Материалы по 5 классу учебник С.И. Львова, В.И. Львов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Пояснительная записка, каленадрно-тематическое планирование 5 класс, контроль5 класс к учебнику Львова С.И, Львов В.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lvov-1_-_eto_-_pz.docx | 94.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку 5 – 9 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена для II ступени основного общего образования (5 – 9 классы) общеобразовательной школы на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом,
авторской «Программы общеобразовательных учреждений.
Цели и задачи обучения русскому языку
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Роль русского языка как учебного предмета в достижении результатов освоения Основной образовательной программы школы
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5-9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. В программе реализуется деятельностный подхода к изучению русского языка в школе.
Рабочая программа составлена в полном соответствии с авторской программой. Учебный материал подается в полном соответствии с подачей материала в авторской программе
В календарно-тематическом планировании обозначены требования к основным понятиям, уровню подготовки учащихся, организации повторения, проведении текущего и итогового контроля.
Построение разделов содержания рабочей программы отвечает принципу преемственности различных ступеней обучения, а также требований к последовательности и отбору в системе уроков.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации определяется количество часов на изучение предмета: в 5 - 8 классах по 2 часа в неделю в каждом классе, в 9 классе – 3 часа в неделю.
В рабочей программе по литературе под редакцией Курдюмовой Т.ФНа изучение русского языка в учебном плане школы в 2013 – 2014 учебном году выделено следующее количество часов:
5 класс – 6 часов в неделю, 204 часа в год;
6 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в год;
7 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в год;
8 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год;
9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Общее количество часов на изучение рабочей программы 714 часов.
Срок реализации программы – 5 лет.
Методическая система достижения целей.
При составлении данной рабочей программы учитывались следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, сочинений разных жанров, разных типов изложений);
- сравнение и анализ текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов, упражнений;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- работа по выразительному чтению;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Средства достижения цели.
1. Авторская программа
2. Учебно-методический комплект к авторской программе.
3.Словари, справочники и пособия для учащихся.
4. Пособия для учителя.
5 .Мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.
6. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
7. Цифровые образовательные ресурсы.
Технологии обучения.
Обучение по данной программе ведется в основном с использованием технологий: уровневой дифференциации, здоровьесберегающей технологий, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационной технологии, игровой технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
технологии проектного обучения.
Основное содержание программы
5 КЛАСС
Содержание | Кол-во часов |
Лингвистика — наука о языке | 2 |
Введение в лингвистику. Вводный курс. | |
Фонетика Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение. | 4 |
Орфоэпия. Графика. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков Алфавит и его использование. Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. | 13 |
Морфемика Морфема — значимая часть слова. Чередование гласных и согласных в морфемах. | 8 |
Лексикология Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов. | 5 |
Орфография Разделы русской орфографии. Правописание корней. Правописание окончаний. Правописание слов с ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 18 |
Морфология Части речи в русском языке. Образование форм слова с помощью окончания. | 8 |
Культура речи Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов. | 6 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью Зачем нужны знаки препинания. Основные разделы пунктуации. | 38 |
Текстоведение Понятие о тексте.Типы речи.План текста. Основные нормы построения текста. | 8 |
Основные разделы лингвистики. Систематический курс. | |
Словообразование Основные способы образования слов в русском языке. Правописание букв а — о в корнях с чередованием. Буквы о — ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок. Образование слова и его морфемное строение. | 12 |
Лексикология и фразеология Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание букв ы — и после ц. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. | 14 |
Морфология. Слово как часть речи | |
Имя существительное Общее значение имён существительных и их употребление в речи. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ). Морфологические признаки имени суцществительного. Синтаксическая роль имени существительного. | 17 |
Имя прилагательное Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного. | 16 |
Глагол Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив. Постоянные морфологические признаки глагола. Правописание корней с чередующимися гласными е — и. Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Изъявительное наклонение. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи. | 26 |
Повторение изученного в 5 классе | 5 |
Резервные уроки | 4 |
ИТОГО | 204 |
6 КЛАСС
Содержание | Кол-во часов |
Родной язык. Роль родного языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях, языке художественной литературы. | 3 |
Русская орфография как система правил. Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней –зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Правописание приставок при- и пре-. Правописание некоторыхиноязычных приставок. Правописание суффиксов -к- и –ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах. Употребление ъ и ь (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение). | 15 |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). | 14 |
Текстоведение. Текст и его признаки: типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Смысловые части текста, отражение их в плане. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т.п. | 12 |
Морфология. | |
