Обобщающий урок русского языка в 10 классе по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
На уроке осуществляется подготовка к ЕГЭ, а также ставятся цели: систематизировать знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология», учить правильно пользоваться лексическими единицами, работать с текстом; повторить правописание приставок, корней, находить выразительные средства языка в предложенном тексте; показать богатство русского языка, прививать бережное отношение к языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc | 70 КБ |
k_otkr._uroku.doc | 39 КБ |
testirovanie_po_teme.doc | 39.5 КБ |
blank_otvetov.10doc.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока: подготовка к ЕГЭ, систематизировать знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология», учить правильно пользоваться лексическими единицами, работать с текстом; повторить правописание приставок, корней, находить выразительные средства языка в предложенном тексте; показать богатство русского языка, прививать бережное отношение к языку.
Оборудование: 2 варианта тестирования, бланки ответов, текст для разбора у каждого.
Ход урока.
- Сообщение темы урока, цели.
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С.Я. Маршак.)
Именно этими словами С.Я. Маршака мне хочется начать наш сегодняшний урок.
Запись даты, темы.
- Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Что такое орфограмма? Найдите в предложении слово, употреблённое в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова?
- Какие разделы науки о языке вы знаете?
- Что изучает лексика? Фразеология?
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, какие лексические единицы встречаются в нашей речи, как правильно ими пользоваться. Будьте внимательны на уроке.
- Обратимся к слову «фразеология», объясните все орфограммы в этом слове.
- Задания по культуре речи, проверяющие владение орфоэпическими нормами.
А) Расставьте ударение в словах.
Альтруист, недосуг, красивее, некролог, газопровод, аллитерация, туфля, статуя, звонит, каталог, ходатайство, афера, форзац, благовест.
Б) К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины.
- Тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к кому-либо.
- Тот, кто занимается сбором и изучением монет.
- Складная икона с тремя створками.
- В старину: войсковое знамя.
- Редкий. Единственный в своём роде, неповторимый.
- Паломник, странник.
- Автор письма или произведения и т.п., скрывший своё имя.
Слова для справок: калика, триптих, нумизмат, визави, хоругвь, уникум, псевдоним.
- Терминологический диктант.
Учитель зачитывает определения, учащиеся записывают ответы.
- Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением.
- Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием.
- Служит для создания образных, выразительных средств языка.
- Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению.
- Совпадение только одной формы слов.
- Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
- Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
- Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности.
- В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон.
- Тестирование.
Предлагается 2 варианта тестирования. (Варианты прилагаются.)
- Для оценки «3» достаточно правильно выполнить половину заданий.
Тестирование по теме «Лексика».
1 вариант.
1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
А) Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения.
Б) Ностальгия – неприятные воспоминания.
В) Геральдика – составление, истолкование и изучение гербов.
Г) Икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.
2. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?
А) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
Б) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.
В) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своём романе.
Г) Ребята списывали текст, деля его на абзацы.
3. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
А) Из-за болезни сотрудников пришлось аннулировать поступившие ранее заказы.
Б) Настоящих ценителей и знатоков антиквариата на свете не так уж много.
В) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекая внимание от главного.
Г) Как только я увидел его, сразу почувствовал неприязнь и антипатию.
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
А) Журить, ругать, бранить.
Б) Опасаться, робеть, трусить.
В) Возражать, протестовать, восклицать.
Г) Бродить, блуждать, слоняться.
5. Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?
Янтарный, канареечный…
А) Зелёный. Б) Жёлтый. В) Синий. Г) Серый.
6. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
А) Лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
Б) Холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ.
В) Золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда.
Г) Дырявая память, туманный намёк, сердечный человек.
7. В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный?
А) Искусственный пловец и на море не утонет.
Б) В десятимесячном возрасте ребёнка перевели на искусственное вскармливание.
В) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая.
Г) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.
8. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
А) Белый танец. Б) Белый стих. В) Белое вино. Г) Белая рубашка.
9. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) На краю света, бог знает где, за тридевять земель.
Б) Держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами.
В) Бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять.
Г) Болеть душой, принимать участие, входить в положение.
10. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Капля в море, сколько душе угодно.
Б) Взять себя в руки, заваривать кашу.
В) Выеденного яйца не стоит, цены нет.
Г) Воспрянуть духом, повесить голову.
