Работа над сочинением на лингвистическую тему
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Павлова Лидия Васильевна

Презентация сочинения-рассуждение на лингвинистическую тему. Композиция. Этапы работы. Клише ко всем этапам работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_sochineniem_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx103.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над сочинением на лингвистическую тему

Слайд 2

Изменения в КИМах с 2013года В третьей части экзаменационной работы с 2013 г. представлено только одно задание – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет

Слайд 3

Цель введения нового вида задания С2.1 «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной школе в 10-11 классах. Данный вид работы поможет отобрать школьников в профильные классы. …Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно - коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе». И.П.Цыбулько , председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку

Слайд 4

Часть С2.1 Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: оно требует раскрыть смысл высказывания с опорой на термины лингвистики, аргументировать примерами из текста; ученик должен оперировать лингвистическими понятиями; уровень приводимых суждений и аргументов должен быть теоретическим , т. е с опорой на знания курса

Слайд 5

Как сформулировано задание? Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ , приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г . Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа , написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту ), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев , то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 6

Что проверяет эксперт? С2К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0

Слайд 7

Во вступлении необходимо: • сформулировать позицию автора высказывания; • выразить своё отношение к ней Обратите внимание! В сочинении сразу после тезиса нельзя приводить примеры из текста. Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова

Слайд 8

Например: Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл , для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов . А. И. Тихонов Я понимаю высказывание лингвиста А. И. Тихонова следующим образом: в каждой части слова содержится определенный смысл , а если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова . Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

Слайд 9

Клише Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата ». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: … Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста . Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Слайд 10

С2К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста , указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста , указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

Слайд 11

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами ( названо языковое явление ) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской ( объяснено его значение ). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса - ечк - , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Слайд 12

Тематическая группа Какое языковое явление можно взять в качестве аргумента? Пример 1. Лексика и фразеология - Многозначность слова Слова одной тематической группы Лексика с точки зрения сферы ее употребления (общеупотребительная, жаргонизмы, профессионализмы) Синонимы, антонимы Фразеологизмы Тропы (эпитет, метафора, сравнение и пр.) С точки зрения сферы употребления в лексике выделяются слова, которые употребляются определенной возрастной или социальной группой. Это жаргон. В предложении 15 автор использует слово из молодежного жаргона «круто», чтобы охарактеризовать своего героя – подростка

Слайд 13

Тематическая группа Какое языковое явление можно взять в качестве аргумента? Пример 2. Синтаксис Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по эмоциональной окраске Однородные члены предложения Вводные слова, о бращения Простые и сложные предложения Прямая речь, косвенная речь, диалог Синтаксические конструкции позволяют ясно и четко формулировать мысли. Использованный автором ряд однородных сказуемых (вскочил, побежал, выкрикнул) помогает передать последовательные действия главного героя.

Слайд 14

Тематическая группа Аргумент Пример 3. Лексика и грамматика Аргумент для лексических явлений – см.п.1 Аргумент для грамматических явлений – см.п.2 В лексике существует такое явление как антонимия. Автор использует в предложении 9-10 антонимы «взрослые» и «дети», чтобы показать, что данная проблема актуальна для людей разных возрастов. Грамматика позволяет ясно и четко формулировать мысли. Используя вопросительное предложение «Что такое милосердие?», автор формулирует проблему, над которой будет размышлять в тексте.

Слайд 15

Тематическая группа Аргумент Пример 4. Пунктуация разделительные знаки препинания выделительные знаки препинания знаки конца предложения Знаки препинания необходимы в письменной речи, так как они помогают структурировать предложение, разделяя и выделяя его смысловые части. Например, в предложении «Крыша, охваченная огнем, была видна издали» с помощью запятых выделен причастный оборот. 5. Морфемика и морфология языковое явление, о котором идет речь в высказывании. (часть речи, часть слова) Глагол передает действие предмета, придает предложению особую динамику. Используя ряд глаголов «трещать, щелкать, переливаться», автор показывает все разнообразие звуков, которые издавали певчие птицы.

Слайд 16

Тематическая группа Аргумент Пример 6. Язык и речь - Слово в словаре (язык) и его конкретное значение в высказывании (речь) - Речь героя как средство его характеристики Слово в языке многозначно, оно может обладать тем или иным значением. Слово в речи однозначно, оно привязано к контексту своего предложения, к ситуации, в которой произнесено. В предложении 21 автор употребляет слово "твёрдая", у которого много значений ("жёсткая", "беспощадная", "обоснованная"), в значении "непоколебимая" . Ведь речь идёт об уверенности собаки.

Слайд 17

Тематическая группа Аргумент Пример 7. Язык художественной литературы, средства речевой выразительности - тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение) - синонимы, антонимы - фразеологизмы - риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое обращение) Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Он использует фразеологизм «сломя голову», чтобы показать стремительность движения своего героя. Важную роль в тексте играют эпитеты «хрустальный», «певучий», «нежный». С помощью этого тропа автор передает то незабываемое впечатление, которое производит голос девочки.

Слайд 18

Задания-помощники Лексические явления: А2- Лексика и фразеология В1-Группы слов по употреблению. Лексический анализ слов. Грамматические явления: В2-Словосочетания В3-Предложение. Грамматическая основа предложения В4,В5-Простое осложненное предложение В7,В8-Синтаксический анализ СП В9-СП с разными видами связи

Слайд 19

Клише Аргумент 1 Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении …. Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Аргумент 2 Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Слайд 20

6) Пишем заключение Подведите итог своему рассуждению Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого Например: Итак, мы доказали, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А. Н. Тихонова справедливо.

Слайд 21

Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К . Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Слайд 22

Клише Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо . Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист ( писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что … Следовательно , можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо ).

Слайд 23

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

Слайд 24

С2К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0

Слайд 25

Наш максимум! Максимальное количество баллов за сочинение по критериям К1–К4 9

Слайд 26

Что нужно для этого сделать? Правильно понять тезис и составить рассуждение на его основе Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично Верно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение) Провести грамматический, орфографический и пунктуационный анализ текста

Слайд 27

Желаем успеха и максимального балла на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Методика работы над сочинением на лингвистическую тему (С.2). Презентация

Данная презентация рекомендована для подготовки обучающихся девятых классов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....

Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....

Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».Аргументи...

Сочинение на лингвистическую тему как основной вид работы при подготовке к ГИА

Сочинение на лингвистическую тему как основной вид работы при подготовке к ГИА...