Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности
презентация к уроку по русскому языку по теме
В данной презентации представлены рекомендации по применению этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologicheskiy_analiz.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Проблемы современных школьников:
Плюсы применения этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями Опора на исторический состав слова, происхождение слова. Осмысленное запоминание. Сокращение количества слов с непроверяемыми написаниями. Расширение словарного запаса. Развитие устной и письменной речи учащихся.
Условия использования этимологического анализа в школе 1. Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. 2.Упрощение этимологического анализа. 3. Отбор лексики для этимологического анализа. 4. Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом
Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Б е реза – б е лый м а лина – м а лый к а р а ндаш – кара – «черный», даш – «камень»
Упрощение этимологического анализа. Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Трамвай (от франц. t ram – вагон) Парад ( от лат. p aro –готовлю)
Отбор лексики для этимологического анализа При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. КОРАБЛЬ (из греч. karabos - "корабль ") КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (лат . Conium – «толстая кожа, шкура » САЛЬНЫЙ в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный».
Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом Столичный ? Стол Морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем , то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым , иногда весьма отдалённым. Н.М . Шанский
Система упражнений с применением этимологического анализа 1. Введение на уроках элементов этимологического анализа. Например: телефон, телевизор, телеграмма, телеграф 2.Знакомство со словами с прозрачной, а затем с затемненной этимологией. Например: медведь, солдат 3. Нахождение проверочного слова в этимологической справке. Например: приоритет – приор (первый) 4. Подбор родственных слов (на исторической и современной основе). Например: Корабль - корабельный, кораблик Корабль – корыто, короб, кора 5. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков ( рассказы, кроссворды, проблемные вопросы, логические игры, э тимологические упражнения)
КОЛЕСО Круг со спицами или сплошной, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение средств передвижения.
Можно ли проверить непроверяемое слово? Произошло от др.русского КОЛО – круг К о лесо – к о ло Коляска , колесница Кольцо, кольчуга Около, околыш, околица, окольный, околоток Колобок Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО, что означает «круг».
Составление текстов с изученными словами Надень кольчугу, садись в коляску и поезжай по этой колее в Коломну, а не колеси около околицы, иначе тебя заберет околоточный с красным околышем на фуражке.
Являются ли родственниками слова КОЛЕСО и КОЛЕЯ? Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…
Выбрать правильный вариант морфемного разбора О –коль – н – ый Околь –н - ый
Верно ли, что КОЛЕСО и КАЛАЧ родственники ? Верно ли, околыш и колышек родственники? Почему так названы ? Кольчуга, кольцо, околоток, Коломна Что связывает слова? Колобок - колбаса «Третье лишнее» Колесо, колосок, околыш Этимологические упражнения
Творческие задания: а ) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова. б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде.
Полезные рекомендации 1 . Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5–6 . 2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учеников не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения). В вышеприведенном этимологическом гнезде все слова объединяет общая сема «круг, круглый». 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов. Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.
ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро . Сергей Островский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности
В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)
Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....