Имя существительное. Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения); спрягаемые (глаголы); неизменяемые (наречия). Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте. | 12 |
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Мофологические признаки имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения. Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. | 13 |
Глагол и его формы | |
Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. | 13 |
Деепричастие и причастие как глагольные формы. Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике. | 2 |
Деепричастие. Грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. | 14 |
Причастие. Грамматические признаки причастия. Семантические различия прилагательного и причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия. Склонение причастий. Причастный оборот. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте. Переход некоторых причастий в разряд прилагательных. | 21 |
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Разряды имен числительных по строению. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. Синтаксические особенности количественных числительных. Имя числительное в тексте. | 16 |
Местоимение. Особенности местоимения как части речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные и имена числительные. Разряды местоимений. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (союзные слова). Местоимения в тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. | 19 |
Повторение и обобщение изученного. | 11 |
Резервные уроки. | 5 |
ИТОГО | 170 |
7 КЛАСС
Содержание | Кол-во часов |
Язык как развивающееся явление. Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных фамилий. | 2 |
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах). Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словообразование самостоятельных частей речи. Морфологические и неморфологические способыобразования слов. Словообразование наречий. Лексика и фразеология. Основные лексические нормы русского литературного языка. Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных. Правильное употребление паронимов в речи. Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи. Грамматика: морфология и синтаксис. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи. Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий. Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний. Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого. Морфологические средства выражения второстепенных членов предложений. Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи. | 48 |
Текстоведение Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста. Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность. Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста. Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация. Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте. | 17 |
Морфология. | |
Наречие Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи. Разряды наречий по знамению. Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Правописание наречий. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении. Наречие в тексте. Культура речи. Правильное употребление наречий. | 41 |
Служебные части речи и междометия Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правильное употребление предлогов. Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные. Попарное соединение союзом однородных членов предложения. Правильное употребление союзов. Частицакак служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола. Разряды частиц по значению и употреблению. Разряды частиц по составу. Интонационные особенности предложений с частицами. Правильное употребление частиц. Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности. Основные функции междометий. Разряды междометий. | 49 |
Омонимия слов разных частей речи. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Омонимия слов разных частей речи. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические (омофоны), графические (омографы), грамматические (омоформы). Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка. | 10 |
Резерв | 3 |
ИТОГО | 170 |
8 КЛАСС
Содержание | Кол-во часов |
Русский язык – национальный язык русского народа | 2 |
Повторение изученного в 5-7 классах | 10 |
Функциональные разновидности русского языка. Основные функции русского языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия. | 10 |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | |
Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Средства связи в словосочетании. | 7 |
Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Порядок слов в предложении. Инверсия как изобразительный прием Основные виды предложений. Структура предложения. | 18 |
Односоставные предложения. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно-личное, неопределенно-личное. Обобщенно-личное, безличное). Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений. | 8 |
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Предложения с обособленными членами предложения. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. | 38 |
Повторение и обобщение изученного | 5 |
Резервные уроки | 4 |
ИТОГО | 102 |
9 КЛАСС
Содержание | Кол-во часов |
Русский литературный язык. | 3 |
Повторение изученного в 5-8 классах. | 5 |
Текстоведение. | 7 |
Синтаксис и пунктуация. | |
Сложное предложение как единица синтаксиса. | 2 |
Сложносочиненное предложение. | 5 |
Сложноподчиненное предложение. | 17 |
Бессоюзное сложное предложение. | 6 |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 6 |
Синтаксические конструкции с чужой речью. | 6 |
Повторение и обобщение изученного | 7 |
Резервные уроки | 4 |
ИТОГО | 68 |
Перечень обязательных контрольных работ
по русскому языку по классам
Вид контрольной работы | Число контрольных работ в год по классам | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Списывание | 1 | 1 | - | - | - |
Диктант | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 |
Изложение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Сочинение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Комплексная работа | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
В приложении к рабочей программе представлен листе контроля по каждому классу, в котором отражен раздел программы и вид контрольной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Предметные результаты освоения программы:
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; - умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате аудирования;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности на основе услышанного.
