Презентация "Орфография в таблицах"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Арамян Нунэ Генриховна

В презентации в виде таблиц представлены некоторые орфографические правила к урокам русского языка в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfografiya_v_tablitsakh.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфография в таблицах

Слайд 2

Части речи Самостоятельные: Существительное (кто? что?)  человек, книга Прилагательное (какой? чей? каков?)  красивый , мамин, красив Глагол (что делать? что сделать?)  читать, прочитать Местоимение  ты, себя, наш, кто, чей, этот, какой-то, что-либо Числительное (сколько? какой?)  десять, десятый Наречие (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)  здесь, вчера Причастие (какой? что делающий? что (с)делавший? что делаемый? что (с)деланный? каков? что (с)делан?)  читающий, читавший, читаемый прочитавший, прочитан Деепричастие (что делая? что сделав?)  читая, прочитав

Слайд 3

Части речи Служебные: Предлог  в, на, за, о, перед, над, из-за, из-под, в течение Союз  и, а, но, или, либо, зато, что, чтобы, если, как Частица  не, ни, ли, бы, же

Слайд 4

Буквы и, ы после ц

Слайд 5

и ы В Ц и рк 2) В словах на - ция  ака ц ия 1) в ^  сестри ц ын 2) в □  ули ц ы 3) в словах-исключениях : цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыпленок, цыц

Слайд 6

Буквы ё, о, е после шипящих

Слайд 7

ё о е В под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с е ш ѐ пот (шептать) ш о̀ рох (-) В ^, □ под ударением свинц о̀ вый врач о̀ м В ^, □ без ударения  лицев о̀ й хор о̀ шего

Слайд 8

Урок по теме «Корни с чередованием»

Слайд 9

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса -а- ) Корни Примеры Исключения бер-бир (а) пер-пир(а) дер- дир (а) тер-тир(а) жег-жиг(а) мер-мир(а) чет- чит (а) стел- стил (а) блест-блист (а) уб е ру-уб и р а ть зап е р-зап и р а ть уд е ру-уд и р а ть выт е р-выт и р а ть выж е г-выж и г а ть зам е р-зам и р а ть выч е т-выч и т а ть заст е лить-заст и л а ть бл е стеть-бл и ст а ть соч е тать, соч е тание бле сн уть лож-лаг(а) кос- кас (а) скоч-скак (а) изл о жить-изл а г а ть к о снуться-к а с а ться выск о чить-ск а к а ть ск а чок, ск а чи, ск а чу

Слайд 10

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения) Корни Правило Примеры Исключения твар-твор клан-клон гар -гор без ударения пишется -о- тв о ре́ние накл о н и́ ть г о р е́ ние утв а рь приг а рь, изг а рь, выг а рки 1. зар-зор б ез ударения пишется -а- зарн и́ ца з о ревать

Слайд 11

Лексическая группа корней (правописание гласной зависит от значения) Корни Их значение Примеры Исключения 1. мак мок погрузить в жидкость впитать жидкость обм а кнуть кисть обувь пром о кает 2. равн ровн равный, одинаковый ровный, гладкий ур а внение выр о внять дорогу ур о вень р а внина 3. плав во всех словах попл а вок пл о вец, пл о вчиха, пл ы вун

Слайд 12

В корне - раст -, - ращ -, -рос- а пишется перед ст , щ о пишется перед с  р аст ение, выр ащ енный, выр ос Исключения: р о сток, р о стовщик, Р о стов, Р о стислав, р о сток Корни с чередованием

Слайд 13

Приставки на -з, -с Приставки на -з Приставки на -с Перед звонкими согласными  ра з б удить Перед глухими согласными  ра с п исать Приставки З- нет!

Слайд 14

Согласные 21 буква 12 парных: [б],[в],[г],[д],[ж],[з] - звонкие [п],[ф],[к],[т],[ш],[с] – глухие 9 непарных: [й ’ ],[л],[м],[н],[р] – звонкие (стоят ≈ в середине алфавита) [х],[ц],[ч ’ ],[щ ‘ ] – глухие (стоят ≈ в конце алфавита)

Слайд 15

Согласные Всегда твердые: [ж],[ш],[ц] Всегда мягкие: [й ’ ],[ч ’ ],[щ ‘ ] Шипящие: [ж],[ш],[ч ’ ],[щ ’ ]

Слайд 16

Гласные Буквы: а о у и ы э е ё ю я Звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] -------------- е ё ю я [э] [о] [у] [а] – после согласной  л е с [э] е ё ю я [й ’ э] [й ’ о] [й ’ у] [й ’ а] -1) в начале слова  я ма [й ’ а ] 2) после Ъ, Ь  под ъ ё м [й ’ о] 3) после гласной  п о ю [й ’ у]

Слайд 17

Приставки пре-, при-

Слайд 18

Приставки пре-, при- Пре- =очень  превосходный =пере-, через, по-иному  преградить При- Приближение  приехать Присоединение  приклеить Близость  приморский Неполнота действия  прикрыть Доведение действия до конца  приготовить

Слайд 19

Запомнить: Пр и митивный Пр е стижный Пр и оритет Пр е небрегать Пр е мьера Пр и сутствовать Пр и вилегия

Слайд 20

Следует различать: Пр и бывать в город Пр е бывать в командировке, в хорошем настроении (т.е. находиться) Радиопр и емник Правопр е емник (перенимает права) Пр и вратник (сторож у ворот) Пр е вратности судьбы Пр и дать форму шара, пр и дать значение фактам Пр е дать друга Пр и клонить голову Пр е клоняться перед гением (т.е. восхищаться) Пр и ходящая няня Пр е ходящее явление (т.е. временное, проходящее) Непр и ступная крепость, приступить к занятиям Пр е ступить закон (т.е. переступить) Пр и творить дверь Пр е творить мечты в реальность (т.е. осуществить) Пр и зреть сироту (т.е. приютить) Пр е зирать труса (т.е. не уважать)

Слайд 21

Разделительные Ъ и Ь

Слайд 22

Ъ Ь 1) после ¬ на согласную перед е, ё, ю, я  под ъ е зд 2) в сложных словах после числительных двух- , трех-, четырех- перед е, ё, ю, я  двух ъ я русный 1) в остальных случаях перед е, ё, ю, я, и  солов ь и

Слайд 23

Ь после шипящих

Слайд 24

ь ь В существительных 3 склонения  до чь 2) Во всех формах глагола  бере чь , учи шь ся, нама жь те 3) В наречиях  вска чь Исключения : уж, замуж, невтерпеж 4) В частицах  и шь В существительных мужского рода  вра ч 2) В существительных во множественном числе  из-за ту ч 3) В кратких прилагательных (каков?)  хоро ш 4) В сочетаниях ч, щ с другими согласными (кроме л )  точка, мощный ( но: стеко льщ ик)

Слайд 25

Буквы Ы, И после ¬

Слайд 26

Буквы Ы, И после ¬ Ы И 1) е сли слово начинается с И , то после ¬ на согласную И меняется на Ы  и грать – под ы грать Исключение : взимать 1)п осле СВЕРХ-, МЕЖ-  сверх и нтересный 2) после иностранных ¬ (ДЕЗ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, КОНТР-)  супер и нтересный 3) в сложносокращенных словах  мед и нститут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает...

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал....

Презентация по химии "Элементы Таблицы Менделеева" (таблица и мифология"

Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету....

Презентация по химии по теме "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности...

Презентация по химии "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и география)

Презентация, которая может быть использована при изучении нового материала на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий...