ДИСКУССИЯ «СЛОВО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

ДИСКУССИЯ «СЛОВО  - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»

                                                                                                                В борьбе идей позволительна                                                   резкость суждений, но вполне не дозволительна грубость выражения.

                                                                                                                                Г В. Плеханов

                                                                                                             Важнейший способ узнать человека— прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека — это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

                                                                                                                                  Д. С. Лихачев

Цели: выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: выставка книг по культуре речи, стенгазета «Слово — энергетическое оружие, презентация, стихи о слове

Ход дискуссии.

Ведущий: «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от голимых глюков о том, какой блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой пацанский, отпадный чисто русский базар!»

- Всем ли понятно, о чем идет речь?

А ведь это всем известное замечательное стихотворение в прозе И. С. Тургенева, рассказанное современным подростком: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах  моей родины, - Не будь тебя, как не впасть мне в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Язык – слуга и господин. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удается сбежать. Язык – это наш друг и наш враг одновременно. Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних и внутренних. Он как будто следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не дает ни соврать, ни обмануть самих себя. Общество становится криминальнее, и язык вслед за нами. Общество поддается чужому влиянию, и язык отражает это. Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на не. Происходят грустные вещи, порой даже страшные: язык засоряется англицизмами и американизмами, он упрощается и обедняется. Состояние современного русского языка можно охарактеризовать словами А. С. Пушкина: «Кругом невежества убийственный позор». Мне очень нравятся слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Многие из нас знают эти слова, но тем не менее мы так безжалостно портим русский язык, бездумно искажаем, уродуем. Так что к тургеневским словам можно хочется добавить: «О терпеливый русский язык!». Невеликий и немогучий язык вряд ли вынес бы все, что с ним  делаем мы, русские люди. Конечно же, чтобы сохранить наш красивый русский язык, первое, что надо сделать это полностью пересмотреть принцип отбора рекламы на телевидении. С утра и до позднего вечера предлагают   с экранов ТВ «оттянуться со вкусом», «сникерснуть», «купить самый сырный сыр». Это звучит не по-русски, вопреки всем правилам и законам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСКУССИЯ «СЛОВО  - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»

                                                                                                                В борьбе идей позволительна                                                   резкость суждений, но вполне не дозволительна грубость выражения.

                                                                                                                                Г В. Плеханов

                                                                                                             Важнейший способ узнать человека— прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека — это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

                                                                                                                                  Д. С. Лихачев

Цели: выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: выставка книг по культуре речи, стенгазета «Слово — энергетическое оружие, презентация, стихи о слове

Ход дискуссии.

Ведущий: «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от голимых глюков о том, какой блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой пацанский, отпадный чисто русский базар!»

- Всем ли понятно, о чем идет речь?

А ведь это всем известное замечательное стихотворение в прозе И. С. Тургенева, рассказанное современным подростком: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах  моей родины, - Не будь тебя, как не впасть мне в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Язык – слуга и господин. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удается сбежать. Язык – это наш друг и наш враг одновременно. Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних и внутренних. Он как будто следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не дает ни соврать, ни обмануть самих себя. Общество становится криминальнее, и язык вслед за нами. Общество поддается чужому влиянию, и язык отражает это. Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на не. Происходят грустные вещи, порой даже страшные: язык засоряется англицизмами и американизмами, он упрощается и обедняется. Состояние современного русского языка можно охарактеризовать словами А. С. Пушкина: «Кругом невежества убийственный позор». Мне очень нравятся слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Многие из нас знают эти слова, но тем не менее мы так безжалостно портим русский язык, бездумно искажаем, уродуем. Так что к тургеневским словам можно хочется добавить: «О терпеливый русский язык!». Невеликий и немогучий язык вряд ли вынес бы все, что с ним  делаем мы, русские люди. Конечно же, чтобы сохранить наш красивый русский язык, первое, что надо сделать это полностью пересмотреть принцип отбора рекламы на телевидении. С утра и до позднего вечера предлагают   с экранов ТВ «оттянуться со вкусом», «сникерснуть», «купить самый сырный сыр». Это звучит не по-русски, вопреки всем правилам и законам русского языка.

1.  Чтение стихотворений учащимися.

1-й ученик.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец  перелить.

                                                                                                  В. Шефнер

2-й ученик.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно: -

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

                                                                                                 М. Матусовский

II. Дискуссия о бранных словах.

Учитель.  Ребята! Сегодня мы поговорим о важнейшей проблеме современности – о сохранении чистоты нашего родного языка. Мы постараемся рассмотреть различные точки зрения на данную проблему. Я представляю вам группы учащихся. Первая группа – «Защитники нормы», вторая группа — «Противники нормы». Предлагаю  высказаться каждой группе участников по данному вопросу.

