Урок письма и развития речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

учебник «Русский язык» для  7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   авторов

составителей  И.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,   рекомендованного Министерством образования  и науки Российской Федерации; М. Просвещение, 2006 г.

 

 

2 урок в разделе:

 «Имя прилагательное»

Тип урока: комбинированный.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_7_klass_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Заболотская елена Аркадьевна

Должность

Учитель письма и развития речи

Образовательное учреждение

Специальная( коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида

Город/поселение

г. Вятские Поляны

Предмет

 Письмо и развитие речи

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Группа детей 7класса с легкой степенью умственной отсталости

Продолжительность урока/мероприятия

40 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Согласование имени существительного  с именем прилагательным в роде.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

учебник «Русский язык» для  7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   авторов

составителей  И.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,   рекомендованного Министерством образования  и науки Российской Федерации; М. Просвещение, 2006 г.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

2 урок в разделе:

 «Имя прилагательное»

Тип урока: комбинированный.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 14 учащихся с общим недоразвитием письменной и устной речи.  У детей недостаточно сформирован словарный запас и лексико-грамматический строй речи.

Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы. По ходу работы допускают ошибки, которые не замечают. У этих ребят преобладает наглядно-образное мышление. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя.

У них преобладают непроизвольные внимание и восприятие.  Эти особенности  детей  были учтены при разработке урока.По возможностям обучения (классификация В. В. Воронковой 5 учащихся относятся ко 2 группе(Артем, Валя. Лена, Артур,Илья), не испытывают больших трудностей при выполнении заданий, овладевают программмным материалом в процессе фронтальной работы, хотя требуется небольшая помощь при обобщении и формулировке выводов

4  учащихся к 3 группеони нуждаются в дополнительном объяснении. Отличает низкая самостоятельность привыполнении заданиия..,но если материал отработан, то могут применять знания при выполнении аналогичных заданий. 3 учащихся усваивают материал на низком уровне , нуждаются в выполнении большого количнства упражнений, и контроле со стороны учителя

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Цель для учащихся: Научиться правильно ставить вопрос от существительного  к прилагательному, определять род прилагательного по вопросу и окончанию.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательная: создать условия по формированию умения согласовывать  имена прилагательные   с существительными в  роде,уметь правильно и чётко произносить окончания прилагательных.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости,

развитию  активного  словаря учащихся через употребление в речи имен прилагательных в различных  родовых формах .

Воспитательные: создать условия по воспитанию дружеского отношения друг к другу,умение работать коллективно и самостоятельно.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

- знания о существительном и прилагательном, как частях речи;

- умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде;

- умение строить речевую коммуникацию, направленную на решение поставленной задачи в паре с партнером.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Род имени существительного, изменение имени прилагательного по родам.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

 карточки, памятки, картинки.


Тема урока  Согласование имени существительног с имением прилагательным в роде

Ход урока

1 Оргмомент

 Доброе утро , ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке .Я знаю , что на уроке у нас все получится, потому , что оно для нас доброе. А какое еще  для вас это утро ?(бодрое,задорное, приятное,прелестное, счастливое, чудесное, искрящееся, вдохновенное и т.д .

Вы назвали очень много красивых слов. Как называется часть речи, с помощью которой мы охарактеризовали утро ?( имя прилагательное)

2 Проверка домашнего задания

 Я предлагаю продолжить работу по изучению  имени  прилагательного.Но сначала проверим,что вы дожны были сделать дома?(подобрать имена прилагательные, чтобы охарактеризовать себя).

А что такое имя прилагательное ? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?(на доске схема:  имя прилаг- ч. р – отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие). Какими прилагательными вы описали себя?

 Пример

 Возраст юный , четырнадцатилетний

 Внешность худощавый, кудрявый, кареглазый

Характер ласковый, скромный, трудолюбивый

 Какие черты характера есть у вашего друга? А кто такой друг? Кто из друзей запомнился у А. С. Пушкина?Можно  дружить с братом? Сестрой?

А могут дружить части речи? Может ли дружить имя прилагательное? Как оно дружит и с кем ? об этом вы узнаете на уроке

 3 Тема урока . Имя урока . Цель  

Запись в тетради  

Одиннадцатое декабря

 Друзья.

4 Подготовка к изучению нового материала

 Назовите имена существительные ,однокоренные к слову друзья,

А есть еще слова имена существительные, которые связаны у вас со словом друзья .Первое слово назову я .(Запись на доске –Муратова В.)

Друг, подруга, содружество, дружба,  уважение, сердце, счастье, радость, веселье, улыбка, добрый ( определите падеж у имен существительных,  оценить работу)

 Какое слово лишнее ? Почему?Я предлагаю определить род у слова добрый. Почему возникло затруднение? Другая часть речи ? Какой ч. р. является ? Что обозначает ?  нет предмета к которому относится прилагательное

5 Изучение нового материала

Давайте вместе рассуждать (Артур на доске , с последующим оцениванием )

 Выбери и запишите в строчку по 1 сущ  м.р.., ж.р. ,ср.р

М.р                                                                ж.р.                                                        ср.р.

Друг                                                      подруга                                                     сердце

К какому имени существительному относится прилагательное добрый , задайте вопрос. Какой? Добрый .

Измените слово добрый так , чтобы оно дружило,согласовывалось со словом подруга , сердце.

Что для этого делаем ? задаем вопрос, ответ записываем

 Какой еще может быть друг, подруга, сердце  (хороший, нежный, милый, отзывчивый и т.д.

 Что вы заметили ?Какой род у имени прилагательного, если оно  стоит с этим именем существительным м.р., ж.р.,ср.р. ?  

Вывод:

Имя прилагательное прилагается к имени существительному , согласуется с ним в роде .

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто  ты. Чтение правила .

6 Физкультпауза(разминка пальцев, дружеское пожатие )

7. Закрепление

 Игра  «Подружи нас»Записать как можно больше слов с вопросом какой? какая, какое? И определить род у прилагательных

На тему Зима за окном (3 человека у доски) (2 гр по 1 слову)

Солнце ( какое?) неяркое, холодное, тусклое

Погода ( какая?) морозная, влажная, непостоянная

Снег (какой?) легкий, пушистый, белый, рассыпчатый

 Памятка

Определи род им.сущ., задай вопрос от им.сущ.к им. прилагательному, определи род у им прил.(у каждого на парте)

Вывод Отчего зависит род имени прилаг? От имени существительного

8. Самостоятельная работа

Запишите предложения с этими словосочетаниями. (2гр. )

 (3, 4гр. ) Записывают по карточке

 Зимой небо затянуто тучами ,  редко светит ….солнце. Стоит    … погода. Словно одеялом   …сне укрыл поля и леса.

 9.Итоги урока Дружба наверно самое главное в жизни , но наверное и важна она на уроке письма . Ответили ли вы на вопросы с кем дружит имя прилагательное ? А как они дружат ?В чем согласуется имя прилагательное с именем существительным ?Как мы определяем род у имени прилагательного? Кому показалось трудно , у кого остались ? А кто все понял !  

 

Дз Записать по 3 сущ из  упр 140 и по 3 прил. согласовывая их в роде.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...