"Речевое оформление сочинения" Урок русского языка в 11 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Урок проведен в рамках Федеральной стажировочной площадки по внедрению ФГОС в основной и средней школе. В конспекте урока подробно показана постановка и достижение целей. Также имеет практическую направленность при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Речевое оформление сочинения.
Цели урока:
Учебная:
- организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение определений и значение понятий «речевое оформление сочинения»; умении применять новые знания, умение применять полученные знания для решения учебных задач.
Развивающая:
Развитие умения у учащихся ставить учебную цель на материале предмета «Русский язык».
Воспитательная:
- способствовать формированию у учащихся самостоятельности в постановке учебных целей на уроках русского языка.
Эпиграф. “ «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».
М.М. Сперанский
Этапы урока. | Действия учителя. | Действия ученика. |
Орг. момент. | …– Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали, – Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто « Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? «Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье, Это главное в жизни. Я вам главного, лучшего в жизни желаю. Поклонимся ж друг другу при встрече И тропинку друг другу уступим (Если даже там снег, Если даже там грязь по колено). – Здравствуйте! Как я рад, Что могу вам это сказать! Этими словами известного русского публициста, писателя В. Солоухина я приглашаю вас начать сегодняшний урок.
Каждый из вас сам решит, что он будет значить в системе ваших уроков русского языка. Урок красоты, общения, уверенности, любви к слову, языку.
| Приветствуют учителя. |
2. Мотивация | Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла цель: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное». Будет ли подобная цель созвучна вашей, уважаемые будущие выпускники! (Можете ли вы сказать, что подобная цель стоит и пред вами?) Чтобы хорошо написать сочинение и получить высокий результат, вам нужно знать критерии сочинения. Давайте их еще раз уточним | Да. Мы являемся выпускниками школы, и, чтобы получить высокие баллы за ЕГЭ, нам нужно научиться хорошо писать сочинение. |
Первое, что оценивается в сочинении – это содержание. Какие здесь критерии мы выделяем? Как звучит первый критерий? Что такое проблема текста? Как формулируется проблема? | К1 – это определение проблемы текста. Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема текста – это вопрос, который задает автор текста. В виде риторического вопроса или повествовательным предложением: в тексте поднимается проблема чего? | |
Назовите второй критерий по содержанию сочинения. Какие виды комментария вам известны? | К2 – это комментарий текста. Концептуальный объясняет проблему текста, её актуальность, авторский замысел различные мнения о проблеме. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. | |
Назовите содержание третьего критерия. Что такое позиция автора? Как может выражаться позиция автора. | К 3 - позиция автора. Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. 1. Четко, прямо, непосредственно: - в названии текста; - в отдельных предложениях текста; - через ряд аргументов. Чаще всего это в текстах публицистического стиля. 2. Через модальный план текста: - риторические вопросы; - риторические восклицания; - порядок слов; - лексические повторы; - оценочную лексику; - модальные слова и частицы; - ряд вводных слов, словосочетаний, предложений. Это происходит в текстах художественного стиля. | |
Какой четвертый критерий в содержании сочинения. Сколько должно быть аргументов, чтобы получить максимальное количество баллов по этому критерию? | К 4 - подбор аргументов. Нужно привести не менее двух аргументов, один из которых взят их художественной литературы, второй из жизни. | |
Спасибо. Критерии по содержанию сочинения вы знаете хорошо. На сегодняшнем уроке у меня будет возможность убедиться в том, что вы их умеете точно раскрывать на практике. | ||
Сообщение темы урока. | Продолжаем учиться писать сочинение, потому что вам нужно написать сочинение «правильное и ясное». Тема урока: «Речевое оформление сочинения». Запишите в тетрадь число и тему урока. | Записывают в тетрадь число и тему урока. |
Постановка цели урока. | Внимательно прочитайте тему урока. Выделите слова и словосочетания, значения которых вам не совсем ясно. Знаете ли вы значение этих слов? Какое новое знание нужно будет усвоить в процессе изучения данной темы? Если вы освоите только знание, вам это будет достаточно? Какое новое умение нужно усвоить, связанное с применением этого знания, необходимо будет усвоить. Попробуйте сформулировать цели урока. В каком случае цель урока будет считаться достигнутой . Что же нужно сделать, чтобы достичь целей урока? | Ученики читают. Речевое оформление. - Знаем, но применительно к написанию сочинения на ЕГЭ точно не можем сказать. - освоить знание о речевом оформлении сочинения
- усвоить умение речевого оформления сочинения - освоить знание о речевом оформлении сочинения; - освоить умение речевого оформления сочинения - когда мы освоим знания о речевом оформлении сочинения; - усвоим умение речевого оформления сочинения - узнать критерии речевого оформления;
|
Этап достижения целей урока. | Цели урока поставлены, намечены пути их реализации. Приступим к достижению наших целей и решению поставленных задач. Прочитаем, как звучит критерий пять в экзаменационном сочинении. | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
Давайте начнем с последнего здесь требования: «В работе нет нарушений абзацного членения текста». Какова композиция экзаменационного сочинения? (композиция – это построение сочинения, связь его частей целое в соответствии с идеей) Такова композиция сочинения, а сколько абзацев должно быть в сочинении и как записывается каждая часть сочинения?
