Урок письма и развития речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов составителей И.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации; М. Просвещение, 2006 г.
|
2 урок в разделе: «Имя прилагательное» Тип урока: комбинированный.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_7_klass_.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Заболотская елена Аркадьевна |
Должность | Учитель письма и развития речи |
Образовательное учреждение | Специальная( коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида |
Город/поселение | г. Вятские Поляны |
Предмет | Письмо и развитие речи |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | Группа детей 7класса с легкой степенью умственной отсталости |
Продолжительность урока/мероприятия | 40 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия | Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов составителей И.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации; М. Просвещение, 2006 г. |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | 2 урок в разделе: «Имя прилагательное» Тип урока: комбинированный. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классе 14 учащихся с общим недоразвитием письменной и устной речи. У детей недостаточно сформирован словарный запас и лексико-грамматический строй речи. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы. По ходу работы допускают ошибки, которые не замечают. У этих ребят преобладает наглядно-образное мышление. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя. У них преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Эти особенности детей были учтены при разработке урока.По возможностям обучения (классификация В. В. Воронковой 5 учащихся относятся ко 2 группе(Артем, Валя. Лена, Артур,Илья), не испытывают больших трудностей при выполнении заданий, овладевают программмным материалом в процессе фронтальной работы, хотя требуется небольшая помощь при обобщении и формулировке выводов 4 учащихся к 3 группеони нуждаются в дополнительном объяснении. Отличает низкая самостоятельность привыполнении заданиия..,но если материал отработан, то могут применять знания при выполнении аналогичных заданий. 3 учащихся усваивают материал на низком уровне , нуждаются в выполнении большого количнства упражнений, и контроле со стороны учителя |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Цель для учащихся: Научиться правильно ставить вопрос от существительного к прилагательному, определять род прилагательного по вопросу и окончанию. |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Образовательная: создать условия по формированию умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде,уметь правильно и чётко произносить окончания прилагательных. Коррекционно-развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, развитию активного словаря учащихся через употребление в речи имен прилагательных в различных родовых формах . Воспитательные: создать условия по воспитанию дружеского отношения друг к другу,умение работать коллективно и самостоятельно. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | - знания о существительном и прилагательном, как частях речи; - умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде; - умение строить речевую коммуникацию, направленную на решение поставленной задачи в паре с партнером. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Род имени существительного, изменение имени прилагательного по родам. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | карточки, памятки, картинки. |
Тема урока Согласование имени существительног с имением прилагательным в роде
Ход урока
1 Оргмомент
Доброе утро , ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке .Я знаю , что на уроке у нас все получится, потому , что оно для нас доброе. А какое еще для вас это утро ?(бодрое,задорное, приятное,прелестное, счастливое, чудесное, искрящееся, вдохновенное и т.д .
Вы назвали очень много красивых слов. Как называется часть речи, с помощью которой мы охарактеризовали утро ?( имя прилагательное)
2 Проверка домашнего задания
Я предлагаю продолжить работу по изучению имени прилагательного.Но сначала проверим,что вы дожны были сделать дома?(подобрать имена прилагательные, чтобы охарактеризовать себя).
А что такое имя прилагательное ? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?(на доске схема: имя прилаг- ч. р – отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие). Какими прилагательными вы описали себя?
Пример
Возраст юный , четырнадцатилетний
Внешность худощавый, кудрявый, кареглазый
Характер ласковый, скромный, трудолюбивый
Какие черты характера есть у вашего друга? А кто такой друг? Кто из друзей запомнился у А. С. Пушкина?Можно дружить с братом? Сестрой?
А могут дружить части речи? Может ли дружить имя прилагательное? Как оно дружит и с кем ? об этом вы узнаете на уроке
3 Тема урока . Имя урока . Цель
Запись в тетради
Одиннадцатое декабря
Друзья.
4 Подготовка к изучению нового материала
Назовите имена существительные ,однокоренные к слову друзья,
А есть еще слова имена существительные, которые связаны у вас со словом друзья .Первое слово назову я .(Запись на доске –Муратова В.)
Друг, подруга, содружество, дружба, уважение, сердце, счастье, радость, веселье, улыбка, добрый ( определите падеж у имен существительных, оценить работу)
Какое слово лишнее ? Почему?Я предлагаю определить род у слова добрый. Почему возникло затруднение? Другая часть речи ? Какой ч. р. является ? Что обозначает ? нет предмета к которому относится прилагательное
5 Изучение нового материала
Давайте вместе рассуждать (Артур на доске , с последующим оцениванием )
Выбери и запишите в строчку по 1 сущ м.р.., ж.р. ,ср.р
М.р ж.р. ср.р.
Друг подруга сердце
К какому имени существительному относится прилагательное добрый , задайте вопрос. Какой? Добрый .
Измените слово добрый так , чтобы оно дружило,согласовывалось со словом подруга , сердце.
Что для этого делаем ? задаем вопрос, ответ записываем
Какой еще может быть друг, подруга, сердце (хороший, нежный, милый, отзывчивый и т.д.
Что вы заметили ?Какой род у имени прилагательного, если оно стоит с этим именем существительным м.р., ж.р.,ср.р. ?
Вывод:
Имя прилагательное прилагается к имени существительному , согласуется с ним в роде .
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Чтение правила .
6 Физкультпауза(разминка пальцев, дружеское пожатие )
7. Закрепление
Игра «Подружи нас»Записать как можно больше слов с вопросом какой? какая, какое? И определить род у прилагательных
На тему Зима за окном (3 человека у доски) (2 гр по 1 слову)
Солнце ( какое?) неяркое, холодное, тусклое
Погода ( какая?) морозная, влажная, непостоянная
Снег (какой?) легкий, пушистый, белый, рассыпчатый
Памятка
Определи род им.сущ., задай вопрос от им.сущ.к им. прилагательному, определи род у им прил.(у каждого на парте)
Вывод Отчего зависит род имени прилаг? От имени существительного
8. Самостоятельная работа
Запишите предложения с этими словосочетаниями. (2гр. )
(3, 4гр. ) Записывают по карточке
Зимой небо затянуто тучами , редко светит ….солнце. Стоит … погода. Словно одеялом …сне укрыл поля и леса.
9.Итоги урока Дружба наверно самое главное в жизни , но наверное и важна она на уроке письма . Ответили ли вы на вопросы с кем дружит имя прилагательное ? А как они дружат ?В чем согласуется имя прилагательное с именем существительным ?Как мы определяем род у имени прилагательного? Кому показалось трудно , у кого остались ? А кто все понял !
Дз Записать по 3 сущ из упр 140 и по 3 прил. согласовывая их в роде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".
Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...
Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...