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?
А) Тришкин кафтан. В) Дамоклов меч.
Б) Прокрустово ложе. Г) Пиррова победа.
12. В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов?
А) Автор проекта. Б) Автор учебника. В) Автор урока. Г) Автор рок-оперы.
13. Какое слово является однозначным?
А) Канал. Б) Жёсткий. В) Биссектриса. Г) Корень.
14. Какие средства художественной выразительности используются в данных примерах?
А) Горячий снег.
Б) Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.
В) Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?
Г) Не видел тебя целую вечность.
Тестирование по теме «Лексика».
2 вариант.
1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
А) Невежа – малообразованный, малосведущий человек.
Б) Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
В) Скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.
Г) Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.
2. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
А) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
Б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
В) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
Г) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
3. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
А) Новый роман этого писателя уже анонсирован в печати.
Б) Содержание пьесы взято из деревенского быта богатой помещицы со всем её антуражем: воспитанницами, приживалками, горничными.
В) Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.
Г) Митрофанов подал апелляцию на решение уездного суда.
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
А) Хилый, слабый, чахлый.
Б) Поддельный, фальшивый, преднамеренный.
В) Употребительный, ходовой, обиходный.
Г) Понятливый, сметливый, умный.
5. Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?
Сапфировый, ультрамариновый, индиговый…
А) Серый. Б) Жёлтый. В) Синий. Г) Зелёный.
6. В каком ряду сочетаний слов все причастия употреблены в прямом значении?
А) Цветущий сад, заснувший ребёнок, потерянный взгляд.
Б) Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок.
В) Открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение.
Г) Текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.
7. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?
А) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
Б) Этот юноша способен на благородные поступки.
В) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
Г) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.
8. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
А) Золотое дно. Б) Золотые серьги. В) Золотые горы. Г) Золотая свадьба.
9. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) Важная птица, птица высокого полёта, сильные мира сего.
Б) В мгновение ока, в два счёта, одним духом.
В) Во весь голос, во всю ивановскую, во время оно.
Г) Сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.
10. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Рукой подать, за тридевять земель.
Б) Семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает.
В) Раз-два и обчёлся, как с гуся вода.
Г) Прежде всего, в последнюю очередь.
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
А) Авгиевы конюшни. В) Ахиллесова пята.
Б) Вавилонское столпотворение. Г) Филькина грамота.
12. В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов?
А) Автор проекта. Б) Автор учебника. В) Автор урока. Г) Автор рок-оперы.
13. Какое слово является однозначным?
А) Голова. Б) Свежий. В) Гипотенуза. Г) Пирамида.
14. Какие средства художественной выразительности используются в данных примерах?
А) Живой труп.
Б) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!
В) Слёзы в три ручья.
Г) Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.
- Редактирование текста.
- «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры», - писал В.А. Сухомлинский.
Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. Считаю, что человек должен грамотно, красиво говорить. Поэтому я предлагаю вам поработать корректорами. Обратитесь к текстам, которые лежат перед вами.
- Запиши предложения, прокомментируй ошибки.
Повторение одного и того же слова. | Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку |
Плеоназм, т.е. словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент | Дорога каждая минута времени. |
Повторение сказанного иными словами. | Удар был внезапным и неожиданным. |
Употребления слов-паразитов. | Это, значит, так было. |
Употребление штампов. | Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. |
Смешение разностильной лексики. | Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не ровня. |
- Прежде чем приступить к следующему заданию, послушайте анекдот.
Анка подходит к Петьке:
- Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
- Анка, не фужер, а – фураж!
- Сам ничего не понимаешь. Пойдём у Василь Ивановича спросим.
Подходят к Василь Ивановичу.
- Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
- Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
А) Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости.
Античный, классический.
Врождённый, прирождённый.
Доказать, обосновать.
Мифология, языки.
Талант, ум.
Теорема, теория.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный.
Приём, хозяин, человек.
Б) С приведёнными паронимами составьте словосочетания.
Диктат – диктант, осудить – обсудить, экономия – экономика, злой – злостный.
В) Есть ли антонимы у слова белый?
Белый – чёрный, белый – красный (история), белый – негр (раса), белый – поганка (гриб) и т.д.
- Работа с текстом. Текст есть у каждого на парте.
А) (1) Неожиданно донёсся запах подснежника!
(2)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (3)Но для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни.
