Педагогический проект "Мотивация к учебной деятельности"
проект по русскому языку по теме
Педагогический проект "Мотивация к учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Мотивация к учебной деятельности" | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый родитель знает, с каким желанием собираются наши дети в 1 класс, с какими удивлёнными, горящими глазами рассказывают о том, что нового узнали в школе. Я, мама двоих детей, 9- классника и 6-классницы, с горечью наблюдала, как скоро радость от познания нового сменяется лишь общепринятой необходимостью посещать школу, отсутствием интереса к учению, недостаточной сформированной потребностью в знаниях.
Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? На эти вопросы я пытаюсь найти ответ, им же посвятила свой пед проект «Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования».
Работая над проектом, я выявила серьёзные противоречия между
- увеличением нагрузки на обучающегося и снижением интереса к учению по мере взросления.
- Усложнением учебного материала и расширением круга занятий и интересов детей.
- Доминированием учителя на уроке и потребностью школьников в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.
- Возникновением стойкого интереса к одному предмету (или группе предметов) и формализмом в усвоении других знаний.
- Стремлением обучающегося к личностной реализации, к определению своего места в группе, коллективе и страхом поражения, недооценки.
- На устранение названных противоречий и направлено действие моего педагогического проекта.
Я предположила, что создание для обучающихся положительной мотивационной среды приведет к повышению качества образования в целом.
Предметом моего исследования стали условия и факторы, способствующие формированию положительных мотивов обучения.
Целью своей работы я считаю
как разработку положительной мотивационной среды, способствующей повышению качества образования по русскому языку и литературе,
так и формирование познавательной активности ученика, развитие его творческих и исследовательских способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме.
- Организовать мониторинг, выявляющий уровень мотивации гимназистов, и продолжать отслеживание на протяжении реализации проекта.
- Разработать программу по формированию мотивации обучения и скорректировать систему работы.
Новизна моего опыта заключается в создании системы педагогических действий, направленных на организацию положительной мотивационной сферы деятельности обучающихся с целью развития ключевых компетенций и повышения качества знаний.
Перед учителем возникает проблема: как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Научно-теоретической основой моего инновационного проекта стали работы А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович.
Мною было проведено исследование ведущих мотивов и уровня мотивации моих пятиклассников. Их переход из начальной школы в среднюю сопровождался изменением мотивации к учению по сравнению с 4-м классом. Диагностика структуры учебной мотивации выявила ведущие мотивы, показала их изменение по мере взросления детей: на представленной диаграмме хорошо видно, что возрастает роль коммуникативных, эмоциональных мотивов и значение личностных достижений, в то время как мотивы познавательные, саморазвития, внешние снижаются особенно наглядно, ослабевает позиция школьника. А мы , педагоги, делаем ставку чаще всего именно на эти мотивы и не получаем желаемого результата.
Учитывая результаты диагностики и ее анализа, я приступила ко второму этапу своей работы - проектированию такой мотивационной среды, которая позволяла бы учитывать возрастные изменения мотивационной сферы, формировать ключевые компетенции и, как следствие, повышать качество образования в целом.
Разработанная мною программа формирования мотивации учения включает следующие направления
- Дифференциация технологий, методов и приемов деятельности педагога в зависимости от их актуальности в создании положительной мотивационной среды. Например, для 5-8-классников характерно возникновение стойкого интереса к одному предмету, становление собственных моральных убеждений , отличных от мнений взрослых, изменение самооценки.
Одной из наиболее эффективных считаю технологию развития критического мышления, она совершенно меняет роль учителя. Он уже не основной источником знаний, а координатор деятельности обучающихся, он строит урок так, чтобы у детей возникли собственные мотивы, а значит и цели познания нового, а для этого сталкивает различные суждения обучающихся, создает условия, побуждающие принимать самостоятельные решения и делать выводы. Ученик выступает как активно, ответственно, осознанно действующий участник процесса обучения, он имеет право высказать свое мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
Эффективными приемами технологии развития критического мышления являются «чтение с остановками», «вслед за автором», «скелет рыбы».