Какие знания мы получили в результате проделанной работы? Что нам нужно сделать, чтобы закрепить эти знания? Я предлагаю вам прочитать текст Д. Лихачева, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы (всего их 6) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца. Микротемы.
Попробуйте доказать, почему вы именно так разделили текст на абзацы? |
В работе должно быть 6, 7-8 абзацев, и каждая часть сочинения будет писаться с красной строки. - мы узнали требования к критерию, соблюдая которые, мы получим высокий балл. - поработать с текстом, найти в нем абзацы, выяснить, почему в нем именно такое абзацное членение. Приложение № 1. Текст Лихачева 1-й абзац – № 1 2-й абзац - № 2-7 3-й абзац- № 8-10 4-й абзац - № 11-14 5-й абзац - № 15-19 6-й абзац - № 20-21 В 1 предложении обозначена тема текста. В предложениях № 2-7 говорится о том, кто и что обладает памятью. Предложения № 8-10 раскрывают тезис, что память –это важнейший творческий процесс. В предложениях № 11-14 делается аспект о нравственном значении памяти. Предложения № 15-19 раскрывают роль памяти в воспитании. Предложения - № 20-21 – вывод, итог. | |
Ребята, докажите, что то, что вы сейчас читали, –это текст? Вспомните признаки текста. Выполняя часть С ЕГЭ, вам нужно создать текст. Значит, что же вы должны хорошо знать? Выполнив все условия создания текста, посмотрите, какое требование критерия вы раскроите? | - Текст – это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Все микротемы абзацев данного текста объединены одной темой: духовное, воспитательное значение памяти в жизни человека. Все художественные средства подчинены именно этому. - связность (каждое последующее предложение строится на базе предыдущего); - завершенность (в нем есть начало и конец); - членимость; - информативность; - подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста. Признаки текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью. | |
Продолжаем работать дальше. Читаем требование критерия 5: логические ошибки отсутствуют. Что относится к логическим ошибкам в письменной и устной речи?
