план-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Публикация содержит материал по изучению структуры словосочетаний типа "прил.+сущ.", а также задания, по усвоению норм построения и употребления данных словосочетаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_r_ya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

по русскому языку

в 5 классе по теме

«Словосочетания по типу прил. +сущ.» 

Цель: закрепить знания учащихся о структуре словосочетания.

Задачи

образовательные:

  • актуализировать знания о структуре словосочетаний;
  • продолжать формировать умение выделять словосочетания из предложения;
  • совершенствовать умение составлять словосочетание из данных слов и путём подбора одного из слов;

коррекционные:

  • уточнять знания о грамматической и смысловой связи слов в словосочетании;
  • развивать умение грамматически правильно строить словосочетания;

воспитательные:

  • повышать мотивацию к совершенствованию лексико-грамматической стороны речи;
  • совершенствовать навыки контроля за собственной речью и речью одноклассников;

здоовьесберегающие:

  • создание комфортного психологического климата на уроке;
  • чередование различных форм и видов работы.

Приложение.

Задание  №1.

Словосочетание – это ___________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________

Задание №2.

К_лючие  сн_ж_нки  з_круж_лись  в  м_розн__  воздух_.

Колючие снежинки, в морозном воздухе.

Задание №3.

Мелькает жёлтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковёр лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Задание №4.

устный

гигантский

доблестный

ужасный

искусный

зеркальный

гладь

ветер

мастерица

воин

планета

счёт

Задание №5.

 «По полю рыщет, поет да свищет. 
Деревья ломает, к земле приклоняет». (Ветер) 
(Р.п. – сильного ветра) 

 «Серебристой бахромой на ветвях висит зимой, 
а весной на весу превращается в росу». (Иней) 
(Д.п. – серебристому инею) 


 «Гуляет в поле, да не конь. 
Летает на воле, да не птица». (Метель) 
(В.п. – снежную метель) 


 «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака) 
(Т.п. – серыми облаками) 


 «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. 
Шуба серая - для лета, для зимы другого цвета». (Заяц) 
(П.п. – о трусливом зайце) 


 «Зверька узнаем мы с тобой 
По двум таким приметам: 
Он в шубке серенькой зимой, 
А в рыжей шубке летом». (Белка) 
(И.п. – пушистая белка) 

Р. п.

Д.п.

В. п.

Т. п.

П. п.

И. п.

Задание №6:

небо

мама

цветок


Этапы занятия.

Задачи.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

1. Организационный.

(1  минута)

Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовятся к уроку.

2. Ориентировочный.

(5 минут)

Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы.

Предлагает учащимся выполнить задание на карточке №1, вклеенной в тетрадь:  дописать определение словосочетания. Предлагает учащимся определить тему и цель урока.

 

Выполняют задание на карточке №1. Зачитывают получившиеся ответы. Формулируют тему и цель.

  3. Репродуктивно-  продуктивный.

(5 минут)

Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания.

Предлагает выполнить самостоятельно задание №2:  списать предложение, написанное на доске, вставив пропущенные буквы.  Коллективная проверка.  Вставляет под диктовку учащихся буквы.

Предлагает выписать из предложения все словосочетания  по типу прил +сущ., указать в них главное слово, поставить вопрос к зависимому. Просит в скобках указать, из каких частей речи состоят данные словосочетания. Вызывает к доске  по очереди двух учащихся.

Аналогичное задание предлагает самостоятельно выполнить на корточках №3. Коллективная проверка.

Самостоятельно выполняют задание, написанное на доске.  Коллективно проверяют. У

По парам выполняют задание  №2. Коллективное обсуждение.

Двое у доски, остальные в тетради выписывают словосочетания по типу прил.+сущ., указывают главные слова, ставят вопрос

к зависимому. Указывают, из каких частей речи состоят данные словосочетания.

Выполняют задание №3.

4. Физминутка.

(1 минута)

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Дает инструкцию выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по инструкции педагога.

5. Продуктивно-творческий.

(26 минут)

Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4: соединить линиями существительные и подходящие по смыслу прилагательные,  при необходимости меняя окончание прилагательных, отметить главное слово. Напоминает, что в словосочетании важна как смысловая, так и грамматическая связь. Коллективная проверка.

Предлагает выполнить задание №5: зачитывает загадки, просит подобрать к существительному, являющемуся отгадкой, прилагательное и записать их, поставив в нужном падеже. Просит учащихся определить, насколько прилагательное зависит от существительного.

Задание №6: «Кто больше»: предлагает в таблицу записать к существительным как можно больше прилагательных, подходящих по смыслу.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. Зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

Слушают загадки, отгадывают, подбирают к существительному, являющемуся отгадкой, прилагательное, записывают  в том падеже, который указан в карточке. Выделяют окончание в прилагательном, задают вопрос.  

Подбирают к существительным прилагательные.

6. Итог занятия.

(2 минута)

Систематизировать полученные на уроке знания и умения.

Просит учащихся рассказать, с какими прилагательными производилась работа. Оценивает работу учащихся на уроке  (оценка носит стимулирующий характер).

По памяти рассказывают о том, какие упражнения выполнялись на уроке и для чего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

План – конспект вводного урока английского языка 2 классы

План – конспект урока английского языка  2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...