Рабочая программа10 рус.яз
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). Основной учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 класс. Текст.стили речи. М.:Просвещение,2005.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь(владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка. Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Принцип построения – концентрический
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Литература
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2007.
2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- письмо под диктовку;
- написание сочинений;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Форма промежуточной аттестации в 10 классе:
* тест.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 раз в неделю.
Из них: Контрольных работ – ;
Сочинений -;
Тест -.
Система условных обозначений:
к о м п е т е н ц и и:
Я – языковая и лингвистическая (языковедческая);
К – коммуникативная;
Р – рефлексивная;
ЛС – личностное саморазвитие;
ЦО – ценностно-ориентационная;
СП – смысло-поисковая;
КВ – культуроведческая;
у р о в н и о с в о е н и я:
– продуктивный,
– исследовательский,
–творческий.
Календарно - тематическое планирование
№ | Система уроков | Дидакти- модель обучения | Педаго- гические средства | Вид деятель- ности учащихся | Планируемый результат и уровень усвоения Компетенции | Неделя | Дата | Формы работы | ||||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | план | факт | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||||||
Общие сведения о языке. | ||||||||||||||||||
1 | Р.Р Язык и общество. Язык и культура. Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, групповая | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе сочинение-рассуждение. (К) Продуктивный Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)Творческий | Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения | 1 | Презентация | ||||||||||
Фонетика, орфоэпия, орфография | ||||||||||||||||||
2 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Цель: повторить понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей | Репродуктивная | Практикум работа с книгой | Индивидуальная, фронтальная | Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст таблица | 2 | Орфоэпический диктант | ||||||||||
3 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Цель: закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики | Репродуктивная | Практикум, работа с книгой | Индивидуальная, фронтальная Защита проекта | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. (Я), (К) Продуктивный | Владение культурой речи, навыками редактирования | 3 | Диктант по памяти | ||||||||||
4 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии | Репродуктивная | Практикум, работа с книгой | Индивидуальная, фронтальная | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | 4 | Выборочно-распределительный диктант | ||||||||||
5 | Фонетический разбор. Цель: производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, фронтальная | Знать порядок фонетического разбора. Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | 5 | |||||||||||
6-7 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 6-7 | |||||||||||
Лексика и фразеология | ||||||||||||||||||
8 | Р.Р.Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики ри написании сочинения-рассуждения. (Я), (К) Продуктивный | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста | 8 | Презентация | ||||||||||
9 | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием. Творческий | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста | 9 | Выборочный диктант | ||||||||||
10 | Русская фразеология. Цель: углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная Защита проекта | Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении. Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К) Продуктивный | Владение культурой речи, навыками редактирования | 10 | Презентация Power Point |
| |||||||||
11 | Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразе-ологический разбор. Цель: закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями, со-вершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора. Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. Творческий | Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели | 11 | Презентация | ||||||||||
12-13 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 12-13 | |||||||||||
Морфемика и словообразование. | ||||||||||||||||||
14 | Обобщающее повторение ранее изученного. Цель: закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии. Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я) Исследовательский | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | 14 | Фронтальный опрос | ||||||||||
15 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Знать основные способы словообразования. Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я) Продуктивный | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | 15 | Работа по карточкам | ||||||||||
Морфология и орфография. | ||||||||||||||||||
16-17 | Обобщающее повторение частей речи. Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | 16-17 | Составление таблицы | ||||||||||
18 | Служебные части речи | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | 18 | Работа по карточкам | ||||||||||
19 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. Продуктивный | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | 19 | Объяснительный диктант | ||||||||||
20-21 | Контрольный работа с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 20-21 | |||||||||||
22 | Синтаксис.Словосочетание Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов. | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах. Исследовательский | Использование КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности | 22 | Анализ текста | ||||||||||
23 | Простое предложение. Простое осложненное предложение. | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Знать грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 23 | Анализ текста | ||||||||||
24 | Сложное предложение. Прямая и косвенная речь | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный | Свободная работа с текстами | 24 | Анализ текста | ||||||||||
25-26 | Контрольный работа с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 25-26 | |||||||||||
Речь, функциональные стили речи | ||||||||||||||||||
27 | Текст, его строение. Типы речи. Цель: углубить понятие о тексте, его строении, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов | Поисковая | Проблемные задания | Групповая Защита проекта | Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К) Исследовательский Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. Творческий | Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста | 27 | Презентация | ||||||||||
28 | Р.Р. Типы речи. Цель: углубить понятие о типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов | Поисковая | Проблемные задания | Групповая Защита проекта | Знать типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов. (Я), (К) Исследовательский Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. Творческий. Написать сочинение- рассуждение | Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста | 28 | Анализ текста | ||||||||||
29 | Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация Цель: дать представление об основных видах преобразования текста, познакомить с отличительными чертами тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации, упражняться в создании данных видов текстов | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Знать об основных видах преобразования текста, отличительных чертах тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать. (Я), (К) Продуктивный | Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста | 29 | Презентация | ||||||||||
30-31 | Сочинение - рассуждение Цель: совершенствовать навыки суждений по теме с элементами комплексного анализа | Поисковая | Проблемные задания, работа с книгой | Индивидуальная | Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста. Творческий Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. Творческий | Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста | 30-31 | |||||||||||
32 | Оценка текста Цель: дать представление об основных видах преобразования текста, | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К) Исследовательский Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. Творческий | Владение навыками редактирования текста. | 32 | Работа с текстом | ||||||||||
33 | Р.Р. Речеведческий анализ текста | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Знать об основных видах преобразования текста. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать. (Я), (К) Продуктивный. Написать сочинение-рассуждение. | Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста | 33 | Работа с текстом | ||||||||||
34 | Годовой контрольный тест Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 34 | |||||||||||
35 | Итоговый урок | Объяснительно-иллюстративный | 35 |
Литература
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2007.
2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа10 -11 класс ФГОС Английский в фокусе
Рабочая программа...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...