Чтобы хорошо усвоить понятие «логические ошибки», что вам нужно сделать? Задание. В раздаточных материалах (приложение № 2) найдите и исправьте логические ошибки. Устно попытайтесь объяснить, в чем произошло нарушение логики. Обращаю ваше внимание на логическую ошибку № 6. Прочитайте ее. Ребята, эта ошибка типична и для ваших сочинений. Я на нее уже вам указывала, запомните ее, поймите, что так писать нельзя. | Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Потренироваться находить логические ошибки в предложениях. Работа с раздаточным материалом Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… | |
Теперь обратимся к критерию К 6. Прочитаем, какие требования в нем предъявляются. | Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | |
Здесь уместно вспомнить хорошо нам известную фразу лингвиста Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как думают они» За счет чего достигается точность выражения мысли. Вы пишите на экзамене текст публицистического стиля, сочинение-рассуждение. Давайте уточним, какие лексические средства художественной выразительности вы могли бы в нем использовать? Что относится к синтаксическим средствам выразительности? Ребята, вспомните цель нашего урока? Мы достигли этой цели? | - Использование разнообразной лексики; - использование различного грамматического строения предложения. -различные тропы; - слова синонимы и антонимы, фразеологические обороты; -замена существительных местоимением; - ряды однородных членов; - парцелляция; - риторические вопросы и восклицания; - использование вводных слов. - освоить знание о речевом оформлении сочинения Да. | |
Практическая часть. | Для достижения второй цели я вам предлагаю поработать с текстом публициста Василия Пескова. Внимательно прочитайте текст с карандашом в руке, отмечая все фразы и слова, на которые вы обратите внимание при первом чтении. Второй раз текст читаю сама. - Определите тему текста. - Определите стиль текста и тип речи. Прочитайте еще раз первый и последний абзац текста. Сформулируйте проблему текста. Я предлагаю вам остановиться на первой проблеме текста | Приложение 3. На столах у учащихся текст В. Пескова. Ученики читают текст. - как люди приходят к пониманию природы - Перед нами текст-рассуждение публицистического стиля. 1-я проблема. Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи. 2-я проблема. Текст В. Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы? |
Комментарий проблемы. Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнем ключевые слова и фразы. | В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». | |
Определяем позицию автора. Рекомендую перечитать поставленный вопрос (что дает человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце. | Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни». | |
Выражаем свою позицию и приводим аргументы Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. | Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Известно, какую роль играла природа в творческой судьбе композитора Чайковского. Бродя по лесу, он слышал звуки природы, которые затем выливались в музыкальные звуки. | |
Рефлексия. Дом. задание. | Ребята, давайте вспомним, какие цели урока были поставлены? Удалось ли достичь целей урока? У писателя Владимира Солоухина есть замечательная книга «Камешки на ладонях». Она состоит из маленьких новелл. В каждой из них совет читателю, который можно взять с собой в жизнь. Один из них я сегодня хочу предложить вам. «Золотое правило альпинистов» с.273. Какое художественно-изобразительное средство лежит в названии книги? Каждый камешек – это постижение нового. Вспомните начало нашего урока. Я проила вас решить, что будет значить сегодняшний урок в системе ваших уроков русского языка. Какой камешек с урока вы заберете с собой? Закончить сочинение. Спасибо за урок. До свидания, до новых встреч. | - освоить знание о речевом оформлении сочинения; - усвоить умение речевого оформления сочинения Удалось, но не до конца. Мы получили знания о речевом оформлении сочинения. Мы не успели усвоить умение речевого оформления сочинения. Метафора –скрытое сравнение. - общения -уверенности -открытия -развития -радости |
1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы (всего их 6) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.
(1)Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... (2)Лист бумаги. (З)Сожми- те его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8)При этом память вовсе не механична. (9)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. 10)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты. (11)Память противостоит уничтожающей силе времени. (12)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (13)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти. (15)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (16)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18)Всё это дорого нам. (19)Да и просто уважение к могилам предков. (20)Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. (21)Память— наше богатство.
(По Д.Лихачеву)
Докажите, почему вы разбили текст именно так на абзацы.
Ответ:
1- й абзац — предложения № ______________
2- й абзац — предложения № _______________
3- й абзац — предложения № ______________
4- й абзац — предложения № ______________
5- й абзац — предложения № _______________
6- й абзац — предложения № ______________
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Л1 | Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. |
Л2 | Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 | Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 | Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
Л5 | Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 | Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Л7 Композиционно-текстовые ошибки | Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 Ошибки в основной части | а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. | |
Л9 Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ | Вид ошибки | Примеры |
Л1 | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова | |
Л2 | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. | |
Л3 | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. | |
Л4 | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. | |
Л5 | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. | |
Л6 | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где поннятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.
(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (8)В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.
(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».
(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.
(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
(По В. Пескову) Сведения об авторе: Песков Василий Михайлович (родился в 1930 г.) - писатель, журналист, автор документальных очерков (многие с авторскими фотоиллюстрациями), описывающих жизнь советских людей, живущих в разных уголках нашей Родины, а также русскую природу, лауреат Ленинской премии 1964 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление кабинета русского языка
Оформление моего любимого кабинета русского языка...
Оформление кабинета русского языка и литературы
Источник: интернет...
Оформление кабинета русского языка и литературы
Источник: интернет...
Оформление кабинета русского языка и литературы
Источник: интернет...
Оформление кабинета русского языка и литературы
Источник: интернет...
Оформление кабинета русского языка и литературы
Источник: интернет...
Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: ...