Как успешно сдать ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) по теме
В данной статье описывается как безошибочно выполнить задание А1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya_microsoft_office_word.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (А1)
Тесты всех лет ЕГЭ по русскому языку в 11 классе последовательно включают задание, связанное с ударением: учащимся предлагают выбрать слово, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог, в каком слове верно (неверно ) выделена буква, обозначающий ударный гласный звук.
Нужно сказать, что в заданиях, связанных с ударением, учащиеся якутских школ делают большее количество ошибок. Происходит это потому, что русское ударение разноместное и подвижное: оно может падать на любой слог в слове и может перемещаться с основы на окончание и, наоборот, при изменении формы слова, например: стОл - столЫ, начАть – началА. Эти признаки делают русское ударение сложным: нет единого универсального правила его постановки. Самое лучшее правило – иметь орфоэпический словарь на столе и заглядывать в него всякий раз, когда у вас возникает сомнение. Но учащимся нужно сдать ЕГЭ, они безошибочно должны определять ударение.
Есть определённые тенденции постановки ударения в различных частях речи. Можно, например, запомнить, что существуют определённые правила для имён прилагательных (ударение во множественном числе краткой формы обычно совпадает с ударением в краткой форме среднего рода), для глаголов (ударение переходит в формах прошедшего времени женского рода с основы на окончание), причастий (формы женского рода тоже имеют ударное окончание). Мы предлагаем таблицы колебания ударения в разных частях речи.
Таблица колебания ударения в именах существительных
Пример | исключение | |
-лОг, обозначающие неодушевлённые предметы | монолОг эпилОг диалоГ | анАлог |
Ударение не падает на –лог в ИС, обозначающих одушевлённые предметы | филОлог физиОлог стоматОлог | |
ИС на -ия | ассиметрИя перифирИя синхронИя кулинарИя | флюрогрАфия наркомАния эпилЕпсия бюрокрАтия ветеринАрия мезантрОпия гастронОмия кулинАрия |
- граф (безуд) | фотОграф парАграф картОграф | стеногрАфия |
На -ние | мышлЕние уподоблЕние усилЕние подведЕние ржАвленье вероисповЕдание сосредОтечение | обеспЕчение обрУшЕние обнарУжЕние |
-анин | англичАнин горожАнин | христианИн славянИн мещанИн гражданИн |
Слова французского происхождения | жалюзИ партЕр шофЁр диспансЕр гренкИ |
Колебания ударения в прилагательных
норма | пример | исключение |
-Ой | валовОй запаснОй козырнОй ветрянОй | |
-Ов-ый | оптОвый тигрОвый кедрОвый | слИвовый грУшевый Августовский бОчковый |
-ист- | сахарИстый каменИстый бархатИстый | навАристый сосУдистый |
В кратких прилагательных в мужского и среднего родов и множественного числа ударение на основе В жен роде ударение на окончании | бОек, бОйко, бОйки вЕсел, вЕсело, вЕселы бойкА, веселА | |
Сравнительная степень прилагательных | белА – белЕе красИва – красИвее чернА – чернЕе |
Таблица колебания ударений в глаголе
норма | пример | исключение |
-Еть | багровЕть смотрЕть мертвЕть черствЕть | плЕсневеть заИндевЕть ржАвЕть |
-Ировать | вальсИровать копИровать баллотИровать забронИровать (закрепить что-нибудь за кем- нибудь) | пломбировАть гофрировАть премировАть формировАть забронировАть (покрыть броней) |
Глаголы настоящего времени -ить | хОдит заглУшит | звонИт включИт долбИт заразИт скрепИт умалИт облегчИт углубИт |
В глаголах прошедшего времени Мужского рода ударение на основе Среднего рода Множественного числа В женском роде на окончании | брАл брАло брАли но бралА | клАл клАло клАли клАла |
-ся | родИлся женИлся | началсЯ заперсЯ |
Ударение в причастиях
норма | пример | исключение |
-жд- (гл) | осуждЁнный новорождЁнный заворожЁнный отбелЁнный непревзойдЁнный | |
В действительных причастиях настоящего времени как у глаголов настоящего времени | давИть – дАвит – дАвящий | |
В причастиях прошедшего времени действительного залога –вш- -ш- | понЯть – понЯвший начАть - начАвший |
Включаются в задании часто и формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных – директорОв, тОрты. Это хорошо даётся в пособии Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» на стр 41- 47.
Нужно проводить такие виды работ:
1) выписывать слова , наиболее встречающиеся в тестах;
2) объяснять основные закономерности постановки ударения в некоторых частях речи (именах существительных, именах прилагательных, причастиях, глаголах, наречиях);
3)составлять самостоятельно орфоэпические диктанты;
4) на уроке проводить орфоэпические минутки, диктанты;
5) заучивать наизусть и запоминать ударение в некоторых словах
Такая систематическая работа поможет учащимся успешно выполнить задание на орфоэпические нормы.
Орфоэпические диктанты
- Апостроф, квартал, жалюзи, включит, камфора, бюрократия, ассиметрия, клала, брала, красивее, диспансер, свекла. Новорожденный, досуг, борня, завидно, дремота, индустрия. Коклюш, похороны. Предложить
- Эпилог, периферия, кулинария, мышление, агенство, асбест, гренки, ветряной, баловать, багроветь, гофрировать, партер, шоферы, плесневеть, славянин, начался, занята, иначе.
- Ломоть, мастерски, кичиться, бочковый, оптовый, опошлить, роженица, созыв, селянин, сливовый, согнутый, якуты, средства, углубить, уведомить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
Как успешно сдать ЕГЭ
Советы участникам ЕГЭКак настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов ...
Как успешно сдать ЕГЭ?
Системе сдачи ЕГЭ скоро исполнится 10 лет.У этой неё есть свои плюсы, есть минусы. О том, насколько объективно и качественно система оценивает знания учащихся, спорят до сих пор. Тем не менее, сдавать...
Как успешно сдать ЕГЭ
Сдаем единый экзамен В этом разделе собраны рекомендации при подготовке и сдаче экзаменов Подготовка к экзаменам: советы психолога. Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровь...
Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ?
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
Практическое занятие для родителей направлено на развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...
Родительское собрание на тему "Как успешно сдать ГИА"
Рекомендации родителям об успешной сдачи ГИА...