СПП с придаточными сравнительными.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Содержательная цель урока: расширение понятия «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными.
Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pridatochnyesravneniya_pridat._sravneniya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Ершова С.А. Предмет: русский язык Класс: 9 класс Учебник: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение». Тема урока: СПП с придаточными сравнительными. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Содержательная цель урока: расширение понятия «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными. Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.
Ход урока. 1.Мотивация к учебной деятельности (7 мин)
Задание 1: Определите выразительные средства (Выпишите сравнительные обороты со словами, от которых задаём вопрос)
-Что обозначают?
-Чем являются в предложении?
-При помощи чего присоединяются?
-На какие вопросы отвечают?
Один ученик работает у доски:
1)Перстами лёгкими (насколько? в какой степени?), как сон, моих зениц коснулся он. 2)Внизу сновали быстро (насколько? как?), будто муравьи, люди. 3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались (как?) на экстренный совет. 4) Густой (насколько? в какой степени?) туман, точно вата, лежал по всему лесу.
-Замените устаревшие слова «перстами», «зеница» синонимами.
-Назовите слова с чередованием гласной в корне (коснулся, собирались).
Задание индивидуальное (у доски 2 человека): подчеркнуть грамматические основы, найти главное и придаточное в СПП, определить тип придаточного (предложения записаны заранее):
- Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Ленивый гром потягивался за горизонтом так, (подобно чему?) как будто заспанный силач распрямлял плечи.
- Обстрел прекратился, как только несколько мин взорвалось за рвом. Квартиры Пушкина, Чехова обладают необъяснимой силой воздействия, как будто дух хозяина продолжает жить в них.
Формулируем и записываем тему урока, ставим цели урока.
2.Актуализация и пробное учебное действие (6 мин). Задание: работа с таблицей учебника (стр.58).
- С какими придаточными можно спутать (см. средства связи)?
Сравнительный оборот | Придаточное сравнительное |
Как? Насколько? В какой степени? | Как? Подобно чему? В сравнении с чем? |
Является обстоятельством. (Оставим место для записи!) | Имеет грамматическую основу. |
Относится к прилагательному, наречию, глаголу. | Относится ко всему главному предложению. |
3.Первичное закрепление с проговариванием (7+7).
- Работа у доски (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.:
- Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к хорошей музыке.
- Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
- Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звездами.
- Что ты тих, как день ненастный?
- И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый
- Работа в парах с упр.171(1-4,7) Задание:
- 1 вариант – выписать СПП с придат. сравнит.;
- 2 вариант – простые предложения со сравнит. оборотами.
- 1 ученик у доски (5,6,9): грамматические основы и сравнит. обороты подчеркнуть. Проверка.
4.Физминутка.
5.Сам. работа с упр.168 (1-3) (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.
Возвращаемся к таблице (см.п.2), делаем запись в первой колонке:
«Являются также частью сказуемого»
Для 2 сильных: упр. 169- у доски.
6.Работа с текстом (устная) (см. приложение): найдите сравнения, определите стиль текста.
7.Рефлексия (2 мин).
Дом. задание: упр. 170 или 173 с творческим заданием (оценка за последнее - в журнал)
Приложение.
– |
(17)Я начинаю понимать,
– |
сказал Маленький принц.
– |
(18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится,
– |
продолжал Лис.
– |
(19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
– |
(24)Пожалуйста, приручи меня!
– |
(25)Я бы рад,
– |
отвечал Маленький принц,
– |
но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
– |
(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь,
– |
сказал Лис.
– |
(28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– |
(32)А что для этого надо делать?
– |
спросил Маленький принц.
– |
(33)Надо запастись терпением,
– |
ответил Лис.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)
Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения...
Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
Урок-путешествие по стране "Придаточные предложения"....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
План-конспект урока «СПП с придаточными сравнительными»
Урок по изучению сложного предложения - «СПП с придаточными сравнительными»....
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
Урок по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными"Цель урока:- сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выраже...
СПП с придаточными сравнительными
Разработка урока "ССП с придаточными сравнительными"....
Урок русского языка в 9 классе. сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными
Урок с применением технологии уровневой дифференциации...