Покажу прием чтения с остановками на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
Чтение отрывков сопровождается вопросами, побуждающими к мышлению:
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
- С каким настроением автор начинает повествование?
- Какие художественные средства использует автор для создания картин природы?
- Что происходит с вашим настроением по ходу развития действия?
- О чем повествует первая история?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- Что же в этом отрывке поэтического, а что – волшебного?
Такая система вопросов позволит добиться поставленной цели и справиться с дифференцированным домашним заданием: основным : прочитать рассказ полностью, доказать, что «Бежин луг» - поэтический и волшебный рассказ;
дополнительным (для мотивированных обучающихся): ответить на вопрос №5 стр.207 учебника: Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно узнать о России из этого рассказа?
Мотивирует к обучению использование информационно-коммуникационных технологий. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Информационно-коммуникационные технологии позволяют нам выполнять любые дидактические задачи.
2. Использование специальных задач, направленных на упрочение коммуникативных, эмоциональных мотивов и роли личностных достижений .
Очень мотивирует детей работа над произведениями регионального компонента , особенно А.П.Чехова, М.А.Шолохова, В.Закруткина, Б.Изюмского.
Огромный интерес был вызван созданием школьной газеты «Гимназист и Ко», очередного выпуска которой с нетерпением ждут и ученики, и учителя. Страницы школьной газеты стали прекрасной площадкой для самореализации гимназистов и позволили создать ситуацию успеха для юных корреспондентов,
стимулировали интерес к русскому языку.
Таким образом, и создание ситуации успеха, и изучение нового материала с опорой на старые знания, и положительный эмоциональный настрой, и рефлЕксия, игра, яркая и эмоциональная речь учителя – всё это активизирует мышление, внимание, память и позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету.
3. Формирование мотивации на отдельных этапах учебной, творческой и исследовательской деятельности. Общая задача педагога состоит в том , чтобы обучающийся был мотивирован к действию в течение всего урока: в начале – исходная мотивация, в середине – мотивация удовлетворения от самого процесса учения, связанная с чередованием видов деятельности; в конце урока – мотивация завершения, дифференцированное домашнее задание, самооценка, рефлексия.
В настоящее время проект находится в стадии практического применения и корректировки. Но уже сегодня я могу говорить о первых положительных результатах: за два последних года качество обученности моих учеников по русскому языку выросло на 14% , по литературе –на 8%.
Разработан и реализован социальный проект «Газета «Гимназист и К».
На 15% увеличилось количество обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы, олимпиады, проекты по русскому языку и литературе. Результативность нашей работы - на слайде.
Гарибян Диана – II место в районном конкурсе чтецов «Мир начинается с детства»;
Луппа Алина - II место в районном конкурсе «Лучший урок письма»;
Марчук Владислав - II место в районном конкурсе ИКТ за презентацию к уроку литературы по творчеству П.П.Бажова;
Гарибян Диана – III место в районном конкурсе чтецов, посвященном 66-летию Великой Победы;
Прутской Илья - III место в районном конкурсе «В кругу семьи»;
Ветрова Софья - III место в районном конкурсе «Письмо в 1941 год»
2011 – 2012 учебный год:
Нехаева Елена - I место в муниципальном этапе конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб».
Дальнейшая реализация проекта должна привести к следующим результатам :
Система педагогически оправданных технологий , методов ,приемов, формирующих положительную мотивационную среду
Обобщение и трансляция опыта работы по реализации педагогического проекта.
Положительная динамика качества образования по моему предмету, вовлеченности гимназистов в творческие конкурсы, олимпиады, проекты по русскому языку и литературе
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
«…Страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею…» - этот постулат известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили стал своеобразным девизом моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».
Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...
Презентация педагогического проекта "От учебной деятельности - к учебной социализации личности"
Защита проекта состоялась на районном конкурсе "Учитель года-2014"...
Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы
Коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с моей научной публикацией. Буду рад Вашим комментариям....
Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)
Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...
Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»
«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...