Составление рассказа на тему «Идет волшебница зима».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Масленникова Елена Петровна

Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б в специальном(коррекционном) классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_7b.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б классе.

Составление рассказа на тему

«Идет волшебница зима».

Цели:

- формировать умение построения грамматических конструкций; обучать составлению рассказа о красоте зимней природы;

- развивать и обогащать активный словарь обучающихся: активизировать словарь прилагательных, вводить в речь наречия;

- развивать умение составлять распространённые предложения; развивать память, логическое мышление, внимание;

- воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование:

 Презентация, индивидуальные карточки со словами по теме «Зима».

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Не волнуйтесь! Желаю нам всем успешно поработать.

II.  Актуализация опорных знаний.

- Итак, начнём. (Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Учитель читает стихотворение.)

Мороз и солнце, день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин.

( Слайд 1 с иллюстрацией  зимнего пейзажа)

- Ребята, я не случайно начала наш урок волшебной музыкой. Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она?

 - А о чём вам рассказали сказочные строки стихотворения А.С. Пушкина? (О волшебнице зиме)

- А почему мы назвали зиму волшебницей? Какие чудеса она может творить?

III. Объявление темы урока. Слайд 2

- Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Составление  рассказа  «Идёт волшебница зима».

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

-Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.

-Я предлагаю вам создать свою Зимнюю книгу, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.

-Как же нам это сделать? (написать рассказ).

- Цель нашего урока…               Слайд 3

IV. Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов. 

- Но, чтобы написать рассказ, нам необходимо составить план.

План. Слайд №4

1.- А о чем же мы будем писать вначале? (О зимней погоде, о наступлении зимы)

Приход зимы.

2. - Что вам нравится делать зимой? (играть в разные зимние забавы)

- Вот об этом напишем во второй части.

Зимние забавы.

3. - И чем закончим наш рассказ? (хорошее настроение, веселье)

Весело ребятам!

- План у нас готов, теперь переходим к написанию рассказа.

V. Работа над первым пунктом плана.

- Вначале мы должны сказать о зиме как о времени года. Для этого мы понаблюдаем.

- У каждого человека своя зима. Люди стремятся передать её красоту с помощью звуков, красок, слов. Чудесную музыку Чайковского мы уже слышали. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства. (Слайд 5).

- Посмотрите на картину, что вы видите?

-С помощью чего художник сумел передать своё настроение?

-Какие краски преобладают?

- А как вы относитесь к зиме? Что чувствуете, находясь зимой в лесу?

- Чтобы написать первый пункт плана ответим на вопросы, а ответы вы найдите на сладе (Слайд 6).

Какое время года наступило?

Чем покрыта земля?

Что происходит со снегом на солнце?

Что сделал мороз с реками?

«Наступила х..лодная зима.

Тихим стал зимний лес.

Спит зимний лес.

Всё вокруг покрыто  снежным одеялом.

Снег(к) сверкает на со…це серебром.

Мороз(с) сковал реки льдом.

Деревья под снегом, словно в пуховых платках.»

    - Зачитайте, что у нас с вами получилось. Слайд 7

VI. Работа над вторым пунктом плана.

- А что мы любим делать зимой? Посмотрите мы с вами записали. (Слайд 8)

- Как вы понимаете значение слова забавы  ( игры, веселье, занятия) - словарь. (Слайд 9)

- А сейчас я загадаю вам загадки, а вы в отгадках узнаете предметы, необходимые для зимних развлечений:

  • Льётся речка – мы лежим,

      Лёд на речке – побежим.   ( КОНЬКИ)

         

  •  На прогулке бегуны одинаковой длины.

       Кони эти рыжи, а зовут их …  (ЛЫЖИ)

  • Всё лето стояли, зимы дожидались.

       Дождались поры, помчались с горы.   (САНКИ)

  • Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,

        Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота.      (ШАЙБА)

  • Палка я не простая, а немного завитая.

