Урок русского языка в 5 классе по УМК Е.А.Быстровой (ФГОС).Повествование.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель урока: - сформировать представление о типе речи повествовании,
Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации
- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.
Учебник: ФГОС Инновационная школа под редакцией Е.А.Быстровой, Москва, «Русское слово», 2013 г.
Оборудование: компьютер, проектор.
Литература: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабки-
на М.В. — М.: ООО «Русское слово» — учебник, 2011. — 152 с.Урок развития речи, изучения нового материала,с использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологией.
Урок разработан на основе ФГОС, состоит из пяти частей:
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку"Повествование" | 241.5 КБ |
Приложение к уроку. | 25 КБ |
Технологическая карта. | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет ошибок- отметка «5» Молодец! 1-2 ошибки –отметка «4» Хорошо! 3-4 ошибки – отметка «3» Можешь лучше! Более 5- отметка «2» Выучи!
Типы речи. Повествование. Повествов а ть — рассказывать. Что произошло?
Что произошло? - повествование Какой? (какие?) - описание Почему? - рассуждение
1.Завязка действия. 2.Развитие действия. 3.Кульминация. 4.Развязка.
Какой текст относится к повествовательному типу? Повествование — развитие событий во времени. Повествуем — рассказываем о том, что произошло.
А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в сторону согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз.
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие.
Удачи!!!
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку русского языка «Типы речи. Повествование».
За что я уважаю моего друга.
Недавно я задумался, за что я уважаю моего друга Димку. И ответил сам себе: за точность. Это очень хорошее качество в человеке – быть точным.
Димка никогда не опаздывает ни на минуту, не заставляет других понапрасну терять время. Он ценит своё время и бережет время всех окружающих.
Если Димка скажет, что сделает что-нибудь, то можно не сомневаться: он обязательно сделает в назначенный срок.
Хорошо, что у меня есть такой друг!
(из сочинения пятиклассника)
Одуванчик.
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка… (Ю. Коринец.)
История маленького листочка.
Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.
На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.
Время шло очень быстро. Началась осень. Листочек стал желтеть.
Однажды поднялся сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. Он летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретиться с собратьями. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.
Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!
(из сочинения пятиклассника)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Типы речи. Повествование.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: - сформировать представление о типе речи- повествовании,
Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации
- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения. -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.
Учебник: ФГОС Инновационная школа под редакцией Е.А.Быстровой, Москва, «Русское слово», 2013 г.
Оборудование: компьютер, проектор.
Литература: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабки-
на М.В. — М.: ООО «Русское слово» — учебник, 2011. — 152 с.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Вы, ребята, повернитесь и друг другу улыбнитесь! | Демонстрируют свое настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1. Проверка домашнего задания: словарный диктант по учебнику. Заголовок, информация, сочинение, беседа, памятка, компьютер, тысячелетие, трудоемкий, в течение, вопросительный. Слайд№1-2. Проблемная ситуация : 2.Сегодня ко мне пришло письмо от одного пятиклассника, который просил о помощи. Он просил рассказать ему о типах речи, определить тип речи данного текста. За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. 1. — Вспомните, в чем особенность повествования как типа речи ? Чем будем сегодня заниматься? Какова тема? Знакома она вам? Какова цель урока? Чему вы научитесь? Что повторите? Слайд№3 2. Сравнение имеющихся знаний с теоретическим мате- риалом § 11. | Запись словарных слов. Взаимопроверка по учебнику, выставление отметок по критериям учителя (записаны на доске). Внимательно слушают текст, отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели своей работы. Знакомятся с теорией,сравнивают свои высказывания с теорией. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися………….. | ||
Работа с теорией учебника, работа с текстом стр. 46. (слайд№4-5) 1.Завязка действия. 2.Развитие действия. 3.Кульминация. 4.Развязка. (слайд№6) | Чтение текста, выделение главного ,выяснение основных этапов. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
1. — Дополните предложенную в упр. 55 схему ≪Построение текста повествования≫ на основе теоретического материала на с. 46 и запишите в тетради. 1. Начало действия. 2. Завязка события. 3. Развитие действия. 4. Кульминация — точка наивысшего напряжения. 5. Развязка события. 6. Итог (концовка). Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе). Руки в сторону согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. 2. — В соответствии с составленной схемой найдите части повествования в тексте упр. 56. Простым карандашом обозначьте части повествования в учебнике. Выпишите в тетрадь в соответствии с каждой частью словосочетания с главным словом — глаголом. 1. Решил еще раз нырнуть в воду. 2. Нащупал какой-то продолговатый предмет. 3. Помчался домой, соскреб печать. 4. Комната наполнилась… — Каких частей схемы ≪Построение текста повествования≫ не хватает в данном тексте? (5, 6.) — Выполнение заданий 2 1.наплавалался,нанырялся. 2.вылез,предумал,решил нырнуть, 3.рука нащупала предмет,он схватил и вынырнул. 4.оделся , помчался,вбежал,юркнул. 3(местоимения) 5(повествование) упр. 56. 3. Работа с текстами: определить тип речи, аргументировать ответ, доказать. 4. Самостоятельная работа (упр. 59) по аналогии с заданиями к упр. 56. Взаимопроверка выполненного упражнения | Читают задание,рассматривают схему, рассуждают, аргументируют ответ. Выполняют физминутку, читают стихотворение. Выполняют упр.56,чтение текста. Выделение глаголов из текста. Работа в парах. Отвечают на вопросы, аргументируют ответ. Чтение задания, работа с текстом, запись глаголов. Работают в парах, читают текст, определяют тип речи, доказывают. Самостоятельное выполнение. Проверяют соседа, корректируют записи. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Что нового открыли на уроке? Какие трудности возникли? Что удалось легче всего? Чего добились? Домашнее задание по выбору: 1.упр.57 2.упр.58 3.напишите рассказ о забавном случае, который произошел с вами или с вашими знакомыми. | Пусть каждый день и каждый час Вам новой добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Оценивают свою работу на уроке. Выбирают домашнее задание по своим силам. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку русского языка «Типы речи. Повествование».
За что я уважаю моего друга.
Недавно я задумался, за что я уважаю моего друга Димку. И ответил сам себе: за точность. Это очень хорошее качество в человеке – быть точным.
Димка никогда не опаздывает ни на минуту, не заставляет других понапрасну терять время. Он ценит своё время и бережет время всех окружающих.
Если Димка скажет, что сделает что-нибудь, то можно не сомневаться: он обязательно сделает в назначенный срок.
Хорошо, что у меня есть такой друг!
(из сочинения пятиклассника)
Одуванчик.
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка… (Ю. Коринец.)
История маленького листочка.
Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.
На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.
Время шло очень быстро. Началась осень. Листочек стал желтеть.
Однажды поднялся сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. Он летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретиться с собратьями. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.
Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!
(из сочинения пятиклассника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....
Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)
Цели урока. 1. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...
Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой
Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...
Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой
Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....
Урок русского языка в 5 классе по УМК Е.А.Быстровой (ФГОС).Повествование.
Цель урока: - сформировать представление о типе речи повествовании, Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовы...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...