Чтение
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному.
Говорение
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Письмо
- подробно и сжато пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; - употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений;
- умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способа ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Фонетика и графика
- правильно артикулировать звуки;
- акцентировать ударные слоги;
- слышать и различать звуки;
- пользоваться алфавитом при работе со словарями;
- различать сильную и слабую позицию звуков;
- различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях.
Морфемика и словообразование
- различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам; - изменение и образование слов, форм одного и того же слова;
- знать о чередовании гласных и согласных в морфемах., об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.
Лексикология
- умение толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова;
- уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей;
- умение подбирать синонимы, понимать смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов в тексте, преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Орфография
- различать сильную и слабую позицию звуков;
-различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);
- опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы;
- пользоваться орфографическим словарем.
- знать способы поверки правильности написания безударных гласных в корне слова, непроверяемые безударные гласных в корне слова.
Морфология
- различать склонение, падеж существительных;
- различать существительные 1-го и 2-го скл. с основой на шипящую {ночь, грач);
- различать падежи прилагательных с использованием вопроса (особенно тв. и предл. падежи мужского и среднего рода);
- отличать неопределенную форму глагола от глагола в форме 3-го лица ед. числа;
- различать I и II спряжение глагола с безударными личными окончаниями по неопределенной форме;
- распознавать слово как часть речи;
- распределять известные части речи по группам;
- осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
- находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;
Культура речи
- употребление в речи этикетных слов, анализ речевых ситуаций.
Синтаксис
- находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях);
- различать простые и сложные предложения (в изученных случаях);
-различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана
- производить пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;
- ставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами.
Текстоведение
- уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок;
- выделять части текста (микротемы);
- понятие последовательности и грамматической связи предложений в тексте;
- применение различных типов речи , объяснять тексты речи;
- различать повествование, описание и рассуждение;
- создавать план текста;
-знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование;
- уметь определять ведущий тип речи;
- находить в повествовательном тексте фрагменты описания;
- пересказывать текст.
Лексикология и фразеология
- проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях);
- опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными;
- различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе);
- разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.
- правильно писать корни с чередующимися гласными и согласными;
- правильно писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня;
-правильно писать приставки в словах (кроме пре- и при-);
- правильно писать е и о после шипящих, ы и и после ц в корнях слов.
- объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов;
- подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях;
- объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь;
- определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам;
- различать прямое и переносное значение слова;
- раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
Морфология
- опознавать имя существительное и отличать его от однокоренных слов других частей речи (по совокупности признаков);
- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- определять основные способы образования имен существительных; - распознавание существительных, образованных бессуффиксальным способом (ширь, дрожь, тишь);
- правильно ставить ударение и писать буквы о и е после шипящих и в окончаниях существительных;
- соотносить падежные формы с начальной формой существительного и правильно писать е-и в безударных окончаниях.
- опознавать имена прилагательные и отличать их от однокоренных слов других частей речи;
-опознавать прилагательные в краткой форме; соблюдать правильное ударение в кратких формах прилагательного (труден, трудна, трудно, трудны);
-писать краткие прилагательные с основой на шипящие;
-ставить ударение в полных прилагательных и правильно писать гласные о и е после шипящих в падежных окончаниях прилагательных;
- уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания;
- уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного;
- опознавать глаголы, отличать их от однокоренных слов других частей речи;
- соотносить личные формы глагола с неопределенной формой;
- употреблять формы настоящего и будущего времени в значении прошедшего;
- различать глаголы совершенного и несовершенного вида;
- знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме;
- знать о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме;
- знать об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи;
- уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания;
- знать условия выбора написания - ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах;
- знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и - ТЬСЯ.
