Тексты к зачёту по русскому языку
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме

Лазарева Ольга Валерьевна

Данный материал содержит тексты для зачёта по русскому языку в 8 классе: приводятся сами тексты и задания к ним для проверки усвоения знаний и умений по изученному курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_k_zachetu_8_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ТЕКСТ №1

 Мы с товарищем соб..рались в д..лекую поез..ку и предпол..гали выехать до з..ри. Однако наши предпол..жения не совсем осуществились: замешкавшись мы выехали, когда солнце подн..лось уже довольно высоко. Дорога шла р..внинной местностью не подн..маясь не опускаясь. Всюду, куда хватало глаз, расст..лалась степь. Кроме высокой и густой травы и мелкой пор..сли вдоль дороги, не видно было никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у (не)большого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого разного возр..ста заг..релые, бронзовые, купались в нем плавали (на)перегонки, соревновались, как настоящие пл..вцы. Покормив лошадей, мы поехали  дальше. Солнце пекло нестерпимо, к мета(лл,л)ическим частям повозки нельзя было прик..снут..ся. Подл..жив под голову захваченный на всякий случай непром..каемый плащ я задремал.(4) Очнулся – по- прежнему  прост..ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже скл..нилось к горизонту, почти к..салось его своим краем. Вот заг..релись на небе звезды. Наконец вдали замелькали электрические фонари. Через час мы въехали в город.

Задание к тексту:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите тип речи текста.
  3. Разбейте текст на абзацы, обоснуйте свое решение.
  4. На какое правило больше всего орфограмм в тексте.
  5. Разберите по составу выделенные слова.
  6. Какие пунктуационные правила вы применяли, расставляя запятые в этом тексте.
  7. Произведите синтаксический разбор указанного предложения.

                                                    ТЕКСТ №2

 Уд..вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх. Вам кажется, что вы смотрите в бездон..ое море, что оно широко расст..лается. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака.(4) И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья, облитые солнцем, - все заструится задрожит белым блеском и подним..тся свеж..е трепещущ..е лепетанье, похожее на бе..конечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.

Задание к тексту:

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
  2. Расставить недостающие знаки препинания, прокомментировать их постановку.
  3. Докажите, что этот текст можно назвать текстом художественной литературы.
  4. Приведите примеры эпитетов.
  5. Разберите по составу выделенные слова.
  6. Определите тип связи в словосочетаниях: бездонное море, внезапно набежавшей, задрожит блеском.
  7. Разберите синтаксически указанное предложение.

                                        ТЕКСТ №3

Лакей хотел войти, что(бы) убрать что(то) в зале но она не пустила его опять затв..рив (за) ним дверь, продолжала свою прогулку. Она во..вратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восх..щения перед собою. Что за прелесть эта Наташа сказала она опять про себя словами какого(то) третьего, соб..рательного мужского лица. – Хороша, голос, молода, и н..кому она не мешает остав..те ее в покое. Но, сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тот(час) же почу..ствовала это.

Задание к тексту:

  1. Определите тип речи данного текста.
  2. Найдите слова, которые вышли из активного употребления.
  3. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  4. Разберите  слова по составу: затворив, собирательного, почувствовала.
  5. Фонетический разбор слова: опять

                                             

                                                       ТЕКСТ № 4

       Тр..пинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых  св..ркающих одеждах, огромный в..личественный, стоял дуб. Казалось деревья почтительно ра(сс.с)тупились чтобы  дать старшему собрату развернут..ся во всей силе.  Его нижние ветви шатром ра..кинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебря(нн,н)ыми нитями. Листва усохнув по осени почти (не) облетела и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных ч..хольчиках.

   Подножие дуба пр..ютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. От..щавшие, они в (не)пробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполне(нн.н)ое  жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла что бедное зверье (не)могло сыскать себе лучшей квартиры.

Задание к тексту:

  1. Докажите, что этот текст можно назвать текстом художественной литературы.
  2. Приведите примеры художественных средств выразительности, использованных в тексте.
  3. Разберите по составу: раскинулось, подножие, разношенных
  4. Приведите примеры слов (1-2), в которых количество букв и звуков не совпадает.
  5. Произведите морфологический разбор слова: отощавшие.

                                         ТЕКСТ № 5

 Утро было (не) хорошее, пасмурное. С деревьев окута(нн,н)ых легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги и лесная сырость  издавала острый запах гнили.

 (В)переди где кончалась чаща стояли березы а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль. Кто(то) за березами играл на пастушеской свирели. Игрок брал (не)более пяти(шести) нот, лениво тянул их (не)стараясь связать их в мотив, но тем не менее в его писке  слышалось что(то) суровое и чрезвычайно тоскливое.

