Слух обо мне пройдет по всей Руси великой! ( к юбилею А.С.Пушкина)
методическая разработка по русскому языку на тему

Гульдина Елена Алексеевна

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой!

( к юбилею А.С.Пушкина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой!

( к юбилею А.С.Пушкина)

Как солнце освещает мир,

его моря и сушу,

Так всю, до дна, своим стихом

ты осветил мне душу.

Габдулла Тукай

Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.
  2. Пробудить интерес к творчеству поэта.
  3. Воспитать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.

Оформление: полумрак, конторка с чернильницей, пером и свечами, два кресла; выставка рисунков учащихся по произведениям  А.С. Пушкина. ((☺) - пробел)

Ход мероприятия.

Слайд №1. (Титульный)

Ведущий. А.С. Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого человека, великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

Ведущий. Прошло 175 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

Слайд №2 (Детский портрет, Елоховский собор)

Ведущий. Родился А.С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. В день его рождения по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «Ура». Делалось это, конечно, не в его честь. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. По этому случаю и был торжественный колокольный звон, возгласы «Ура» на улицах не только столицы, но и других городов. Но есть в этом совпадении что-то судьбоносное для русской культуры.

Мальчика с глазами цвета морской волны, крестили, поименовав его Александром, 8 июня 1799 года в церкви Богоявления в Елохове – ныне известный Елоховский собор в Москве.

Слайд 3 (Москва)

Ведущий. Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось! (☺)

Москва Пушкинского детства поражала «странным смешением древнего и новейшего зодчества». Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми соборами ютились жалкие лачуги бедноты. В то время, когда родился Пушкин столицей России был Петербург, город новый, европейский, а Москва была местом сбора всего русского дворянства, которое съезжалось сюда на зиму.

Во всех концах древней столицы гремела музыка. Москва жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург издали смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи.

Слайд №4 (Москва златоглавая)

Ведущий. Но была и другая Москва, просвещенная. (☺) 

Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами. Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. (☺)

Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве относился и дом Пушкиных.

Слайд №5 (Родословная)

Ведущий. Отец поэта – Сергей Львович был потомком знатного рода. Сергей Львович любил литературу: он был дружен с известными тогда  русскими писателями, собрал богатую библиотеку, сам занимался сочинительством. Мать поэта – Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, внучка арапа Петра Великого, была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах. Дядя Пушкина, брат отца Василий Львович, был  в  то время довольно известным поэтом. И отец и дядя интересовались литературой и театром. Дом Пушкиных посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский.

Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений.

В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына – Александр и Лева. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым.

Слайд №6 (Детство)

Ведущий. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров-иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Общались в семье на французском языке. Домашняя библиотека более всего была  богата сочинениями французских авторов. Сергей Львович – отец поэта, сочинял стихи чаще всего на французском языке. И у Александра немало ранних куплетов на французском.

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. «Чтение – вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин.

Благодаря книгам, он с детства знал французский язык и литературу. Ольга Сергеевна, сестра поэта, рассказывала, что в детстве любимым его занятием сначала было импровизировать маленькие комедии. Эта любовь к жанру сохранилась в нем на всю жизнь.

В отличие от многих дворянских детей, Пушкин уже с детства был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую русскую народную речь.

Бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна Яковлева стали настоящими воспитательницами и самыми близкими людьми.

Слайд №7 (Захарово. Бабушка)

  Ведущий. Когда Александру было 5 лет, его бабушка (☺) купила маленькое подмосковное село Захарово. (☺)

Село было расположено в живописной местности. Впервые дети попали в деревню, в лес, в поле. «Едва дыхнул Саша привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым,  в характере его произошла резкая перемена: прежняя сонливость сменилась вдруг радостью и шалостями, переходящими всякие границы», - пишет биограф поэта А. Векслер.        

Теперь он читал на берегу речки, в роще, в саду. По вечерам, перед сном, часто слушал сказки. Здесь бабушка учила его говорить и писать по-русски.  

По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Здесь все было простое, милое, свое.

Бродя вместе со своим дядькой Никитой Козловым по деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжело живет и трудиться крепостной народ. Он видел, как от зари до зари крестьянин идет в поле за сохой, замечал усталых жниц, склонившихся над серпом, слышал плач ребенка.