        Без меня игра в хоккей не интересна для детей.  (КЛЮШКА)

  – Что же мы любим делать зимой? (одновременно с ответами учитель показывает (Слайды  10, 11, 12, 13,14,15,16):

              - играть в снежки

              - кататься на коньках

              - кататься на санках

              - лепить снеговика

              - строить снежную крепость

              - играть в хоккей

              - кататься на лыжах.

Составление предложений и текста.

    Демонстрация иллюстрации «Зимние забавы». (Слайд 17)

   - Опираясь на иллюстрацию, составим предложения о зимних забавах.

   - Когда происходит действие на картинке? (-На картине мы видим зимний день.)

   - Видите ли вы на ней элементы наших маленьких картинок? (-да)

   - Составьте небольшие предложения по картине.

            Малыши  лепят снеговика. Девочка мчится на санках с горы. Мальчик скользит на коньках. Мама катает малыша на санках. Парень и девушка катаются на лыжах. Щенок радуется зиме.

   - У вас получились коротенькие предложения. Их нужно украсить, распространить. Сделайте это, добавив имена прилагательные, наречия. В этом вам помогут вопросы.

   (Слайд 18)

- Ребята (как?) вышли на прогулку. Малыши лепят (из чего?) (какого?)  снеговика. Девочка (как?) мчится на санках с горы. Мальчик (как?) скользит на коньках (где?). Мама (как?) катает малыша на санках. (Какой?) щенок радуется зиме.

   (Слайд 19)

 Дети по очереди  составляют новые предложения. (записать в тетрадь)

 Ребята с радостью вышли на прогулку. Малыши лепят из снега забавного снеговика. Девочка весело мчится на санках с горы. Мама осторожно катает малышку на санках. Мальчик ловко скользит по льду на коньках. Озорной щенок радуется зиме.

Физкультминутка.   (Слайд 20)

- А сейчас немного отдохнем.

 «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)
(Изображают бег на коньках.)

(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)
(Приседают.)
(Бегут на месте.)

VII. Работа над третьим пунктом плана.   (Слайд 21)

- На какой пункт плана мы не ответили?

-О чём здесь нужно писать?

- В последней части мы выражаем настроение ребят.

Пожалуйста, ….  (Слайд 22)

У всех замечательное настроение. Весело ребятам зимой!

- А кто нам зачитает весь рассказ. ( один человек воспроизводит весь текст)

IV. Подведение итогов.

  - О чём же мы сегодня с вами говорили? ( - Сегодня мы говорили о зиме и зимних развлечениях)

  - Что мы научились делать?

V. Отметки. (Слайд 23)

8. Домашнее задание.

    В домашнем задании вы нарисуете рисунки на тему «Моё любимое зимнее развлечение».  

Рассказывает….

1 ученик. Наступила зима. Был ясный зимний день. Всё вокруг покрыто пушистым снежным одеялом. Снег сверкает на солнышке, как в сказке. Речку сковало зеркальным льдом.

- В основной части опишем зимние развлечения, т.е. используем те предложения, которые уже составлены.

Попробует рассказать….

2 ученик. Ребята с радостью выбежали на улицу, чтобы поиграть.

Малыши лепят из снега забавного снеговика. Они надели ему на голову ведро, повязали шарф и дали метлу. Девочка весело мчится на санках с горы. Мама осторожно

катает малышку на санках. Мальчик ловко скользит по льду на коньках. Парень и девушка собираются кататься на лыжах. Даже забавный щенок радостно бегает по снегу.

- Теперь осталось озаглавить наш рассказ (Слайд 22) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...

Занятие: «Волшебница зима».

Цель: развитие познавательной деятельности у детей.Задачи:1. Обобщение жизненных наблюдений детей в  изменениях  окружающей природы с приходом зимы; изучение правил безопасного поведения во ...

Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима"

Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима" Повторяем средства художественной изобразительности (эпитет, метафора, олицетворение) - краски писателя....

Презентация "Составление рассказа о времени года - зима"

Данная презентация используется на уроках  Развитие речи и оружающий мир....

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...