(4)Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (5)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (6)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(По Г. Троепольскому.)
- Прочитайте текст выразительно.
- Почему этот отрывок можно назвать текстом? Докажите.
- Тема текста?
- Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употреблённые в переносном значении? Какова их роль в тексте?
Б) (1)И снова слушаю я шум летнего леса. (2)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор и над бором висит в синеве солнце. (3)Не солнце – Ярило. (4)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой. (5)Под елями – древний запах папоротника.
(6)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полянах трава, я ощущаю каждую травинку.
(7)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!
(По В. Белову.)
- Произведите частичный лексический разбор текста.
- Какова роль архаизмов в этом тексте?
- Какие лексические средства служат для связи предложений?
6. Подведение итогов.
- Итак, что же изучает лексика? Сделайте вывод.
- Верно, лексика изучает словарный состав языка.
7. Домашнее задание.
Выписать из текстов художественной литературы по два примера, где встречается градация и оксюморон.
Подболотова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 1118 г. Москва
Предварительный просмотр:
А) Расставьте ударение в словах.
Альтруист, недосуг, красивее, некролог, газопровод, аллитерация, туфля, статуя, звонит, каталог, ходатайство, афера, форзац, благовест.
Б) К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины.
- Тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к кому-либо.
- Тот, кто занимается сбором и изучением монет.
- Складная икона с тремя створками.
- В старину: войсковое знамя.
- Редкий. Единственный в своём роде, неповторимый.
- Паломник, странник.
- Автор письма или произведения и т.п., скрывший своё имя.
Слова для справок: калика, триптих, нумизмат, визави, хоругвь, уникум, псевдоним.
- Запиши предложения, прокомментируй ошибки.
Повторение одного и того же слова. | Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку |
Плеоназм, т.е. словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент | Дорога каждая минута времени. |
Повторение сказанного иными словами. | Удар был внезапным и неожиданным. |
Употребления слов-паразитов. | Это, значит, так было. |
Употребление штампов. | Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. |
Смешение разностильной лексики. | Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не ровня. |
А) Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости.
Античный, классический.
Врождённый, прирождённый.
Доказать, обосновать.
Мифология, языки.
Талант, ум.
Теорема, теория.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный.
Приём, хозяин, человек.
А) (1) Неожиданно донёсся запах подснежника!
(2)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (3)Но для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни.
(4)Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (5)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (6)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(По Г. Троепольскому.)
- Прочитайте текст выразительно.
- Почему этот отрывок можно назвать текстом? Докажите.
- Тема текста?
- Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употреблённые в переносном значении? Какова их роль в тексте?
Б) (1)И снова слушаю я шум летнего леса. (2)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор и над бором висит в синеве солнце. (3)Не солнце – Ярило. (4)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой. (5)Под елями – древний запах папоротника.
(6)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полянах трава, я ощущаю каждую травинку.
(7)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!
(По В. Белову.)
- Произведите частичный лексический разбор текста.
- Какова роль архаизмов в этом тексте?
- Какие лексические средства служат для связи предложений?
Б) С приведёнными паронимами составьте словосочетания.
Диктат – диктант, осудить – обсудить, экономия – экономика, злой – злостный.
В) Есть ли антонимы у слова белый?
Предварительный просмотр:
Тестирование по теме «Лексика».
1 вариант.
1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
А) Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения.
Б) Ностальгия – неприятные воспоминания.
В) Геральдика – составление, истолкование и изучение гербов.
Г) Икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.
2. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?
А) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
Б) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.
В) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своём романе.
Г) Ребята списывали текст, деля его на абзацы.
3. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
А) Из-за болезни сотрудников пришлось аннулировать поступившие ранее заказы.
Б) Настоящих ценителей и знатоков антиквариата на свете не так уж много.
В) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекая внимание от главного.
Г) Как только я увидел его, сразу почувствовал неприязнь и антипатию.
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
А) Журить, ругать, бранить.
Б) Опасаться, робеть, трусить.
В) Возражать, протестовать, восклицать.
Г) Бродить, блуждать, слоняться.
5. Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?
Янтарный, канареечный…
А) Зелёный. Б) Жёлтый. В) Синий. Г) Серый.
6. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
А) Лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
Б) Холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ.
В) Золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда.
Г) Дырявая память, туманный намёк, сердечный человек.
