Викторина по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку (6 -7 класс).
Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.
1. Отгадайте загадки.
1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)
- Исправьте ошибки.
1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)
2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)
8.Он стоял и лязгал глазами.
3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?
- К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
- Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже
- Те перья поднимите, те тоже.
- Те перья под ним, и те тоже.
- Те перья поднимите тоже.
- Теперь я, подними те тоже.
- Теперь я, поднимите тоже.
- Теперь я, под ними те тоже.
- Те перья под ними, те тоже.
- Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
- Кто быстрее, кто больше?
Сообразительность
Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.
Или Скоросшиватель
Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток
Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит
Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь
Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок
Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора
8. Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
11.Группа морских островов (архипелаг)
12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)
13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)
14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)
15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)
16. Смотр войск (парад)
17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)
18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)
19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)
21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)
22.Устное народное творчество (фольклор)
23. Машина для уборки хлеба (комбайн)
24.Место на реке, где её можно перейти (брод)
25.Общая часть родственных слов (корень)
26.Отверстие вулкана (кратер)
27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)
28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)
30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
32.Научный опыт (эксперимент)
33.Научное справочное пособие (энциклопедия)
34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
35.Герой русских былин (богатырь)
36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
39.Землеройная машина (экскаватор)
40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)
41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)
42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
9. Что значит:
- Обречен на большой успех.
- Урожайный счет матча.
- Крыша встала набекрень.
- Нанести поцелуй.
- Самоотверженно биться головой о стекло
10. «Разгадай кроссворд».
Кроссворд
1 | |||||||||||||||
2 | 3 | ||||||||||||||
4 | 5 | 6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.
11. Игра «Переводчик»
1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.
- Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
- Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)
2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.
- Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
- Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)
12. Задание:
замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
-денег куры не клюют,
-на все руки мастер,
-водить за нос
-заруби себе на носу
-это рукой подать,
-от корки до корки,
-держать язык за зубами,
-делать из мухи слона.
13. Определить род несклоняемых имен существительных:
Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.
Подведение итогов урока - викторины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"
Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им оч...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"
Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....
Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»
Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....