1-й защитник нормы. В последнее  десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Создается такое впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый россиянин. На нас хлынула лавина бранных слов. Как сказал великий русский просветитель академик Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего». Язык улицы — брань, матерные слова - теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

1-й противник нормы: Сначала напомним присутствующим, что такое норма, чтобы было ясно, против чего мы протестуем. Норма – это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Почему же все должны выбирать одинаково и сводить языковое разнообразие к унылой правильности? Каждый имеет право на свое мнение. Пусть говорит так, как ему лично нравится (мы все равно поймем друг друга, ведь эти варианты запрограммировал наш родной язык). (Слайд)

Учитель. Итак, позиция противников нормы ясна: они за разнообразие. Может, согласимся?

2-й защитник нормы. Нет, не согласимся.

(Сообщения учащихся, о происхождении слова «брань» и других бранных выражений — см. Приложение 2.)

2-й противник нормы. Выругавшись,  человек расслабился, выплеснул, наболевшее, а значит, близко его успокоение.

3-й защитник нормы. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение  ищите в другом: в работе, в друзьях, в спорт; в музыке.

3-й противник нормы. А почему человек должен искать расслабления  именно в музыке, спорте? У нас свободная страна. И у каждого человека есть право выбора, как ему расслабляться. Какое же расслабление в работе? На работе мы напряжены!

И почему мы должны все время контролировать себя и сдерживаться? Так и до инфаркта не далеко! Ведь это постоянное напряжение! Здоровья не хватит!

4-й защитник нормы  Человек, как часть Космоса, живет такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии. И слово человека — тоже энергия. Эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее — доброй энергией насыщается пространство, и она кому-то помогает. Если слово нецензурное,  грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть соприкоснувшись с этой энергией.

Разновидностью нелитературной речи стал молодежный жаргон — сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг  в основном отличается эмоциональной лексикой. (Слайд)

Никто, кроме современного человека,  не принес в русский язык столько «прекрасного». Вдумайтесь в эти слова: «Прокатить  шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!». Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: «Что смеешься?»— ответит: «Фишку поймал!»,  а мама: «Фильтруй базар!». А нынешний малолетка на любое замечание взрослого ответит: «Батон на уши не кроши». А каким видит человёк?! «Шнобель»  вместо носа, «лупы» вместо глаз, «грабли» вместо рук, а там, где рот, вообще «хлеборезка». Это уже не человек помесь какая-то пугала с роботом. (Слайд)

                                                                 Хлеборезка

Лупы

       Тыква

        Шнобель

 

Грабли

Костыли

        А я, наивна полагала, что тыква растет на огороде. Впрочем те, кто разговаривает на таком языке, явно не думают головой.

 А может быть, лучше так:

Ты помнишь, как из  тьмы былого,

Едва укутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулы6ка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана, 

Покрыты мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

                                                                                                           К  Заболоцкий

4-й противник нормы. Время идет вперед. Старина сейчас уже никого не интересует. Вы часто слышите чтобы кто-то разговаривал стихами? Да такого  человека поднимут на смех, будут показывать на него пальцем, примут за «шизика» или «ботаника».  Он нигде не найдет себе друзей, будет одиноким, а это в итоге приведет к психическим сдвигам, проблемам со здоровьем. И где же радость и здоровье,  о которых вы  так распространялись?

5-й защитник нормы. Нет, не надо постоянно говорить стихами, но есть острая необходимость говорить красивым литературным языком при условии, что вы собираетесь достичь в жизни каких-нибудь успехов. Да, если Ваш жизненный максимум -  профессия дворника или сторожа в провинциальном городке, вам необязательно отлично владеть литературной речью. Но если вы собираетесь возглавить крупную компанию, стать видным  политиком или спортсменом, работать диктором на Центральном телевидении — тогда извольте знать «великий  и могучий» русский язык.  

6-й противник нормы. Некоторые политики тоже употребляют сленг в своей речи. Например, В. В. Жириновский. (Слайд)

6-й защитник нормы В. В. Жириновский—образованный человек с двумя высшими образованиями и научной степенью. Не зная литературного языка, он никогда бы их не получил. Жириновский просто создал себе хулиганский имидж для того, чтобы на него смотрели. Он шоумен. Грамотный человек должен это понимать.

7-й противник нормы. Хорошо, вы нас убедили. Нас не устраивает быть дворниками и сторожами. У нас тоже есть свои жизненные приоритеты. А как быть с теми, кто сквернословит?

7-й защитник нормы  Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть  люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется  кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно противостоять злу.

Эвфемизмы -  нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение:

Можно сказать «пудрить мозги», а можно — «вводить в  заблуждение», вместо «жирный» — «полный», вместо «сдохнуть» — «умереть».

