Составление рассказа на тему «Идет волшебница зима».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б в специальном(коррекционном) классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7b.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б классе.
Составление рассказа на тему
«Идет волшебница зима».
Цели:
- формировать умение построения грамматических конструкций; обучать составлению рассказа о красоте зимней природы;
- развивать и обогащать активный словарь обучающихся: активизировать словарь прилагательных, вводить в речь наречия;
- развивать умение составлять распространённые предложения; развивать память, логическое мышление, внимание;
- воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование:
Презентация, индивидуальные карточки со словами по теме «Зима».
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Не волнуйтесь! Желаю нам всем успешно поработать.
II. Актуализация опорных знаний.
- Итак, начнём. (Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Учитель читает стихотворение.)
Мороз и солнце, день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин.
( Слайд 1 с иллюстрацией зимнего пейзажа)
- Ребята, я не случайно начала наш урок волшебной музыкой. Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она?
- А о чём вам рассказали сказочные строки стихотворения А.С. Пушкина? (О волшебнице зиме)
- А почему мы назвали зиму волшебницей? Какие чудеса она может творить?
III. Объявление темы урока. Слайд 2
- Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Составление рассказа «Идёт волшебница зима».
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.
-Я предлагаю вам создать свою Зимнюю книгу, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.
-Как же нам это сделать? (написать рассказ).
- Цель нашего урока… Слайд 3
IV. Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов.
- Но, чтобы написать рассказ, нам необходимо составить план.
План. Слайд №4
1.- А о чем же мы будем писать вначале? (О зимней погоде, о наступлении зимы)
Приход зимы.
2. - Что вам нравится делать зимой? (играть в разные зимние забавы)
- Вот об этом напишем во второй части.
Зимние забавы.
3. - И чем закончим наш рассказ? (хорошее настроение, веселье)
Весело ребятам!
- План у нас готов, теперь переходим к написанию рассказа.
V. Работа над первым пунктом плана.
- Вначале мы должны сказать о зиме как о времени года. Для этого мы понаблюдаем.
- У каждого человека своя зима. Люди стремятся передать её красоту с помощью звуков, красок, слов. Чудесную музыку Чайковского мы уже слышали. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства. (Слайд 5).
- Посмотрите на картину, что вы видите?
-С помощью чего художник сумел передать своё настроение?
-Какие краски преобладают?
- А как вы относитесь к зиме? Что чувствуете, находясь зимой в лесу?
- Чтобы написать первый пункт плана ответим на вопросы, а ответы вы найдите на сладе (Слайд 6).
Какое время года наступило?
Чем покрыта земля?
Что происходит со снегом на солнце?
Что сделал мороз с реками?
«Наступила х..лодная зима.
Тихим стал зимний лес.
Спит зимний лес.
Всё вокруг покрыто снежным одеялом.
Снег(к) сверкает на со…це серебром.
Мороз(с) сковал реки льдом.
Деревья под снегом, словно в пуховых платках.»
- Зачитайте, что у нас с вами получилось. Слайд 7
VI. Работа над вторым пунктом плана.
- А что мы любим делать зимой? Посмотрите мы с вами записали. (Слайд 8)
- Как вы понимаете значение слова забавы ( игры, веселье, занятия) - словарь. (Слайд 9)
- А сейчас я загадаю вам загадки, а вы в отгадках узнаете предметы, необходимые для зимних развлечений:
- Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – побежим. ( КОНЬКИ)
- На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их … (ЛЫЖИ)
- Всё лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы. (САНКИ)
- Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота. (ШАЙБА)
- Палка я не простая, а немного завитая.
Без меня игра в хоккей не интересна для детей. (КЛЮШКА)
– Что же мы любим делать зимой? (одновременно с ответами учитель показывает (Слайды 10, 11, 12, 13,14,15,16):
- играть в снежки
- кататься на коньках
- кататься на санках
- лепить снеговика
- строить снежную крепость
- играть в хоккей
- кататься на лыжах.
Составление предложений и текста.
Демонстрация иллюстрации «Зимние забавы». (Слайд 17)
- Опираясь на иллюстрацию, составим предложения о зимних забавах.
- Когда происходит действие на картинке? (-На картине мы видим зимний день.)
- Видите ли вы на ней элементы наших маленьких картинок? (-да)
- Составьте небольшие предложения по картине.
Малыши лепят снеговика. Девочка мчится на санках с горы. Мальчик скользит на коньках. Мама катает малыша на санках. Парень и девушка катаются на лыжах. Щенок радуется зиме.
- У вас получились коротенькие предложения. Их нужно украсить, распространить. Сделайте это, добавив имена прилагательные, наречия. В этом вам помогут вопросы.
(Слайд 18)
- Ребята (как?) вышли на прогулку. Малыши лепят (из чего?) (какого?) снеговика. Девочка (как?) мчится на санках с горы. Мальчик (как?) скользит на коньках (где?). Мама (как?) катает малыша на санках. (Какой?) щенок радуется зиме.
(Слайд 19)
Дети по очереди составляют новые предложения. (записать в тетрадь)
Ребята с радостью вышли на прогулку. Малыши лепят из снега забавного снеговика. Девочка весело мчится на санках с горы. Мама осторожно катает малышку на санках. Мальчик ловко скользит по льду на коньках. Озорной щенок радуется зиме.
Физкультминутка. (Слайд 20)
- А сейчас немного отдохнем.
«Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах, | (Дети изображают ходьбу на лыжах.) |
VII. Работа над третьим пунктом плана. (Слайд 21)
- На какой пункт плана мы не ответили?
-О чём здесь нужно писать?
- В последней части мы выражаем настроение ребят.
Пожалуйста, …. (Слайд 22)
У всех замечательное настроение. Весело ребятам зимой!
- А кто нам зачитает весь рассказ. ( один человек воспроизводит весь текст)
IV. Подведение итогов.
- О чём же мы сегодня с вами говорили? ( - Сегодня мы говорили о зиме и зимних развлечениях)
- Что мы научились делать?
V. Отметки. (Слайд 23)
8. Домашнее задание.
В домашнем задании вы нарисуете рисунки на тему «Моё любимое зимнее развлечение».
Рассказывает….
1 ученик. Наступила зима. Был ясный зимний день. Всё вокруг покрыто пушистым снежным одеялом. Снег сверкает на солнышке, как в сказке. Речку сковало зеркальным льдом.
- В основной части опишем зимние развлечения, т.е. используем те предложения, которые уже составлены.
Попробует рассказать….
2 ученик. Ребята с радостью выбежали на улицу, чтобы поиграть.
Малыши лепят из снега забавного снеговика. Они надели ему на голову ведро, повязали шарф и дали метлу. Девочка весело мчится на санках с горы. Мама осторожно
катает малышку на санках. Мальчик ловко скользит по льду на коньках. Парень и девушка собираются кататься на лыжах. Даже забавный щенок радостно бегает по снегу.
- Теперь осталось озаглавить наш рассказ (Слайд 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"
Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...
Занятие: «Волшебница зима».
Цель: развитие познавательной деятельности у детей.Задачи:1. Обобщение жизненных наблюдений детей в изменениях окружающей природы с приходом зимы; изучение правил безопасного поведения во ...
Презентация к занятию "Волшебница зима"
Задание о зиме...
Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима"
Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима" Повторяем средства художественной изобразительности (эпитет, метафора, олицетворение) - краски писателя....
Презентация "Составление рассказа о времени года - зима"
Данная презентация используется на уроках Развитие речи и оружающий мир....
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...