Открытый урок в 6 классе.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Конспект урока составлен  по учебнику Бунеева для 6 класса  с внедрением элементов ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse._yusupova_a.r.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»

(с внедрением элементов  ЕГЭ, 6 класс)

Цели урока:

Образовательная –  повторение основных  синтаксических  понятий (словосочетание, простое и сложное предложения), правила пунктуации при однородных членах, вводных словах, обращениях, в сложных предложениях, внедрение элементов ЕГЭ по данной теме (А9,А14, А20, А22,А23), контроль за усвоением знаний и умений.

Развивающая – повысить стремление  к творческой работе, способствующей развитию  творческих способностей учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств                   у учащихся.

Воспитательная - формирование умения работать в группе; развитие культуры общения, чувства товарищества ; умение контролировать и оценивать собственную деятельность, воспитание любви к природе.

Оборудование урока:  проектор, компьютер, презентации, музыка,  индивидуальные карточки, тесты, сигнальные карточки.

Тип урока - повторительно-обобщающий;

Вид урока - практикум;

Форма организации учебной деятельности - групповая.

                                                                   Ход урока

1. Организационный момент.

 Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по группам. (Предварительно класс при помощи учителя был разделён на три  равноценные по силам группы, 2-е уч-ся - консультанты).

 Приветствие учителя.  Добрый  день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.

Слайд 1(тема урока)

- Сегодня , ребята, мы проведем с вами обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация».

-Ребята, нужно ли эти разделы изучать в школе? Связаны  ли эти два понятия между собой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сначала посмотрим сценку.

2. Сценка

 (Участвуют 2 девочки и 1 мальчик)

Девочка 1: (Девочка сунула Бубликову  листочек с заданием).

        Бубликов, что у тебя даны на листочке?

Бубликов: Какие-то слова. (Стоит и жует сушку)                                                                                                                                                                                                        

Девочка 2: Ну? Что тебе нужно составить из этих слов?

Бубликов: Что? Что? Предложение.

Девочка1: Составь.

Б:  (Бубликов рассуждает вслух) Прекрасен  и красив лес  осень. Нет, не подходит.

Лес и осень красив и прекрасен.

Д2 :  Бубликов, Бубликов, надо знать , что слова  в предложениях связаны по смыслу.

Б: А теперь понятно! Осенью лес красив и прекрасен.

Д2: А в  этом задании  нужно правильно поставить запятую.(Передает задание Бубликову).

Б: Запятая (жует сушку), это пустяки! С этим заданием  справлюсь я быстро.

  (Бубликов читает)

  Казнить, нельзя помиловать!

Д1: А почему ты так решил поставить запятую?

Б: Так проще , и слово « казнить»   маленькое.

Д2: Бубликов - горе ты наше луковое. Ты не задумывался о том , что от одной запятой может решиться человеческая судьба. Ты что все свои  мозги проел? (Говорит с  возмущением)

Д1: Вначале нужно было внимательно прочитать предложение и понять его смысл, а затем поставить  запятую.

Б: Отстаньте , девочки, что вы ко мне пристали? Запятые, точки, кавычки. Обойдусь и без них! (С возмущением)

Д2: Вот и не обойдешься, впереди еще тебя ожидает ЕГЭ.

Д1: А ты знаешь , что такое ЕГЭ?

Б: ЕГЭ (удивленно), конечно, знаю!

 Д1: Ну и что это такое?

Д2: Да, что это? (Подходят с обеих сторон со строгим взглядом к Бубликову).

Б: ЕГЭ (думает), а вспомнил: ЕСТЬ ГРОМАДНОЕ  ЭСКИМО!

Д1:  Ах, какое эскимо?

Д2: (С обиженным голосом) Бубликов, ты хоть способен еще о чем-то думать кроме еды ?

 ЕГЭ - это единый государственный экзамен, который тебе  предстоит сдать в старших классах.

Д2: Но с такими знаниями  ты до ЕГЭ не дойдешь  и останешься на второй год.

Б: Но я не хочу оставаться на второй год!? (С негодованием)

Д1: Тогда надо отказаться от любимых пирожков, сушек (Вытаскивает из кармана)

Д2: И, конечно, от  сладостей. (Вытаскивает из другого кармана )

Б: Но! (тянется за своей конфеткой)

Д1: Никаких «но» , вперед к знаниям!

Д2: А мы тебе в этом поможем!

- Ребята, что вы поняли из этой сценки.  (Дети отвечают).

-Что изучает синтаксис?

Слайд 2

Д:  Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел                          лингвистики, изучающий строение предложений  и словосочетаний.

-Что изучает пунктуация?

Д: Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

- Запишем  число и тему урока. Сегодняшний урок мы проведем в нетрадиционной форме.  Класс поделен на 3 группы: 1 команда «Точки», 2 команда «Запятые», 3 команда «Тире». В каждой команде выбран капитан .Команды будут соревноваться между собой: отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, выполнять различные задания. Консультанты будут помогать мне, оценивать вашу работу, исправлять ошибки и др . За каждый правильный ответ команда будет получать  жетон. Команда, которая наберет  больше  жетонов, та и побеждает.  На столах у каждого лежат листочки, где  будете вы оценивать свою работу и работу команды.