Учитель: У нас гостья. Давайте послушаем ее.

Прихожанка: «Слово – это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Одним творческим Словом Господь создал наш прекрасный мир — Вселенную, Космос. Космос — по-гречески «красота». Слово Творца вызвало к жизни Красоту. И словом  же мы пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить ее. Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. Никакое «гнилое» слово да не  исходит из уст ваших, а только доброе... (Еф. 4,29) — учит апостол. Наши предки, искренне верующие люди давно знали, что злые слова убивают и тех, кто их произносит и тех, кому злые слова адресованы. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же исцеляли больных (Заговоры). Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, так как матерщинная брань - есть формула обращения к бесам.

«Я Господь Бог твой, — говорится в Библии — наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого  рода». Вдумайтесь в эти слова. А вот факты и цифры:

—За 20 последних лет число детей с отставаниями в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз;

— Более 80 % новорожденных больны.

—Лишь каждый десятый выпускник школы практически здоров.

— Ежедневная убыль населения России более 2500 человек.

На эту беду есть много причин. Но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Среди православных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле. Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в своих молитвах тех, кто ругается матом. И в русском Народе издавна матерщинников именовали богохульниками.

Учитель: Вот, что писал еще в начале 20 века русский поэт Н. С. Гумилев:

Слово.

                        В оный день, когда над миром новым

                        Бог склонял лицо свое, тогда

                        Солнце останавливали словом,

                        Словом разрушали города…

                        

                        Но забыли мы, что осиянно

                        Только слово средь земных тревог,

                        И в Евангелии от Иоанна

                        Сказано, что слово это – Бог.

                        Мы ему поставили пределом

                        Скудные пределы естества,

                        И, как пчелы в улье опустелом,

                        Дурно пахнут мертвые слова.

                        

Учитель: Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык  болен. Давайте попробуем определить болезни языка.

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

В результате дискуссии на доске появляются следующие записи: (Слайд)

Таким образом, речь засоряется и огрубляется.

Учитель:   На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?

(Обсуждение в группе). (Слайд)

Учитель:  А сейчас обратимся к одному слову.

Стыд — одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизнённо необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом.

Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов.

— Что такое сквернословие? (Слайд)

— В чём состоит опасность его распространения?

Демонстрация слайдов с социологическим опросом.

Вопросы для социологического опроса:

1. Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (Иногда, редко, часто).

2. Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (Волнует, не волнует, никогда не задумывался над этим).

3. Слышал ли ты от своих родителей нецензурные выражения? (Иногда, никогда, часто)

4. В твоей будущей семье будут ли употреблять «непарламентские» выражения? (Нет, может быть, не знаю).

5. Согласен (согласна) ли ты с утверждением «Когда сквернословит девушка, любовь, надежда, вера покидают мир»? (Да, нет, не знаю)

Учитель:  На этот вопрос отвечают по-разному.  Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение,  другие считают, что это порок, позорящий нацию.

Как считаете вы? Сначала порок, а потом — болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнёсти, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Молчание — самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

        Опасно ли распространение сквернословия? да, оно принимает угрожающие размеры и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше под- сознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

У того, кто сквернословит, есть два пути первый — зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить  программу самоуничтожения; и второй путь — духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора — по какому пути идти.

Защитники нормы. Что для этого нужно?

—  Не писать слова ненормированной лексики.

—  Не печатать (с печатным словом трудно бороться).

—  Не даст ничего замена ругательств  начальными буквами.

— Не надо заменять сквернословие  словами: «елки-палки», «японский городовой», «блин».  Культурные  ругательства не лучше и не чище обычных

Учитель. Как беречь чистоту речи пока вы учитесь? Общепринятых рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.

—  Не говорите плохих слов сами.

—  Не копируйте других.

— Не говорите, как все; не старайтесь 6ыть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

— Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

— Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?

— Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?

— Как эту проблему будете решать для себя?

Добрые слова

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова-дела важны?

Дела делами, слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они Другим необходимы!                               М. Лисянский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации социального проекта «Слово – энергетическое оружие»

Целями и задачами проекта являлось воспитание культуры речевого поведения среди подрастающего поколения и создание положительной энергетики между учащимися в техникуме. Материал содержит план проведен...

Презентация ко внеклассному мероприятию в 7 - 9 классах "Слово - энергетическое оружие"

Слайды презентации к дискуссии "Слово - энергетическое оружие. Предложенная дискуссия может быть заключительным этапом работы по реализации проекта "Слово - энергетическое оружие"...

Урок-дискуссия "Слово - энергетическое оружие

:Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным пр...

Изучение характеристик энергетических установок.Оперативный учет работы энергетических установок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ МАЛЫХ ГРУППпо дисциплине Основы электротехники...