  Согнав стадо на опушку пастух пр..слонился к берез.. погл..дел на небо (не)спеша  вытащил из(за) пазухи свирель и заиграл. (По)прежнему играл он машинально как(будто) свирель попала ему в руки только первый раз звуки вылетали из нее нерешительно, в беспорядке (не)сливаясь в мотив. Самые высокие п..скливые ноты, которые дрожали и обрывались казалось (не)утешно плакали, точно свирель была больна и испуга(нн,н)а, а самые нижние ноты почему(то) напоминали туман, унылые деревья, серое небо. Такая музыка казалась к лицу и погоде, и старику, и его речам.

Задание к тексту:

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Произведите синтаксический разбор предложения: Согнав стадо на опушку…
  4. Выберите 2-3 слова с дефисным написанием, объясните способ образования этих слов.
  5. Объясните синтаксическую роль слов «казалось» и «казалась» в двух последних предложениях.

                                                ТЕКСТ № 6

Ты уехал а цветы посаже(нн,н) ые тобой растут.Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя (н..)что хорошее – цветы.

  Вот если(бы) ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была(бы) твоя жизнь. Тогда ты чу..ствовал(бы) себя всем людям нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

 Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

Задание к тексту:

  1. К какому стилю речи можно отнести данный текст?
  2. Сформулируйте главную мысль письма Горького к сыну.
  3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
  4. Какую роль выполняет в предложениях частица БЫ?
  5. Укажите слова, в которых происходит процесс оглушения.
  6. Установите способ связи слов в словосочетаниях: кабинет врача, безумно интересно, новый дом.

                                             ТЕКСТ № 7

Бер..гите наш язык, наш пр..красный русский язык, этот клад, это достояние переда(нн,н)ое нам нашими предшественниками советовал И.С.Тургенев молодым литераторам своего времени и призывал их обращаться почтительно с эти могуществе..ым оружием. По словам Тургенева в руках умелых оно в состояни.. совершать чудеса.

   Дивной вязью – писал А.Толстой – русский народ плел (не)видимую сеть русского языка, яркого, как радуга… меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.

  И обидно за некоторых молодых людей, которые нарочно засоряют, коверкают наш замечательный язык, употребляя слова(штампы), слова(сорняки), бра(нн,н)ые слова. Такая убогая речь свидетельствует, прежде всего, о том, что эти люди не обладают одним из важнейших элементов культуры- культурой речи.

Задание к тексту:

  1. Определите стиль речи данного текста.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Укажите основную мысль текста. Составьте предложение с обращением, в котором выразите основную идею текста.
  4. Какие способы цитирования встретились в тексте.
  5. Укажите количество букв и звуков в словах: засоряют, язык, вязью.

                                                 ТЕКСТ №8

 Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем(же) ровным шагом, какой принят был ими при выезде из станци… Углубле…ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде, коей как гласят многие печатные книги нет подобной в целой Европе, я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг поливш..йся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей коляски признат..ся (н..)много подерж..ной поднять было (н..)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиться желанием, что (б) (не)погода пр..кратилась.

Задание к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Разграничьте вводные и вставные конструкции.
  4. Разберите по составу слова: сб..жав, поливш..йся, охр..нения
  5. Определите тип текста.
  6. Какой фонетический процесс наблюдается в словах: сб..жав, вдруг.  

                                                 ТЕКСТ №9

(Молочно) синее, даже зелен..ватое с ноч..ной стороны и мигающее последней звездой небо у края продольного сизого обл..ка разверзалось в сквозную бе..конечную пропасть. Застывшее (с) вечера обл..ко всю ночь темным полотнищем в..село над лесом. Очень скоро его разнесет развеет подн..мающийся с земли ветерок и тогда бе..конечность заткан..ая (не)вид..мой пеленой и..чезнет.

Задание к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Разберите по составу слова: бе..конечность, развеет, подн..мающийся.
  4. Произведите транскрипцию слов: всю, его, земли.
  5. Произведите синтаксический разбор второго предложения.
  6. Выпишите по одному словосочетанию со связью согласование, управление, примыкание.

                                            ТЕКСТ №10

На у..ких, извилистых то подн..мавш..хся то спускавш..хся ул..цах старого города с его темными покрытыми копотью веков зданиями стояла почти полная тишина. Только иногда в тусклых окнах мигал (кое)где (н..)определен..ый свет. Теплая летняя ночь тр..петала бе..числе..ыми звездами и поз..няя луна медле..о подн..малась то (с.з)десь то там расст..лая серебристые полосы и длин..ые тени.

Задания к тексту:

1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  2. Разберите по составу слова: извилистых, медленно, расстилая
  3. Составьте предложение с обобщающим словом при однородных членах.
  4. Разберите словосочетание: мигал (кое)где.
  5. К какому стилю и типу речи можно отнести данный текст.