7. В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный?
А) Искусственный пловец и на море не утонет.
Б) В десятимесячном возрасте ребёнка перевели на искусственное вскармливание.
В) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая.
Г) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.
8. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
А) Белый танец. Б) Белый стих. В) Белое вино. Г) Белая рубашка.
9. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) На краю света, бог знает где, за тридевять земель.
Б) Держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами.
В) Бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять.
Г) Болеть душой, принимать участие, входить в положение.
10. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Капля в море, сколько душе угодно.
Б) Взять себя в руки, заваривать кашу.
В) Выеденного яйца не стоит, цены нет.
Г) Воспрянуть духом, повесить голову.
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?
А) Тришкин кафтан. В) Дамоклов меч.
Б) Прокрустово ложе. Г) Пиррова победа.
12. В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов?
А) Автор проекта. Б) Автор учебника. В) Автор урока. Г) Автор рок-оперы.
13. Какое слово является однозначным?
А) Канал. Б) Жёсткий. В) Биссектриса. Г) Корень.
14. Какие средства художественной выразительности используются в данных примерах?
А) Горячий снег.
Б) Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.
В) Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?
Г) Не видел тебя целую вечность.
Тестирование по теме «Лексика».
2 вариант.
1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
А) Невежа – малообразованный, малосведущий человек.
Б) Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
В) Скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.
Г) Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.
2. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
А) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
Б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
В) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
Г) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
3. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
А) Новый роман этого писателя уже анонсирован в печати.
Б) Содержание пьесы взято из деревенского быта богатой помещицы со всем её антуражем: воспитанницами, приживалками, горничными.
В) Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.
Г) Митрофанов подал апелляцию на решение уездного суда.
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
А) Хилый, слабый, чахлый.
Б) Поддельный, фальшивый, преднамеренный.
В) Употребительный, ходовой, обиходный.
Г) Понятливый, сметливый, умный.
5. Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?
Сапфировый, ультрамариновый, индиговый…
А) Серый. Б) Жёлтый. В) Синий. Г) Зелёный.
6. В каком ряду сочетаний слов все причастия употреблены в прямом значении?
А) Цветущий сад, заснувший ребёнок, потерянный взгляд.
Б) Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок.
В) Открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение.
Г) Текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.
7. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?
А) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
Б) Этот юноша способен на благородные поступки.
В) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
Г) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.
8. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
А) Золотое дно.. Б) Золотые серьги. В) Золотые горы. Г) Золотая свадьба.
9. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) Важная птица, птица высокого полёта, сильные мира сего.
Б) В мгновение ока, в два счёта, одним духом.
В) Во весь голос, во всю ивановскую, во время оно.
Г) Сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.
10. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Рукой подать, за тридевять земель.
Б) Семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает.
В) Раз-два и обчёлся, как с гуся вода.
Г) Прежде всего, в последнюю очередь.
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
А) Авгиевы конюшни. В) Ахиллесова пята.
Б) Вавилонское столпотворение. Г) Филькина грамота.
12. В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов?
А) Автор проекта. Б) Автор учебника. В) Автор урока. Г) Автор рок-оперы.
13. Какое слово является однозначным?
А) Голова. Б) Свежий. В) Гипотенуза. Г) Пирамида.
14. Какие средства художественной выразительности используются в данных примерах?
А) Живой труп.
Б) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!
В) Слёзы в три ручья.
Г) Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.
Предварительный просмотр:
Тестирование по теме «Лексика» Тестирование по теме «Лексика»
Фамилия, имя_______________________ Фамилия, имя_______________________
Класс______________________ Класс______________________
Вариант_____________ Вариант_____________
Номер задания | А | Б | В | Г | Д | Е |
Номер задания | А | Б | В | Г | Д | Е |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. |
Тестирование по теме «Лексика» Тестирование по теме «Лексика»
Фамилия, имя_______________________ Фамилия, имя_______________________
Класс______________________ Класс______________________
Вариант_____________ Вариант_____________
Номер задания | А | Б | В | Г | Д | Е |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
Номер задания | А | Б | В | Г | Д | Е |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. |
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка________________
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка_________________
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка____________________
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка_________________
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_____________________________
Класс______________ Оценка_______________
Терминологический диктант
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.
Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"
Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Предлог"...
Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс
Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...
"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе
Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...