Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что? Где? Кода?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Интересная командная игра по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку .
«За культуру речи!».
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Разработала и провела Кожемяко Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №546
Красносельского района г.Санкт_- Петербурга.
Цели:
1.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову, культуру речи и поведения.
2.Развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Развивать правильное произношение , употребление слов в речи; творческие способности учащихся , смекалку, сообразительность.
3.Прививать любовь к русскому языку
Оборудование: плакаты, высказывания о русском языке известных людей, черный ящик, вопросы в конвертах, видео вопросы, выставка книг, гонг, песочные часы , символ игры- сова, грамоты, сувениры.
Эпиграф к игре
« Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
К.Г.Паустовский
Ход мероприятия.
1.Ведущий:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев
2.Ведущий:
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.
1.Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости, ребята!
Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек
осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для
всего на ней живущего.
2.Ведущий:
Человек рождается ,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная
его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-
троен язык , из чего состоит и как функционирует. Если же человека
этому не учить , в его осмыслении, понимании культуры вообще, и
своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.
1.Ведущий: Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи!
Культура речи в огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?
2.Ведущий:
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,
Подумай- не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
1.Ведущий:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит добрый день!
Когда же нас бранят за шалости,
Произнеси- прости, пожалуйста!
В России, во Франции и в Дании
При расставанье скажут- до свидания!
Но увидимся с вами опять,
Чтобы здравствуйте! Снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Надо вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга станет легче понять.
2.Ведущий:
Сашина каша.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши-
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно-
Как люди говорят,-
Но Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится : «До знания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь!»
Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает, и целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Предоставляем вашему вниманию сценку
Сценка. Несуразные вещи. ( два ученика)
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные?! Почему они несуразные?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные !
Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
-Отстань.
- Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?
- Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты ,шутник. Я сказал: «Ему же
Надо будет. Понадобится значит.
-Вот оно что…
- А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-
рую он давно искал.
-Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая, зелёная такая…
- То есть как?
- Зелёного цвета.
- Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая ,которую Миша давно ищет
Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.
- Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-
сована,да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка
нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?
Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А, ну тебя…
- Да ,стой, стой!
- Ну что ещё?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
1.Ведущий: Ребята , а с вами происходили такие смешные нелепые ситуации?
Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному языку.
Спасибо!
Ребята, предлагаю проверить свои знания в русском языке и стать дорогим гостем в нашем интеллектуальном клубе
« Что? Где? Когда?»
1.Ведущий: Конкурс-разминка «Синонимы»
( Для этого конкурса я подобрала слова, которые вы употребляете в школе, так называемый молодежный сленг. Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами - синонимами)
Прикинь- представь
Ништяк- хорошо, здорово
Хавчик- еда
Супер, клево- прекрасно, великолепно
Дай слизать домашку- дай списать домашнюю работу
Базар- разговор
Прикид - одежда
2.Ведущий: Молодцы! Поразительное знание жаргонизмов.
Конкурс –разминка «Орфография»
Всем знатокам предлагаются карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы, карточки, на которых не будет ошибок оцениваются в 1 балл, баллы суммируются и направляются команде.
1.Участвовать
2.Сверстник
3.Вокзал
4.Шоссе
5.Интерьер
6.Парашют
7.Терраса
8.Аромат
9.Батарея
10.Магнитофон
А теперь, пожалуйста, познакомьтесь с правилами игры.
Правила игры:
Команды должны выбрать капитана. Капитан отвечает за дисциплину в команде, вытягивает вопросы, назначает того, кто будет отвечать на вопрос.
Минута на обсуждения кандидатуры капитана команды.
Далее:
На игровом столе 10 конвертов.
На обдумывание вопроса только одна минута. В зале работают песочные и электронные часы.
Каждый вопрос подходит и выбирает капитан команды
За полный ответ- 3 балла
За неполный правильный ответ- 1 балл
За дополнение- 1 балл
Среди конвертов есть музыкальная пауза.
Игра со зрителями.
Блиц- в этом конверте 4 вопроса , на которые должен отвечать один игрок, в течение одной минуты, без помощи команды.
От вопроса Блиц команда может отказаться.
За ответ на вопрос Блиц команда получает 4 балла.
На электронном стенде мои помощники будут фиксировать правильные ответы и набранные баллы каждой команды
Итак , мы начинаем игру!
Представляю команды и капитанов команд;
Команда №1: капитан- Логвинов Иван
Усманова Амина
Михайлова Лиза
Подвязкина Катя
Тимошенко Кирилл
Корепанов Антон
Меликян Рома
Галактионов Даниил
Команда№2: капитан –Щербакова Екатерина
Лизякина Анастасия
Митилино Даниил
Исаева Диана
Павлова Василиса
Бондарева Злата
Крестьянников Марк
Ашуров Рустам
Команда №3: капитан-Горчакова Кристина
Котвицкая Карина
Швецова Наталья
Туриков Даниил
Зелинская Ульяна
Соколов Данил
Башакова Катя
Фомин Георгий
1 Раунд.
Вопрос№1
В грамматической сказке А.И.Максакова и Г.А.Тумановой « Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что слон и волк могут загадать по одному желанию, заяц –два, а мартышка-три. Возможно , вы читали эту сказку, но все-таки ответьте: сколько желаний могли загадать носорог, еж, сова?
Ответ:
Волшебник разрешает каждому зверю загадать столько желаний, сколько слогов в его имени: например, волк-один слог, значит одно желание; мар-ты-шка- 3 слога, значит, 3 желания. В слове но-со-рог-3 слога, в слове еж-1 слог, а в слове со-ва- 2
У вас минута! Время пошло.