3.Разминка (Слайд3) Повторим орфографию. Ведь слова в предложениях нужно писать грамотно.

( дети работают с помощью сигнальных карточек)

1) Г…НИАЛЬНЫЙ,ОБЛ…ГЧЕНИЕ, УСЛ…ЖНИТЬ

2) СВ…РЕПЫЙ, СВ…ДЕТЕЛЬ, СТ…РЕТЬ

3) Б…ГРОВЫЙ,  РАЗБ…РИТЕ, С…ЛЕНЫЙ

4) ВИТ…РАТЬ, ОБЛ…ДЕНЕНИЕ,  ПРИК…СНУЛСЯ

- В каком ряду во всех словах  пропущена безударная  проверяемая гласная в корне?

- Есть ли здесь ловушка? Прокомментируйте свой ответ. ( Задание ЕГЭ, А14)

-Поговорим еще, ребята,  мы и о прекрасном времени года. А вот о каком времени года пойдет реч?  Вы догадаетесь, когда вы послушаете стихотворение в исполнении  учащегося.( Ученик читает стихотворение «Славная осень» Н.А. Некрасов)

4.                   «Славная осень» Н.А. Некрасов ( Показ иллюстраций об осени. Презентация)

 Славная осень! Здоровый, ядреный

 Воздух усталые силы бодрит;

 Лед неокрепший на речке студеной

 Словно как тающий сахар лежит;

 Около леса, как в мягкой постели,

 Выспаться можно - покой и простор!

 Листья поблекнуть еще не успели,

 Желты и свежи лежат, как ковер.

 Славная осень! Морозные ночи,

 Ясные, тихие дни...

 Нет безобразья в природе! И кочи,

 И моховые болота, и пни -

 Всё хорошо под сиянием лунным,

 Всюду родимую Русь узнаю...

 Быстро лечу я по рельсам чугунным,

 Думаю думу свою...

-О каком времени года говорится в стихотворении?  

- Всем ли нравится это время года? Назовите поэтов, которые написали стихотворения об осени.

Е.А.Баратынский говорил: «Прощай, прощай, краса природы!»(эпиграф)

-Как вы понимаете слова Баратынского?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной….

                                          (И.Бунин)

-Каждая команда приводит свои аргументы, что осень - прекрасное время года.

(Уч-ся самостоятельно  оценивают себя, консультанты слушают их и оценивают).

 -Ребята, чем отличаются словосочетания от предложений.

-Из чего состоит грамматическая основа?

-Какие бывают типы сказуемых?

Д: ПГС, СГС , СИС.

Дайте определение каждому сказуемому  (Отвечает каждая команда)

5.Выделите грамматическую основу в следующих предложениях (Слайд 5):

1 команда:

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет.  (СГС)

2 команда:

Осень расстилает желтые покрывала на поля. (ПГС)

3 команда:

Осенью  деревья становятся разноцветными. (СИС)

 Задание (Слайд )6

-Какие слова являются одной из грамматических основ  в данном предложении?

Пример:

В саду  поселила осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

  1. березы оставались
  2. березы оставались зелеными
  3. листья оставались
  4. листья оставались зелеными и живыми

(консультанты проверяют) Задание ЕГЭ, А9

6. Физкультминутка (гимнастические упражнения для глаз  сопровождается песней  Алсу  «Осень» или поет ученица). Презентация.

7. Работа с текстом.

      Ноябрь – полузимник.

         Погасли яркие краски осени. Прозрачными стали сизые дали, замолкли рощи. Хмурится небо.

         Неуютно стало в лесу. Деревья стоят голые, черные. Скрипят и качаются ощипанные березы, осины, ольхи. Переоделся заяц в белую шубку, как-никак зима подступает.

         Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы: утки, лебеди, гуси. Высоко летят журавли. К сожалению, с  высокого неба слышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли!

Задания по тексту

  1. Прочитайте текст.
  2.  Озаглавьте его

- О каком месяце говорится в данном тексте?  

-По каким признакам вы догадались?

        3.  Расставьте знаки препинания. (Выполняют все команды и консультанты).

 - Ребята, по своей структуре какие бывают предложения?

 Д: Простые и сложные.

-Какие предложения называются простыми?

- Чем могут быть осложнены простые предложения?

-Докажите, на примерах   данного текста. ( Каждая команда находит  свое предложение  с осложнением и  составляет к  нему  схему . Схемы чертят у доски.)

Задание ЕГЭ, А22 (Слайд 7)

В каком варианте ответа  правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? (Учащиеся работают с помощью сигнальных карточек)

Книга была (1) по его словам(2)  единственным  украшением  одиноких вечеров… О приближающемся приезде  гостей  все поняли (3)  по словам (4)  и действиям хозяина.