                                          ТЕКСТ №11

Большой костер разв..ли на берегу, против поселка. Тушу кабана целиком жарили на огромных в..ртелах поворачивая то одним боком, то другим. Внутрь их клали раскале..ые камни. Едва бог неба отправился на покой в свою хижину за п..л..сой леса, поляну по обе стороны костра заст..лили шкурами. На них расставят глин..ные горшки с горячим отваром. Разл..жат жарен..ые рыбу и мясо плоды сладкие коренья и лепешки. Предст..ял пир, (н..)слыхан..о богатый даже для южного плем..н…

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Разберите по составу слова: развели, сладкие, плем..ни.
  4. Укажите, какой тип односоставных предложений использован в тексте.
  5. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  6. Составьте схему предпоследнего предложения.

                                          ТЕКСТ № 12

 Истинное горе обладает свойством затрагивать даже самые замшелые души.

Восхищенный способностями мальчишки, Жгутов решил забрать его к себе. К сожалению судьба обидела Ивана Прокофьевича наградив его двумя (курицами)дочками и сыном(дурачком). Дочек выдаст замуж, но коли в сыне чужая кровь – беда. Для него отцовы дела и заботы – н..что. И бил его отец, и лишением наследства грозил – все тщетно. Парню шестнадцатый год, а он только и знает, что всяких мошек да бабочек соб..рать и в коробку булавками пр..калывать. Смотреть противно и перед людьми совестно. Словом, сын – зачеркнутая строка жизни.

 Пройдут годы и сын Жгутова станет крупным ученым, членом Российской академии наук

Его именем назовут три вида бабочек, подвид жуков(дровосеков) и красивую изумрудную муху. По его книгам будут учит..ся студенты(энтомологи).

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
  4. Охарактеризуйте выделенные второстепенные члены предложения, указав их тип и способы выражения.
  5. Определите тип речи данного текста.
  6. Укажите, в каком предложении заключена основная мысль текста.

                                               ТЕКСТ №13

В первых числах марта буйно пл..сали м..тели вокруг березняков и осиновых перелесков. Они с..дыми космами хл..стали поля болота овраги зам..тая людские дороги и зв..ри..ые тропы. Ночами снега покрывались плотным настом. По насту л..сник Нефёд ходил за Синь-бор слушать т..кованье т..теревов.

В предутрье (по) зимнему хрустел снег (по) зимнему ж..лты и холодны были зори.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор второго предложения.
  4. Определите тип связи в словосочетаниях: ходил слушать, седыми космами, покрывались настом.
  5. Разберите по составу слова: перелесков, покрывались, (по) зимнему.
  6. Какой прием использован в тексте для изображения природы?

                                             ТЕКСТ №14

 Писать о лесах – мое любимое занятие.

Лес – это не просто лесная р..стительность на почве. Лес – источник строительных материалов. Лес- н..чем (н..) заменимая экологическая система планеты. А дерево – уд..вительная химическая фабрика создан..ая природой. Леса проводят и отр..жают солнечное тепло. Леса подымают урожайность полей дают приют животным служат объектом для многих наук помогают воспитанию маленьких граждан.

Леса пока продолжают служить человеку свою верную службу.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор пятого предложения.
  4. Составьте схему предпоследнего предложения.
  5. Определите тип речи данного текста.
  6. Укажите, в каком предложении заключена основная мысль в тексте.

                                               ТЕКСТ №15

По стор..нам дорог.. р..сли кудрявые дубы. Проме(ж,ш) них виднелись кусты орешника. Было св..жо. Д..ждевые капли б..жали с д..ревьев и л.ниво хлопали по ш..роким листьям. Вскоре мелкие птички зап..рхали и защ..бетали в з..л..н.. Дятел застучал в сухое дер..во и в..ршины дубов оз..л..тились восх..дящим солнцем.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  4. Выделите определения, указав их вид и способы выражения.
  5. Разберите слова по составу: орешника, св..жо, застучал, восх..дящим.
  6. Определите тип речи данного текста.

                                        ТЕКСТ № 16

Солнце уже зашло. П..л..сы тумана стлались над высокою травой на (не)б..льшой ра..чище...ой п..ляне. Птицы перестали щ..б..тать. Лишь иные время от времени зачинали сон..ую песню. (Мало) помалу и они зам..лчат.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Подчеркните в предложениях главные члены предложения, укажите способы выражения главных членов предложения.
  3. Разберите слова по составу: перестали, ра..чище..ой, времени, сон..ую.
  4. Произведите морфологический разбор слова: зам..лчат.
  5. Произведите разбор  словосочетания: зачинали песню.
  6. Определите тип речи данного текста.