Ведущий. (☺) Случалось ему слышать и грустные, хватающие за сердце песни о несчастной долюшке. Вспоминая детство, поэт писал:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово.

На холмах домик мой: с балкона

Могу сойти в веселый сад…

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополи шумят…

На восьмом году жизни Пушкин уже умел читать и писать, сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Мальчик был одарен небывалой памятью. Он проводил бессонные ночи в кабинете отца, читал книги одна за другой.

Слайд №8 (Няня)

 Ведущий. Огромную роль в жизни Пушкина сыграла няня Арина Родионовна, простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница огромных запасов народных песен, былин, пословиц. Она, как и бабушка, воспитывала в нем народные чувства.

Талантливая сказительница, Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. «Весь сказочный мир был ей известен как нельзя короче и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которые Пушкин так много знал, слышал он от своей бабушки и няни. Многие рассказы записывал, а затем использовал их сюжеты в сказках и романах.

Сцена: Няня и Пушкин зажигает свечу. Няня сидит у стола (на столе свечи, перо, чернила) и вяжет. Пушкин сидит в стороне и слушает сказки. Няня рассказывает.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведика.

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать…

Стала медведика под белой березою,

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валяться,

Бороться, кувыркатися…

Обрывает сказ, обращаясь к Пушкину.

Виноград, ты мой, ягодка,

Наливной ты мой яблочек,

Удалой ты будешь молодец!

Уродился ты хорош, пригож,

Будешь счастливый, талантливый,

На работе ты ретивый да заботливый,

Свет Александр-то Сергеевич!

Ты с людьми говорливый да приветливый,

У родителей любимый да почетливый,

Красны девицы полюбят тебя,

Добры люди позавидуют.

Пушкин встает и читает стихотворение «Сон».

Ах! Умолчу ли я о мамушке моей,

О прелести ее таинственных ночей…

Свеча гаснет.

Слайд № 9 ( Михайловское)

Ведущий. В годы ссылки в Михайловском (☺) Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Он, любя всем сердцем свою няню, посвящал ей свои стихи. (☺)

Стихотворение «Няне». (☺)(☺) по ходу стихотворения

Ведущий. Детство Пушкина прошло в Москве, а юность поэта прошла в Петербурге.

Пушкин полюбил величественный город. Он восхищался столицей и посвятил ей одно из своих стихотворений.

Слайд №№10-12 (Петербург)

Стихотворение «Люблю тебя, Петра Творенье». Слайды меняются по ходу стихотворения

Слайд №13 ( Лицей)

Ведущий. В 1811 году в Царском селе открывался Лицей – учебное заведение для юношества благородного происхождения. (☺) Отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда учиться своего старшего сына.

Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. (☺) «Келья» Пушкина 14 нумер на четвертом этаже рядом с нумером 13, где жил его первый и бесценный друг Жанно Пущин. В те времена Пушкин был живой, талантливый мальчик, курчавый с быстрыми выразительными глазами.

В своем развитии он опередил товарищей, многое прочел. В Лицее Пушкин стал поэтом. Он бойко читал острые эпиграммы на своих друзей. Здесь пришла к нему слава.

Слайд №14 (Пушкин на экзамене)

Ведущий. В 1815 годку Пушкин на экзамене читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе». Это стихи о величии России, ее сынов, ее побед. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Г.Р. Державин. Он с восторгом слушал Пушкина и сказал: «Вот кто заменит Державина». Державин был в восхищении. Он высоко оценил талант юного Пушкина и увидел в нем достойную смену себе.

Ведущий. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз. Ведь Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У русского человека нет полноценного ощущения зимы, весны, осени и лета без пушкинских строк.

Слайд №15 (Пушкинские места)

Ежегодно в дни памяти Пушкина во всех пушкинских местах  (☺) (Москва, Санкт-Петербург, Болдино, Михайловское) проходят праздники пушкинской поэзии, (☺) на которых звучат стихи русского поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе. (☺)

Стихотворение «Зимний вечер».

Стихотворение «Зимнее утро»

Отрывок из произведения «Евгений Онегин»

Стихотворение «Бесы»

Слайд №16 (Иллюстрации к произведениям Пушкина)

Ведущий. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник.

Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы и взрослыми и детьми. «Что за прелесть эти сказки, - говорил он. – Каждая есть поэма».

