Подготовка учащихся основной школы к написанию сочинения - рассуждения.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Антипова Наталья Вадимовна

Работа по развитию связной речи представляет в настоящее время одну из актуальных проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Это связано, прежде всего, с новой формой экзамена в 9 классе.Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением – умение совершенствовать и редактировать текст.

Работа над сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку художественного произведения.

Обучение сочинениям – сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к  работам.

В данной работе представлены  основные умения, которыми должны овладеть учащиеся, в процессе подготовки к экзамену, даны критерии оценки сочинения, перечислены типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении работы. В качестве методической помощи учителю предлагаются дидактические материалы для подготовки учащихся к написанию сочинения  в форме  памятки  для учащихся, в которой перечислены основные требования к выполнению задания , приводятся возможные варианты  сочиненийУченик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением – умение совершенствовать и редактировать текст.

Работа над сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку художественного произведения.

Обучение сочинениям – сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к  работам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..    3
  2. Основные умения при  написании сочинения-рассуждения……………..   4
  3. Критерии оценки  части С.2.2. и типичные ошибки, допускаемые учащимися на этапе выполнения задания С 2. 2. в разделе «Сочинение-рассуждение»… 4
  4. Памятка для 9-классников в помощь при выполнении задания С2.2. экзаменационного теста ……………………………………………………..   7
  5. Возможные варианты текстов.........................................................................  13
  6. Литература …………………………………………………………………..    17

Пояснительная записка.

Работа по развитию связной речи представляет в настоящее время одну из актуальных проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Это связано, прежде всего, с новой формой экзамена в 9 классе.

Учащиеся, которым предстоит сдавать экзамен в форме ГИА, утверждают, что часть 3 – самая сложная. Часть С.2.2. – написание сочинения-рассуждения. Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением – умение совершенствовать и редактировать текст.

Работа над сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку художественного произведения.

Обучение сочинениям – сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к  работам.

В данной работе представлены  основные умения, которыми должны овладеть учащиеся, в процессе подготовки к экзамену, даны критерии оценки сочинения (частиС.2.2.), перечислены типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении работы. В качестве методической помощи учителю предлагаются дидактические материалы для подготовки учащихся к написанию сочинения  в форме  памятки  для учащихся, в которой перечислены основные требования к выполнению задания С.2.2, приводятся возможные варианты  сочинений.

Основные умения при  написании сочинения-рассуждения:

  • Понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты;
  • Адекватно передать ее в собственном письменном высказывании;
  • Логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.

Критерии оценки  части С.2.2. и типичные ошибки, допускаемые учащимися на этапе выполнения задания С 2. 2

в разделе «Сочинение-рассуждение».

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

Типичные ошибки учащихся

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

1. Неумение определять

основную  мысль исходного текста,

в результате чего отклонение от

ответа на вопрос.

2. Несформированность важного

коммуникативного умения – умения

создавать собственное связное высказывание на заданную тему

на основе прочитанного текста

 

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

Но допустил 1 ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или экзаменуемый допустил 2 или более ошибок при

интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров аргументов

1. Отсутствие доказательств

или недостаточная аргументация.

2. Аргументы из прочитанного

текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать.

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент,

который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

1. Полное отсутствие разделения

сочинения на абзацы.

2. Необоснованное выделение

предложения или нескольких

предложений из состава смысловой

части.

3. Неоправданное включение предложения или нескольких

предложений в  смысловую часть текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив-

ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность

1. Несоразмерность частей композиции.

2. Затянутое вступление.

3. Недостаточный объём основной части.

4. Слишком большой объём заключения.

5. Отсутствие какой-либо композиционной

части.

6. Недостаточная последовательность

изложения (автор «перескакивает» с

одной темы на другую, с одного объекта

на другой).

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена 1ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

9

Памятка для 9-классников в помощь при выполнении задания С2.2 экзаменационного теста .


1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

2. Как сформулировано и оформлено задание С2.2?

В проекте ДЕМО-2012 задание С2.2 выглядит следующим образом:

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

3. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-
рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:


Композиция текста рассуждения

                                                             


Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим варианты вступлений:

Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.

Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.

Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.  Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

5. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму
больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

 пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.    Перечитайте текст несколько раз.

2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

6. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;


• пример без указания на аргумент не учитывается. 

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1)
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие
речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию
  • логически связан с предыдущим изложением 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Рассмотрим несколько
образцов заключения:

Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание.  Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.


8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных
условий при написании сочинения.

Помните: сочинение должно иметь
4  абзаца: 

1 абзац - тезис
2 абзац – 1аргумент  с  примерами
3 абзац – 2 аргумент  с  примерами

  • 4 абзац - вывод

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

ЗАПОМНИ! Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится текст.


9. Каким должен быть объём сочинения?

В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть
не 50, а 70.

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться

 всего 1.
При подсчёте слов не забывайте о том, что
союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

10. Грамотность.

      Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.


10. Про почерк.

Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2)  будет проверять
экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Возможные варианты текстов.

1.Текст№1.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру

в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая

Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что

ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –

сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что

он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после

его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым

недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень

дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и

передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно

достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы,

шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их

вам? – почти весело удивилась она. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг

вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,

каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не

понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна

ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно

сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,

чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор

сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением

сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое

устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны

Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была

сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула

с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и

фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,

но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,

погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её

слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и

оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)1

1 Васильев Борис Львович (1924) – русский писатель. Тема войны и судьбы

поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала

главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях,

таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была

война» и др.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл

финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –

их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её

душа...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2.Вариант1.

Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно это доказать?

Во-первых, Анне Федотовне сразу не понравился тон учеников  (24,27). Разговор с детьми «сильно обеспокоил ее, удивил и обидел» (33). Во-вторых, Анну Федотовну ошеломило то, что дети украли письма сына из шкатулки, пользуясь ее слепотой (51,52).

Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». Поэтому-то и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…»

Бесценные письма сына были для Анны Федотовны знаком незримого присутствия родного человека – голоса в душе матери.

С2.2. Вариант 2.

В финале текста Львов пишет :«Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...» Что же автор хочет этим сказать? Давайте разберёмся!

Во-первых, Анна Федотовна очень дорожила единственным  письмом от сына, что подтверждает предложение № 14 . Анна Федоровна каждый вечер слушала, как внучка читает ей письмо. В эти минуты она слышала голос сына в своей душе. Дети забрали письмо, пользуясь слепотой хозяйки. Анна Федоровна потеряла последнюю ниточку, связывающую её с сыном.

Во – вторых, есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти( предложения № 24 и 27.)

Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». Поэтому-то и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…»

        

2.  Текст №2.

(1) Мальчишка был с соседней улицы, со светлыми взлохмаченными волосами. (2) Он всё время путался у нас под ногами. (3) Сами понимаете, никому и в голову не приходило дать ему оружие.

(4) Впрочем, у нас и у самих оружия не было... (5) Но в одно прекрасное утро малыш прибежал к нам с «лимонкой» на поясе. (6) И где он только её раздобыл?.. (7) Кто мог это знать ...» (8) Два дня он дожидался случая бросить гранату.

(9) На третье утро он возвратился с задания: мы использовали его как связного... (10) Всю ночь шла стрельба. (11) Мы ожидали атаки. (12) Только что забрезжил рассвет, было холодно. (13) Малыш повалился на мешки с песком, из которых была сложена баррикада, и уснул.

(14) Вдруг кто-то крикнул: «Тревога!» (15) Из-за угла прямо на нас мчался немецкий грузовик. (16) В слабом утреннем свете он показался нам огромным. (17) Тут-то мальчик и вытащил гранату. (18) Военный грузовик мчался на нас. (19) Мы приготовились стрелять... (20) Именно в эту минуту малыш, очевидно, сорвал с гранаты кольцо, и тут, в смутном свете зари, мы увидели французский флаг, выброшенный из окна машины. (21) Мы увидели, что в грузовике полным-полно наших товарищей с трёхцветными нарукавными повязками. (22) Наши товарищи отбили у немцев грузовик и теперь возвращались к нам, гордые своей победой, громко крича, чтобы мы сразу же опознали их.

(23) У малыша оставалось несколько секунд, чтобы швырнуть гранату. (24) Куда бы он её ни бросил, он неизбежно ранил бы своих. (25) А наши ребята на ходу соскочили с грузовика и уже бежали к нам навстречу... (26) Кругом тоже были наши, и ещё были здесь женщины с той же улицы. (27) Они поднялись спозаранку и, выйдя из своих домов, принесли "нам в кувшинах ячменный кофе... (28) А малыш стоял с гранатой в руке, с гранатой, уже освобождённой от кольца, со своей первой гранатой...

(29) Никто не заметил взгляда малыша. (30) Поначалу вообще никто ничего не понял. (31) Никто не видел, как он припал к мешкам, стиснув гранату обеими ладонями, своими тёплыми детскими ладонями, зажав её в руках, как птицу, как отравленный плод. (32) Чтобы спасти друзей, он прижал её к животу и клубочком свернулся среди мешков, как маленький зверёк, прячущий добычу.... (33) И он не произнёс ни одного слова — просто сердце его разлетелось на мелкие кусочки. (34) Да, вот так просто. (35) А циферблат над витриной часовой мастерской в конце улицы всё так же светился бледным холодным светом, точно лунный диск... (36) Мальчик умер без крика, без слёз, никто даже не заметил, как это случилось...

(37) У нас не было времени для слёз. (38) Теперь на баррикады шли настоящие немецкие грузовики. (39) Какой-то предатель из петэновской милиции стрелял нам в спину. (40) Мы никак не могли обнаружить, из какого чердачного окна велась стрельба...

(41) Но малыш — это был настоящий человек.

(По М. Риффо)

С.2.2 Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы из текста: «Но малыш – это был настоящий человек».

Вариант1.

Мы часто слышим и читаем о поведении людей в экстремальных ситуациях. Одну из таких историй о поступке мальчика во время войны рассказывает французская писательница М.Риффо. Финальная фраза текста заставляет задуматься над вопросом: «Когда и кого мы можем назвать настоящим человеком?»

В начале истории перед нами малыш, который всем мешал, но страстно желал помочь восставшим, хотел быть участником событий и даже проявил активность, найдя гранату (5). Для героя война – это не игра, не шутка (8,9). И таким отношением мальчик уже заслуживает наше уважение.

В конце повествования мы видим человека, вызывающего наше восхищение. Спасая других, герой не запаниковал и вел себя как взрослый (31-33). Он не только не растерялся в сложной ситуации, но и совершил свой поступок, достойный высокого звания Человека. Он погиб «без крика, без слез» (36).

Так, находясь на войне, в экстремальной ситуации, герой текста М.Риффо, совершил  с вой «незаметный» подвиг и заслужил  «звание» «настоящего человека».

Литература

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.

8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. 

11. uchicauchitca. blogspot.com. Cочинение - рассуждение 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

  Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...