(переворачиваю песочные часы и ставлю на таймер электронные)
Счет: 1-0-0
Вопрос№2
Герой детской повести Анатолия Алексина « Очень страшная история» писал любовные стихи и посвящал их прекрасным дамам. Первое его стихотворение было посвящено А.Я, второе-Б.Ю.
Кому было посвящено третье?
Ответ:
Герой повести Анатолия Алексина сочинял не только стихи, но и инициалы прекрасных дам. Инициалы первой- первая буква алфавита и последняя, второй- вторая от начала и вторая от конца. Следуя этой логике, третье стихотворение посвящено В.Э.
Счет: 1-0-1
Вопрос №3
На вывеске одного петербургского магазина нарисованы три кошачьи фигурки написана одна буква. Какая это буква?
Ответ:
Это магазин три кота ж! Буква Ж.
Счет : 2-0-1
Музыкальная пауза! ( около 10 минут)
Звучит отрывок П.И.Чайковский . Времена года.Осень.
/В это время команды общаются и даже пьют чай с шоколадными конфетами/
Вопрос№4
Что по смыслу лишнее и почему?
1.Открыть дверь
2.Открыть заслонку
3.Открыть калитку
4.Открыть квартиру
5 Открыть форточку
Ответ:
Дверь, заслонка, калитка и форточка- это предметы с помощью которых мы перекрываем какой-то проем. Поэтому открыть их- значит переместить, открыв этот проем. Квартира же не перекрывает никакого проема.
Счет : 2-1-1.
Вопрос №5
Что нельзя закатить?
1.Телегу
2.Мяч
3.Рукава
4.Глаза
5.Скандал
Ответ:
Можно закатить телегу в сарай, закатить мяч в ворота, закатить глаза и закатить скандал. А вот рукава закатить нельзя: их можно только закатать.
Счет: 2-2-1
Вопрос№6
В каком из этих слов нет приставки?
1.Смолоть
2.Смолить
3.Сморочить
4.Сморозить
Ответ:
Начальное С в слове смолить не является приставкой
Счет: 3-2-1
Вопрос №
Каким не может быть год?
1.Грядущим
2,Наступающим
3,текущим
4,Уходящим
5.Провожающим
Ответ : Все слова , кроме провожающий.
Провожающими старый од бывают люди.
Счет:3-2-2
Вопрос№8
Какое из слов: золотой, серебряный, медный, стеклянный- не может быть нарицательным существительным?
Ответ : Золотой. Золотая монета.
Счет :3-3-2
Вопрос№9:
Внимание сценка
( выходят артисты наряженные бабушкой и внуком)
Бабушка готовит обед, а внук пристает к ней с разными вопросами и просьбами:
- Баб, а сколько будет дважды два?
- четыре.
- Бабушка, а ты любишь смотреть футбол?
- Нет!
Бабушка, а ты чем занимаешься?
- Что ты, внучек, пристал ко мне , как……?
Внимание вопрос:
Скажите что не могла ответить бабушка? Найдите то, что не подходит для такого сравнения:
1.Банный лист
2.Сонная муха
3.Репей
4.Собачонка
5.Липучка.
Ответ:
Сонная муха. Сонная муха еле ползает и не пристает.
Счет: 3-4-2
Вопрос№10 – Блиц
- Какую часть слова можно найти в земле? ( корень)
- В каком слове сорок гласных? (сорока)
- В каком слове 7 гласных Я(семья)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед( соль)
Счет: 3-4-3
И последнее испытание командам.
Черный ящик в студию
Капитаны команд ,прошу полной тишины. За нарушение дисциплины снимают один балл.
В этом ящике лежит то, что поддерживало И.С.Тургенева во дни тягостных раздумий о судьбе своей Родины…..
Что в черном ящике?
Слушаем легенду
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил это , приготовил из него три блюда. Ксанф спросил , почему Эзоп подает это.
Эзоп ответил:» Ты велел купит самое лучшее. А что может быть на свете лучше этого! При помощи этого мы изучаем науки и получаем знания, при помощи этого люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать , мириться, давать , получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше этого» Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и готстям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобре к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать это. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил « Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже этого?? Посредством этого люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны, это может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, это может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать , оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже этого?»
Что в черном ящике?
Правильно ЯЗЫК!
Счет:4-5-4!
Молодцы, ребята! Вы достойно справились со всеми вопросами!
Запомните эту легенду , и пусть ваш язык приносит вам только радость и счастье!
А теперь награждение команд!(Идет церемония награждения)
1.Ведущий: Язык свободный, мудрый и простой.
Нам поколения в наследство подарили:
2.Ведущий: Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
1.Ведущий: Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Оба: Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие" Русский лес"
Ежегодно в школе проводится праздник - День леса....
Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...
Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...
Внеклассное мероприятие «Русская воинская доблесть»
Внеклассное мероприятие «Русская воинская доблесть»...
Внеклассное мероприятие "Русский солдат умом и силой богат"
Это мероприятие можно провести в рамках месячника оборонно-спортивной работы, посвященного Дню Защитников Отечества....
Открытое внеклассное мероприятие "Русский язык +".
Открытое занятие кружка в национальной школе помогли провести Г. Остер и "Методическая копилка" И.Агеевой. Если не боитесь хулиганить, можно провести в 5-6 классах русской школы....
Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь"
Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь" представляет собой мини-путешествие в мир словарей русского языка. Направлено на развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся....