце идее речь в стихотворении? Какого вы знаете еще?

В.: Как называются слова, одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (омонимы, кроссворд №5)

Учитель: Буратино не мог прийти в гости без золотого ключика (показывает ключ). 5 баллов получит команда, которая подберет больше омонимов к слову «ключ». Какие значения слова «ключ» вы знаете?

ключ 1 – металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замков;

ключ 2 – приспособление для приведения в действие механизма;

ключ 3  - то, что служит для разгадки, понимания;

ключ 4 – нотный знак;

ключ 5 – верхний камень, замыкающий свод сооружения;

ключ 6 – отличительный нагрудный знак в царской России;

ключ 7 – источник, родник

В.: Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения? (синонимы, кроссворд №7)

3. «Найди друзей».

Задание: подберите синонимы к словам справа из колонки слов слева.

алфавит                                                                                       строение

огонь                                                                                            ошибочный

прыгать                                                                                        рассеянный

красный                                                                                       бор

конь                                                                                              гиппопотам

бегемот                                                                                       безуспешный

пес                                                                                                пламя

лес                                                                                                азбука

неразговорчивый                                                                     лошадь

невнимательный                                                                      собака

неудачный                                                                                  алый

неправильный                                                                           скакать

дом                                                                                               кидать

бросать                                                                                        молчаливый

В.: Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? (антонимы, кроссворд №9)

4. «Слова наоборот».

Задание: найдите и запишите антонимы к словам, помещенным на кляксах.

большой                                        верхний

высокий                                         горячий

длинный                                        светлый

широкий                                        белый

толстый                                          сладкий

глубокий                                        хороший

прямой                                           скупой

левый                                              нежный

первый                                            храбрый

5. «Подарок Буратино»

с

л

о

в

о

ф

р

а

з

е

о

л

о

г

и

з

м

з

в

у

к

с

о

ю

з

о

м

о

н

и

м

ы

к

о

р

е

н

ь

с

и

н

о

н

и

м

ы

г

л

а

г

о

л

а

н

т

о

н

и

м

ы

с

л

о

г

с

у

ф

ф

и

к

с

я

з

ы

к

Задание: разгадайте  сканворд, чтобы узнать, в какую страну мы сегодня путешествовали. Если правильно разгадаете, то название этой страны появиться в вертикальных клетках, отмеченных красным.

Вопросы сканворда:

(по горизонтали)

  1. Основная значимая единица языка. (слово)
  2. Устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. (фразеологизм)
  3. Что изучает фонетика? (звук)
  4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены а составе простого  предложения и простые предложения в составе сложного предложения.(союз)
  5. (омонимы)
  6. Главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов. (корень)
  7. (синонимы)
  8. Часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать и что сделать? (глагол)
  9. (антонимы)
  10. Наименьшая единица произнесения слова. (слог)
  11. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
  12. Основное средство общения людей. (язык)

В.: Какое слово получилось по вертикали? В какую страну мы сегодня путешествовали?

(Лексикологию)

Что изучает данный раздел языкознания?

Список литературы

  1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991
  2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007
  3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009
  4. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008
  5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007
  6. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009
  7. Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"

Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"

Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

Обобщающий урок - игра по физике в 7 классе.

Закрепление изученного материала в игровой форме....