Рабочая программа по литературе 11класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

Ужегова Галина Петровна

Рабочая программа по литературе 11класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА/

        

Количество учебных часов

  • В год – 102, из них на развитие речи – 6

                             на внеклассное чтение - 7

Настоящая программа по литературе для 11 класса составлена на основе   УМК  под редакцией  В.Я Коровиной, рекомендованного Министерством образования РФ, с учетом государственного стандарта образования для базовой и профильной школы.

Предлагаемые в программе художественные тексты отвечают интересам школьников. Текстовый, учебный и литературоведческий материал представлены в системе, по сквозному принципу. Предусмотрена ориентация  одновременно на нравственную и  эстетическую компоненту литературного образования.

         Задача программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса XX  века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства. УМК предоставляет возможность работать как со специальным  литературоведческим материалом, так и над нравственной проблематикой произведений, включает изучение литературных направлений, жанров и произведений в широкий историко-культурный контекст.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности.  XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х ; 50-90-е годы). Обзоры включают в себя не столько социально-политические события, сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых  направлений; художественные открытия эпохи.

       Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм , а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм , реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива  и т.п.).

              Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

        Процесс обучения литературе направлен на приобретение общекультурной и литературной компетенций (осознание специфики литературы как искусства слова, знание и понимание произведений), ценностно-мировоззренческой (понимание мировоззренческих категорий, отраженных в литературе), читательской (способность к творческому чтению, способность вступать в диалог с автором, понимание специфики языка художественного произведения), речевой (владение видами речевой деятельности, знание норм языка) компетенций. В связи с этим в календарно-тематическом планировании по-прежнему особое внимание  уделяется планированию уроков развития речи и внеклассного чтения.

Календарно-тематическое планирование построено с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между средним и старшим звеном, имеет практическую направленность. Вместе с тем, КТП соответствует образовательной программе школы: решает развивающие и воспитательные задачи, учитывает индивидуальные особенности одиннадцатиклассников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  11  КЛАССА

                           Учащиеся должны знать:

- основные этапы жизненного и творческого пути поэтов и писателей;

- тексты художественных произведений;

- сюжет, особенности композиции;

- типическое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений;

- основные признаки понятий: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм;

- изобразительно-выразительные средства языка;

- элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

                         Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;                                                                                                                                                  

- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

- определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

- выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

- обосновать свое мнение о произведениях и героях;

- свободно владеть монологической речью, уметь высказать свои суждения и аргументировано их отстаивать;

- составить план (в том числе тезисный) и конспект общественно-политической и литературно-критической статей;

- готовить сообщение, доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику);

- писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;

- писать сочинение на литературную или публицистическую тему;

- пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.  

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

- выразительное чтение, в том числе и наизусть,

- развернутый ответ на вопрос,

- выполнение заданий в тестовой форме,

- викторина,

- анализ эпизода,

- анализ стихотворения,

- комментирование художественного текста,

- характеристика литературного героя,

- конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

 - сочинение на литературную тему,

-  сообщение на литературную и историко-литературную темы,

-  презентации проектов.

ВИД КОНТРОЛЯ: текущий, промежуточный, итоговый.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Литература. Учебник-хрестоматия для 11 класса. Части I и II. В.П.Журавлев  и др.
  2. Егора Н.В.. Поурочные разработки по литературе. 11 класс
  3. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы. Энциклопедический словарь-справочник
  4. Русские писатели XX века. Биографии. Большой справочник для поступающих в вузы
  5. Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы
  6. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 классы
  7. Карнаух Н.Л. и др. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.
  8. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе.    11 класс
  9. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы
  10. Чертов В.Ф. и др. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы
  11. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс
  12. Зинин С.А. и др. Сдаем ЕГЭ по литературе
  13. Сигов В.К. и др. Литература. Экстернатная форма обучения. 10-11 классы
  14. Богданова О.Ю. Бунин в школе
  15. Болдырева Е.М. и др. Поэзия серебряного века в школе
  16. Нянковский М.А. Шолохов в школе
  17. Шахерова О.Н. Распутин в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.

Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....

Рабочая программа по биологии 11класс.

В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....

Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП

В основу        В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

Рабочие программы по литературе 10-11класс

Данная рабочая программа разработана для старших классов с универсальным профилем обучения...

программа по литературе 11класс

программа к чебнику литературы 11 класс под редакцией В.П.Журавлева...