Поэт брызгал пером, торопливо записывая нянины сказки. Под его легким пером некоторые из них превращались в свободные  и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру.

Действительно, кто из нас не знает:

«У лукоморья дуб зеленый»

Продолжает ученик.

Ведущий. Первые иллюстрации к сказкам Пушкина появились еще при жизни поэта. Среди художников были: Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов. Наши ребята тоже нарисовали иллюстрации к сказкам Пушкина.

Рассматриваем выставку, организованную учащимися.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. В своих сказках Пушкин жестоко высмеивал глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

А теперь посмотрим, как вы знаете сказки Пушкина.

По иллюстрациям на слайде 16 угадать сказку и персонажа.

Викторина. (Приложение 1)

Слайды №№17-22.

Мультвикторина. На слайдах отрывки из мультфильмов по сказкам Пушкина.

Слайд №23.

Инсценировка. На слайде немое кино «Сказка о рыбаке и рыбке». Дети озвучивают его.

Слайд №24

Ведущий. Погиб Пушкин очень рано. В 37 лет. Он был смертельно ранен на дуэли французом Дантесом и  умер 10 февраля 1837 года. Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Его имя носит город (бывшее Царское село), площади и улицы в Москве, Санкт-Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки. Стихи Пушкина переведены на многие языки мира. Они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.

Слайд №25 с портретами Пушкина и музыкальными произведениями к его сочинениям.

Свиридов. Вальск произведению А.С. Пушкина «Метель». Танцуют учащиеся – мальчики 7 класса и девочки 3 класса.

Слайд №26  (Памятник)

Ведущий. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным. На средства, собранные народом. Пророческими стали строки стихотворения:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

Имя Пушкина никогда не забудется; он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

Стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь возлюбленный поэт!

Бессмертен тот поэт, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак опускался.

И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!  

Список использованной литературы:

  1. Фоторепродукции Б. Грошина и В. Корнюшина «Москва златоглавая». Планета. 1989 г.
  2. Приложение к журналу «Литература в школе» «Уроки литературы» №2 2004 г.
  3. М. Басина. «На брегах Невы». – Детская литература.: Ленинград. 1969 г.
  4. «Литература в школе» №5 2000 г.
  5. Мультимедиаэнциклопедия. Познавательная коллекция.  А.С. Пушкин в зеркале двух столетий. Собрание сочинений. Жизнь и творчество. Театр, музыка, кино, живопись, графика, скульптура. Пушкинская Россия. 1799-1999. Интернет.

Приложение №1.

  1. Назовите фамилию, имя, отчество няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева)
  2. О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строках:

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести ее таинственных ночей…

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня…   (О няне)

  1. Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г. Державин)
  2. Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин)
  3. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» (В.А. Жуковский)
  4.  Кто из поэтов за стихотворение «На смерть поэта» был отправлен на Кавказ? (М.Ю. Лермонтов)
  5. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой…)
  6. С какими бранными словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!)
  7. С ккими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)
  8. Как начал «Сказку о царе Салтане Пушкин»? (Три девицы под окном…)
  9. С какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? (Свет мой, зеркальце, скажи…)
  10. К кому обращается царевна со словами: «Жизнь моя! В чем скажи виновна я? Не губи меня, девица!(К Чернавке)
  11. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
  12. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку!)
  13. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивал «Сказку о золотом петушке. (Сказка ложь…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Первый патриарх Московский и всея Руси Иов" 5-6 классы

Классный час для 5-6 классов о жизни Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси.В основе классного часа материал из книги Александра Шиткова "Иов"....

Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»

Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...

Иван Третий - государь всея Руси

презентация к занятию элективного курса "Светочи России"...

Иван Третий - государь всея Руси

конспект занятия элективного курса "Светочи России"...

Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...

Внеклассное мероприятие «Муромский период жизни участника Великой Отечественной войны Патриарха всея Руси Пимена»

Цель: Пробудить интерес к родному краю и исследовательской деятельности школьников.Задачи:1.                Активизация поиск...

Нравственные уроки "Сказки о золотом петушке" А.С.Пушкина (к юбилею А.С.Пушкина, к юбилею сказки)

quot;Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина - уникальное произведение, которое поднимает много нравственных проблем. Она интересна не только детям, но и взрослым. Презентация напоминает: за жадно...