                                               ТЕКСТ №17

Мир примет бе..конечно разнообразен. Бывает очень радос..но, когда одна и та(же) примета сохр..ня..т..ся в лесах год за годом. Каждую осень встреча..ш.. всё тот(же) огнен..ый куст р..бины за (Л,л)ариным прудом или всё ту(же) зарубку сделан..ую тобой на сосне. С каждым летом зарубка всё сильнее заплывает твердой з..лотистой смолой.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  4. Разберите по составу слова: бе..конечно, радос..но, з..лотистой, заплывает.
  5. Выпишите 1 -2 словосочетания, в которых главное слово выражено: а) именем существительным  б) глаголом в) наречием
  6. Определите тип речи данного текста.

                                            ТЕКСТ № 18

(Н..)малым б..гатством сияли сл..бодские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был (с)наружи яркою жив..пис..ю. На каждом кирпич.. бл..стел крест и церковь казалась одет..ю в з..л.тую сетку.

 Оч..ровательный вид этот разогнал на время ч..рные мысли, которые (н..) оставляли князя С..ребрян..ого (во)всю дорогу.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
  4. Разберите по составу слова: казалась, оч..ровательный, жив..пис..ю.
  5. Подберите к словосочетанию слободские церкви, построенное на связи согласование, синонимичное со связью управление.
  6. Укажите словосочетание со связью примыкание.

                                                      ТЕКСТ № 19

  Лучше всего смотр..т..ся л..са с пожарных вышек.

Тогда хорошо вид..шь, как они уходят за г..ризонт спускаются в туман..ые л..щины стоят кр..пос..ными стенами над песчан..ми ярами. (Кое) где бл..стит вода – зеркало (не)подвиж-ного затона.

С вышки охватишь взглядом всё полесье, весь торжествен..ый л..сной край влас..но з..вущий человека в свои загадочные дебри.

 Этому чу..ству нельзя противит..ся. Надо брать рю..зак компас и уходить в глуш.., в чащобы, что(бы) с наслаждением зат..рят..ся в этом хвойном океане.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
  4. Разберите по составу слова: наслаждением, охватишь, чащобы, влас..но.
  5. Подберите к словосочетанию крепостными стенами, построенное на связи согласование, синонимичное со связью управление.
  6. Определите тип  речи текста.

                                     ТЕКСТ № 20

  Всё(же) лето вз..ло своё. Оно ра..топило снег убрало (не)померную тяжесть с в..твей.

Сады луга травы зазеленели еще торжествен..ей в хл..потливом пчелином жужжании, в птичьем гомоне. У з..ряночек поднялись на крыло первые выв..дки. Запели др..зды. Жуки(бронзовики) живыми самоцветами ползали в тени папоротников. Чистотел цветок знахарей и гадалок еще (на)кануне, от (не)погоды сжавший в кулачок свои тычинки снова ра..крылся навстречу свету и теплу.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
  4. Разберите по составу слова: самоцветами, сжавший, зазеленели, пчелином.
  5. Подберите к словосочетанию в птичьем гомоне, построенное на связи согласование, синонимичное со связью управление.
  6. Определите тип  речи текста.

                                           ТЕКСТ № 21

  Был вечер. Над высокими стенами окружавшими дома шелково ш..л..стели д..ревья уходя в с..реневую тьму пр..бл..жающейся ночи. Весна кончалась, и этим вечером может быть пр..шёл последний её, тихо мерцающий, дождь. Между в..ршинами д..ревьев и водой шумящей у их корней пр..жавшись друг к другу расселись соловьи и пели, всячески расцвечивая свои песни.

Задания к тексту:

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Произведите синтаксический разбор второго предложения.
  4. Разберите по составу слова: окружавшими, расцвечивая, вершинами, высокими.
  5. Выпишите словосочетание, соответствующее схеме: « деепричастие + существительное в  В.п», разберите его.
  6. Определите тип речи данного текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачёт по русскому языку

Предлагаемая разработка может быть использована на уроках с 5 по 11 класс. Материал могут использовать любые учителя-предметники....

Вопросы к теоретическому зачёту по русскому языку

Вопросы для подготовки к торетическому зачёту, либо текущему контролю в 8-11 классах...

Зачёты по русскому языку 10 класс

система подготовки к егэ...

Вопросы к зачёту по русскому языку в 6 классе

Вопросы к зачету по русскому языку в 6 классе (к учебнику Рыбченковой Л.М.)...

вопросы к зачёту по русскому языку 5 класс

вопросы к зачёту по русскому языку 5 класс...

Зачёт по русскому языку в 6 классе по теме: "Лексика и фразеология. Словообразование и орфография".

Данный материал предназначен для учителей вечерних школ. В зачётном материале представлена вопросно- ответная система, которая помогает обобщить и систематизировать полученные знания учащихся....

Комплект контрольно - измерительных материалов для проведения фифференцированного зачёта по русскому языку

КИМ содержит четыре варианта заданий для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в виде дифференцированного зачёта на первом курсе...