Причастие. Повторительно-обобщающий урок.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
7 класс. Причастие. Повторительно-обобщающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie._povtoritelno-obobshchayushchiy_urok.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Русский язык
Тема: Причастие. Повторительно-обобщающий урок.
Цель урока:
- повторение и систематизация теоретических понятий и практических навыков по теме.
Задачи:
- Познавательные: проверка сформированности умений: видеть причастия в тексте, определять грамматические категории причастия, правильно ставить знаки препинания при причастии и причастном обороте, уметь использовать причастия в речи.
- Развивающие: развитие и обогащение речи учащихся.
- Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса и любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
- карточки,
- тесты на партах
- тексты на партах
- алгоритмы
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Объявление темы и цели урока.
- Сегодня заключительный урок по теме "Причастие". И так как основной теоретический материал мы с вами уже проверили на предыдущем уроке, то на сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили.
3. Работа по теме урока. Обобщение.
Задание 1.
1. Вашему вниманию представлен текст.
Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
2. Анализ текста.
1. Можно ли данное сообщение назвать текстом?
Ответ:(это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)
2.Какова тема данного текста?
Ответ:(в тексте говорится о творчестве Ивана Ивановича Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).
3.Над какими вопросами рассуждает автор текста?
Ответ: (природа родного края)
4.Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)
5.Определите тип текста и его стиль. (Это текст - повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).
3. Краткое сообщение учителя о Шишкине. Показ картин художника.
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
4. Работа с причастиями.
Найдите в тексте причастия и запишите их.
От каких глаголов образовались данные причастия.
Укажите вид, время, тип причастия.( Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их..)
Какая морфема помогла вам в характеристике причастий? (суффикс)
Заполните таблицу "Суффиксы причастий"
Глагол | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
наст. время | прош. время | наст. время | прош. время | |
(переходный несов. вида) читать | читающий | читавший | читаемый | |
(переходный сов. вида) решить | ---- | решивший | ---- | |
(непереходный несов. вида) дремать | дремлющий | дремавший | --- | |
(непереходный сов. вида) задремать | ---- | задремавший | --- | |
Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа.
Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?
Объясните постановку запятых в предложениях текста.
5.Стилистическая роль причастий.
Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий.
Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?
Ответы учащихся:
Для разговорного стиля употребление причастий и причастных оборотов нехарактерно. Причастный оборот относится к книжным стилям. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.
Ответ учащихся:
Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.
6. Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картины И.И.Шишкина.
У каждого из вас свое творческое задание.
Задание дано на карточке.
Прочтите его и выполните.
Задания:
1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом;
2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом;
3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож);
4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)".
Карточка № 1
- Прочитайте текст.
- Можно ли данное сообщение назвать текстом?
- Какова тема данного текста?
- Над какими вопросами рассуждает автор текста?
- Определите основную мысль текста.
- Определите тип текста и его стиль.
Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с елабужским краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
- Найдите в тексте причастия и запишите их.
_________________________________________________________________
- От каких глаголов образовались данные причастия.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажите морфемы, которые помогли вам в характеристике причастий?
_________________________________________________________________
- Заполните таблицу.
Глагол | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
наст. время | прош. время | наст. время | прош. время | |
(переходный несов. вида) читать | читающий | читавший | читаемый | |
- Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа.
- Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните постановку запятых в предложениях текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Задания:
1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)":
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 А
- Прочитай текст.
- Дополни предложения подходящими по смыслу причастиями, указывая их признаки.
- Спиши текст.
Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, _________________в своих картинах красоту природы. Гениального художника, __________________ преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
Творчество художника, глубоко и преданно ______________ русскую природу, было связано с елабужским краем. Замечательные пейзажи, _______________________ елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок:
Изобразивший (изобразить) - описать в художественном образе
Рисовавшего (рисовать) - что, изображать чертами подобие чего, на бумаге, на стене
Любившего (любить) - чувствовать любовь, сильную к кому привязанность
Запечатлевшие (запечатлеть) – зафиксировать.
Слова для справок:
Пейзажист – 1. Живописец, специализирующийся в области пейзажа. 2. Писатель, описывающий природу.
Современник – 1. Лицо, живущее с кем-нибудь в одно время.
Художник – 1. Человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством
Елабужских – Елабуга - одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей.
Окрестность – 1. Местность, прилегающая к чему-либо.
Для разговорного стиля употребление причастий и причастных оборотов нехарактерно. Причастный оборот относится к книжным стилям. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.
Ответ учащихся:
Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.
Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."
Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...
Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс
Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»
урок в форме соревнования...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...