- уметь правильно писать слова с чередованием Е—Я в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование
- воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение
-осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
-уместно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) в зависимости от коммуникативной задачи;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения;
-подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; - употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способа ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек ста;
- определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); функциональной разновидности языка по стилю речи.
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной
Фонетика и орфоэпия
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
- обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры);
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Мофрология
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфо логические признаки слова при решении задач правописания.
Офорграфия
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложен ной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
7 класс
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
Письмо
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
Текстоведение
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Фонетика и орфоэпия
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словобразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
Лексикология и фразеология
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем промеры употребления слова в переносном значении;
Морфология
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
Орфография
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
Синтаксис и пунктуация
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Письмо
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистичёские и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию
Текстоведение
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка выпускник IX класса должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Речевая деятельность.
Аудирование.
Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
Чтение.
Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение и письмо
Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Текстоведение.
Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия.
Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика.
Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование.
Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология.
Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология.
Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация.
Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правил.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
2. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2013
- Учебник «Русский язык»5 класс С.И. Львовой, В.В. Львова, М.: Мнемозина, 2013 год.
- Учебник «Русский язык»6 класс С.И. Львовой, В.В. Львова,М.: Мнемозина, 201_ год
- Учебник «Русский язык»7 класс С.И. Львовой, В.В. Львова, М.: Мнемозина, 201_ год
- Учебник «Русский язык» 8 класс С.И. Львовой, В.В. Львова,М.: Мнемозина, 201_ год
- Учебник «Русский язык»9 класс С.И. Львовой, В.В. Львова, М.: Мнемозина, 201 _ год
Рабочие тетради:
И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 5 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 2013.
И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 6 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 201_.
И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 7 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 201_.
И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 8 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 201_.
И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 8 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Прохватилина. Проверь себя.5 класс. - М.: Мнемозина, 2013.
Л.В. Прохватилина. Проверь себя 6 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Прохватилина. Проверь себя.7 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Прохватилина. Проверь себя.8 класс. - М.: Мнемозина, 201_
Л.В. Прохватилина. Проверь себя.9 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2013.
Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 7 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 8 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс. - М.: Мнемозина, 201_.
Методическое пособие:
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 5 классе». Пособие для учителя. – М., 2013.
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 6 классе». Пособие для учителя. – М., 201_.
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 7классе». Пособие для учителя. – М., 201_.
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 8 классе». Пособие для учителя. – М., 201_.
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 9 классе». Пособие для учителя. – М., 201_.
Литература для учителя
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. М., 2004.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львов В. В.Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы- М., 1989.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Литература для учащихся
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.
Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. -М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
Потиха 3. А.Школьный словарь строения слов русского языка.-2-е изд., испр. -М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
Тихонов А. Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога .Сост.М.В. Панов.- М., 1984.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
- http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
- http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
- http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
- http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
- http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
- http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
- http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
- http://www.edu.ru – образовательный портал
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования орфографической компетенции в 5 классе при работе с УМК С.И.Львовой, В.В. Львова.
Рекомендую к использованию работающим по УМК Львовых. Приглашаю к диалогу....
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по учебно-методическому комплексу С.И.Львовой, В.В. Львова
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по учебно-методическому комплексу С.И. Львовой, В.В. Львова....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...
"Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...
Контрольная работа по английскому языку по пройденному материалу. 7 класс. Учебник "Favourite English" С.Г. Тер-Минасова.
Данная контрольная работа направлена на проверку знаний и умений учащихся 7 класса по учебной дисциплине "Английский язык". Контрольная работа предназначена для проведе...