Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой
книга по русскому языку (5 класс) по теме
Общие сведения:
Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Вид ОУ: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
Количество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)
Апробируемый учебник: «Русский язык 5 класс» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой
Профиль класса: общеобразовательный
ФИО учителя: Кореневская Рамиля Абулхановна
Категория: высшая
Работает по учебнику: 1 год (2010-2011 уч.г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_5_klassword.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс»
под редакцией Е.А. Быстровой
Общие сведения:
Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Вид ОУ: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
Количество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)
Апробируемый учебник: «Русский язык 5 класс» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой
Профиль класса: общеобразовательный
ФИО учителя: Кореневская Рамиля Абулхановна
Категория: высшая
Работает по учебнику: 1 год (2010-2011 уч.г.)
2010-2011 учебный год стал первым этапом апробации УМК под редакцией академика Е.А. Быстровой – учебника « Русский язык. 5класс» в МБОУ СОШ с. Первомайское.
Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь и работа неразрывно связаны с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью. Современный человек, готовый реализовать себя в обществе 21 века, должен уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
На достижение этих целей ориентирована новая линия учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой. В основу разработки программы учебника положена цель: развитие личности школьника, его интеллектуальных, творческих способностей и формирование духовно-нравственного мира.
Авторы учебника Е.А. Быстрова , Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева ориентировались на концептуальные положения стандартов второго поколения – Примерной программы «Русский язык» основного общего образования. Опираясь на традиции в создании учебной литературы, они учли утверждающиеся сегодня новые тенденции в содержании предмета для достижения целей обучения.
В чем же новизна линии учебников под редакцией Е.А. Быстровой?
Отличительной особенностью учебника является направленность на всестороннее развитие личности ребёнка средствами предмета. Авторы предлагают такую организацию учебно-познавательной деятельности, при которой ученик становится субъектом познавательного процесса, то есть учащиеся переходят к индивидуальной речемыслительной деятельности. Теоретические сведения излагаются с выделением микротем под цифрами I, II и т.д., более объемный материал дается блоками (I, II и т.д.) с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях. После чтения учебно-научного текста учащиеся отвечают на вопросы учебника, выявляющие понимание ими ключевых лингвистических понятий, выполняют задания, направленные на понимание и на осмысление лингвистической теории и языковых явлений, извлекают информацию из схем, таблиц, составляют планы, таким образом приходят к формулированию правил и выводов. Например, при изучении основного теоретического материала « Число имен существительных» пятиклассники находят ответы на следующие вопросы:
- Какие формы числа могут иметь существительные?
- Какая морфема в слове передает изменения по числам?
-Постоянным или непостоянным признаком является число имен существительных?
- Выпишите существительные (упражнение 189) в форме множественного числа, определите их род, выделите окончания. Расскажите, с помощью каких окончаний образуются формы множественного числа мужского, женского и среднего рода.
- Все ли существительные изменяются по числам?
- Как вы думаете, постоянным или непостоянным признаком является число у существительных, которые имеют форму только единственного числа или форму только множественного числа?
Такой исследовательский подход, внимательное, вдумчивое отношение к слову становится прочной основой для совершенствования знаний, умений и навыков в области языка.
В качестве дидактических материалов в учебнике предлагаются тексты различных стилей, типов речи. В книге учитель найдет много материала для многоаспектного анализа текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Для проведения анализа представлены варианты вопросов, заданий, число которых учитель может расширить, изменить в зависимости от целей, поставленных им на данном уроке. Например, при работе с текстом Т. Степановой «Живая экосистема» ( после изучения темы « Разряды и степени сравнения имен прилагательных») учащимся предложены следующие вопросы и задания:
1. Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ.
2.Выпишите краткие прилагательные и дайте их характеристику, опираясь на таблицу упр. 234.
3. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения, сделайте вывод о способе их образования.
4. Выпишите 5-7 качественных прилагательных. Докажите, что они качественные .
5. Как вы понимаете название текста « Живая экосистема»? Можете ли вы привести подобные примеры?
