Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности
презентация к уроку по русскому языку по теме

Рубцова Анна Даниловна

В данной презентации представлены рекомендации  по применению этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimologicheskiy_analiz.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение « Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности Учитель русского языка и литературы Рубцова Анна Даниловна ( anastasiya-rubcova@bk.ru ) п . Усть-Баргузин 2012 год

Слайд 2

Актуальность Проблемы современных школьников:

Слайд 3

Плюсы применения этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями Опора на исторический состав слова, происхождение слова. Осмысленное запоминание. Сокращение количества слов с непроверяемыми написаниями. Расширение словарного запаса. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Слайд 4

Условия использования этимологического анализа в школе 1. Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. 2.Упрощение этимологического анализа. 3. Отбор лексики для этимологического анализа. 4. Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом

Слайд 5

Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Б е реза – б е лый м а лина – м а лый к а р а ндаш – кара – «черный», даш – «камень»

Слайд 6

Упрощение этимологического анализа. Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Трамвай (от франц. t ram – вагон) Парад ( от лат. p aro –готовлю)

Слайд 7

Отбор лексики для этимологического анализа При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. КОРАБЛЬ (из греч. karabos - "корабль ") КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (лат . Conium – «толстая кожа, шкура » САЛЬНЫЙ в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный».

Слайд 8

Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом Столичный ? Стол Морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем , то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым , иногда весьма отдалённым. Н.М . Шанский

Слайд 9

Система упражнений с применением этимологического анализа 1. Введение на уроках элементов этимологического анализа. Например: телефон, телевизор, телеграмма, телеграф 2.Знакомство со словами с прозрачной, а затем с затемненной этимологией. Например: медведь, солдат 3. Нахождение проверочного слова в этимологической справке. Например: приоритет – приор (первый) 4. Подбор родственных слов (на исторической и современной основе). Например: Корабль - корабельный, кораблик Корабль – корыто, короб, кора 5. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков ( рассказы, кроссворды, проблемные вопросы, логические игры, э тимологические упражнения)

Слайд 10

КОЛЕСО Круг со спицами или сплошной, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение средств передвижения.

Слайд 11

Можно ли проверить непроверяемое слово? Произошло от др.русского КОЛО – круг К о лесо – к о ло Коляска , колесница Кольцо, кольчуга Около, околыш, околица, окольный, околоток Колобок Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО, что означает «круг».

Слайд 12

Составление текстов с изученными словами Надень кольчугу, садись в коляску и поезжай по этой колее в Коломну, а не колеси около околицы, иначе тебя заберет околоточный с красным околышем на фуражке.

Слайд 13

Являются ли родственниками слова КОЛЕСО и КОЛЕЯ? Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…

Слайд 14

Выбрать правильный вариант морфемного разбора О –коль – н – ый Околь –н - ый

Слайд 15

Верно ли, что КОЛЕСО и КАЛАЧ родственники ? Верно ли, околыш и колышек родственники? Почему так названы ? Кольчуга, кольцо, околоток, Коломна Что связывает слова? Колобок - колбаса «Третье лишнее» Колесо, колосок, околыш Этимологические упражнения

Слайд 16

Творческие задания: а ) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова. б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде.

Слайд 17

Полезные рекомендации 1 . Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5–6 . 2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учеников не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения). В вышеприведенном этимологическом гнезде все слова объединяет общая сема «круг, круглый». 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов. Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.

Слайд 18

ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро . Сергей Островский

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....