  1. 1,2      2) 1,2,3,4        3)  3,4      4) 1,3

-Определите значение вводного слова.

-Какие в этом задании могут встретиться ловушки? Прокомментируйте свой ответ.

8. Сложные предложения.

-Какие предложения называются сложными?

-Назовите виды сложных предложений.

Д: ССП, СПП, БСП

- Какие предложения называются ССП?

- Какие предложения называются СПП?

-Какие предложения называются  БСП?

Задание:

 Выполнить синтаксический разбор предложения. ( Трое уч-ся из разных команд  получают индивидуальные карточки и работают у доски

                                         Карточка №1

     Незаметно промелькнуло жаркое лето, и сентябрь стал  хозяином в лесах ,на речках и озерах.

        Карточка №2

Осен ь  - пора  увядания природы, когда вспыхивает она яркими красками.

                           Карточка №3

Вот-вот задует холодный ветер, уронят тогда деревья свой праздничный наряд.  

(Консультанты  и  уч-ся проверяют работу у доски, даются жетоны)

- Капитаны команд  составляют предложения по данным схемам   :    

 1.        , и        .

 

2.        ,           чтобы  

3.         ,  и        .

(Капитаны передают свои выполненные задания консультантам)        

 Задания ЕГЭ, А 20 (Слайд 8)

Укажите  правильное  объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

За деревней  помаленьку светлело небо (  )  и в той  его  части ровно мигали и гасли  звезды.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом  И  нужна запятая.
  2.  Простое предложение с однородными  членами , перед  союзом  И   нужна запятая.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными  членами , перед  союзом  И   запятая не нужна.

За рекой щетинкой  стояла зеленая рожь (  )  и пахло свежей зеленью и цветом.

1)        Сложносочиненное предложение, перед союзом  И  нужна запятая.

2)         Простое предложение с однородными  членами , перед  союзом  И   нужна запятая.

3)        Сложносочиненное предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.

4)        Простое предложение с однородными  членами , перед  союзом  И   запятая не нужна.

(Учащиеся работают с сигнальными карточками, аргументируют свои ответы.)

9. Тестирование.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»  (6 класс)

1.  Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.

1)  слушали музыку

2)  популярная мелодия

3)  занесенный снегом

4)  на берегу реки

 2.  Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием?

1)  прочитал книгу

2)  интересная и увлекательная

3)  я читаю

4)  в книге

 3.  Укажите простое предложение

(знаки препинания не расставлены).

 

1)         Потянуло ветром и пыль постепенно рассеивалась.

2)         Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

3)         В это время подъехала к крыльцу  карета и кибитка и из кареты вышел князь Андрей.

4)        Воздух был так редок что больно было дышать.

 4  Укажите верную характеристику предложения:

По краям дороги волновалась рожь и тихо трещали перепела.

 

1)         Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми.

2)         Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное.

3)         Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное.

4)         Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.

 5.  Укажите верную грамматическую основу предложения:

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла.

 

1)        была летняя ночь  

2)         ночь тиха и тепла

3)         ночь была

4)        ночь была тиха и тепла

6.  Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире перед обобщающим словом при однородных членах.

 

1)         В отряде набралось много походного инвентаря котлы, чайники, топоры.

2)         Подвенечная белизна яблонь, груш, солнце синева неба всё поражало своей свежестью.

3)         Коса девичья краса.

4)         Встречай гостей сказала Ксения.

 

7.  Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1)  Что вы профессор смеётесь?

2)  На диване на стульях повсюду было что-то набросано.

3)  К вечеру пошел дождь снег почти растаял.

4)  Невдалеке протекал ручей но его берега не были видны.

 8  Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

1)         То что я хочу рассказать было в сороковых годах.

2)         Он рассказал мне замечательную сказку.

3)         Я спросил  Откуда ты?

4)         Мама сказала мне что в воскресенье мы пойдем в театр.

9.  Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения

  (знаки препинания не расставлены).

 

1)         Голодал он и мерз и на солнце жарился.

2)        Вся окрестность вдруг изменилась приняла мрачный характер и гроза началась.

3)        Он привязал лошадь и взобрался на угол.

4)         Круглые облака высоко и тихо неслись над нами.

 

 10.  Подведение итогов. (Консультанты подсчитывают количество жетонов, выявляют  победившую команду, ученики  оценивают себя).

-Ребята, чем занимались на сегодняшнем уроке?

-Понравился ли вам открытый урок?

-Что у вас на уроке не получилось ?

 -Над чем еще  нам предстоит поработать?

11.  Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему « За что я люблю осень?»

Примечание:

Урок разработан для учащихся 6 классов, обучающихся по учебнику под  редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

        

МБОУ «СОШ № 1 г. Буинска РТ»

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (с внедрением элементов  ЕГЭ,     6 класс)

                

                                                                                        Учитель:  Юсупова Алсу  

                                                                                                         Расыховна

         

                                                      г. Буинск - 2012 г.

Г.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Век величайших открытий" 8 класс

Урок-конференция "Век величайших открытий" история, биология - 8 класс....

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...