Учитывая тот факт, что на современном этапе развития школы наблюдается усиление внимания вопросам развития устной и письменной речи учащихся, повышения речевой культуры, проведение этой работы планируется практически на каждом уроке. С этой целью привлечен большой материал, направленный на обогащение активного словарного запаса школьников, на усвоение и соблюдение учащимися норм различных стилей речи, орфоэпических норм. Предлагаются упражнения по предупреждению и исправлению речевых ошибок, отклонений от действующих языковых норм («Говорим правильно»).
В рубрике «Читаем, говорим, пишем» дается материал для специальных уроков развития речи. Значительное место занимают тексты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, восприятие и принятие ими культуры русского народа, её традиции и ценности. Эту роль выполняют и рубрики в учебнике «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что….».
Подбор текстов заслуживает самой высокой оценки. Многие посвящены актуальным проблемам: воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, интереса и любви к русскому языку, бережному отношению к природе. Они представляют собой образцы различных стилей и типов речи. Это очерки о природе Н.Сладкова, В. Солоухина, А.Дорохова, отрывки из рассказов А. Куприна, Ю. Яковлева, Ф. Кривина, К. Паустовского о «братьях наших меньших», тексты Л. Толстого « Два брата», В. Сухомлинского притча «Обыкновенный человек» о нравственных поступках человека, Л. Кассиля ( « Диво дивное») о роли книг А. Карданова, В. Астафьева, Е. Осетрова из книги « Живая Древняя Русь» об архитектурных памятниках России, Д. Лихачева о « неряшливости в языке человека» и другие.
Анализ текста проводится не только с точки зрения особенностей его орфографии и пунктуации, но, самое главное, с точки зрения строения, определения основной мысли, типа речи, использования в нем изобразительно-выразительных средств. Творческие задания после текстов предполагают личностно-ориентированный подход. («Напишите сочинение на одну из тем…» или «Напишите сочинение-описание или сочинение-рассуждение на тему…», «Напишите сочинение или изложение» по выбору учащихся).
Так в учебнике идет формирование культуроведческой компетенции учащихся, что является серьезной подготовкой к выполнению части С ЕГЭ уже с пятого класса.
С целью проверки знаний и умений учащихся в учебнике предлагаются различные формы контроля, которые дают учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников. «Словарный диктант» помогает формированию у школьников умения находить (а ученики часто просто не видят, что в слове есть орфограмма) и объяснять орфограммы. Блок «Проверяем себя» включает задания обобщающего характера и тестовые задания, приближенные к ЕГЭ.
Обращается внимание на то, что объем материала, включенного в урок, иногда больше, чем его нужно для одного урока. Сделано это сознательно: в основе учебника – дифференцированный подход в предъявлении материала и отработке соответствующих умений и навыков школьника, развития его способностей. Ряд упражнений и заданий в учебнике отмечены специальным значком, указывающим на повышенный уровень трудности. Книга рассчитана на творческое ее использование.
Обучаясь по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной, в том числе и учебной, речевой практике. Об этом писали ученики 5 класса в своих сочинениях-отзывах об учебнике в конце учебного года: «учебник русского языка мне понравился: в нем много интересных, познавательных текстов, цветных иллюстраций и репродукций картин русских художников», «благодаря учебнику «Русский язык» я познакомилась с произведениями Е.Носова, С.Аксакова, А.Куприна, Ю.Яковлева», «правила, упражнения, интересные факты из рубрики «Знаете ли вы, что…» помогли мне хорошо подготовиться к олимпиаде по русскому языку и занять призовые места в школе и во всероссийском заочном конкурсе «Мир русского языка».
Устами школьников «глаголет истина»: новая линия учебников по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой заслуживает внимания педагогов и активного внедрения в школах России.
01.06.2011г. Подпись _________(Р.А.Кореневская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)
Цели урока. 1. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...
Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой
Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
Учебник русского языка по УМК Е.А.Быстровой. 7 класс
Учебник русского языка по УМК Е.А.Быстровой в электронном виде позволит учителю не только подготовиться к урокам, но и использовать пособие в качестве дидактического. 7 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...