Конспект урока в 6 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

тему урока: Родительный падеж имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx27.1 КБ
Файл roditelnyy_padezh_-_kopiya.pptx72.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема. Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Учитель Н.В.Кенне

        2013г.

Цель. Закрепить практические навыки в правописании окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Задачи урока:

учить  ставить вопросы падежей к именам существительным, находить трудные орфограммы, объяснять правописание;

 корригировать и развивать устную и письменную речь учащихся; логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; формировать вербальную память на основе упражнений на запоминание; развивать эмоционально-волевую сферу: стремление работать лучше, познание радости труда, грусти, удивления.          

Воспитывать интерес к учебной деятельности и её результатам.

Оборудование: компьютер, рисунки детей, карточки, таблицы, запись релаксационной мелодии, аудиозапись песни «Люблю Россию я…».

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Форма: классная, групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: учащиеся должны нарисовать рисунок на тему: «Уголок моей родной земли».

Ход урока.

I. Орг.момент.

Учитель. Какой сегодня день? Как изменилась погода? Какая часть речи помогла нам описать сегодняшний день?

( ответы  учащихся: добрый, осенний, ноябрьский, радостный, грустный, чудесный, праздничный).

II. Запись в тетради (число, день).

        II.а) Упражнение на внимание.

Задание. Запомни порядок слов.

Дерево

Мороз

Шишка

Учитель

Встреча

Родитель

Задание. Устная работа с данными словами. Нахождение трудных орфограмм, объяснение правописания.

IV.Задание на экране компьютера (Слайд 1):

1) поставьте существительные во множественное число;

 2) поставьте данные слова в родительном падеже.

V. (Слайд 2) На экране тема урока.

Родительный падеж имён существительных множественного человека.

Учитель. Назовите окончания существительных родительного падежа.

Деревьев

Морозов

Шишек

Учителей

Встреч

Родителей

VI. Работа со слайдами

1)Поставьте существительные во множественное число (Слайд 3).

Тучи

Дачи

Груши

Лыжи

2)Поставьте существительные в родительном падеже (Слайд 4).

Туч

Дач

Груш

Лыж

(Слайд 5) Запомни!

У существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих Ж,Ш, Ч, Щ на конце Ь не пишется.

VII. Работа с таблицами. (задание в парах).

Задание. Поставить имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Из низких (тучи) падают редкие снежинки.

По краям (лужи) блестит ледок.

Нет больше радостных (встречи) с певчими птицами.

Из лесов, (рощи), болот улетели пернатые  друзья.

Учитель. Какое предложение прозвучало с грустинкой?

Почему? (Ответы детей).  Записываем предложение на доске и в тетради.

Нет больше радостных встреч с певчими птицами.

VIII. Физкультминутка.

Дети выходят к доске под  релаксационную мелодию с рисунками и читают тексты, подобранные к ним.

Выступления учащихся.

Поздняя осень. Грачи улетели.  Лес обнажился.  Поля и огороды опустели.

Унылая пора! Очей очарованья.

Приятна мне твоя прощальная пора.

Солнце ярко светит. Всё вокруг цветёт. На душе тепло и радостно.

Вот север тучи нагоняя

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Снег кружится, летает, летает.

Мой дом красивый крепко обнимает.

И теплом своим всех нас в доме согревает.

Здравствуй, зимушка – зима!

Много радостных нам дней припасла!

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на деревья, луга и поля.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Учитель. Назовите слова, которые могли бы объединить все рисунки?

Ответы детей (Родина. Россия. Родной край. Отечество. Милая родина).

(Звучит песня «Люблю Россию я…)(Слайд 6.)

Учитель. Прослушайте песню «Люблю Россию я…» (Слова первого куплета на экране).

С осенних листьев грусть струится.

Дождинки падают с берёз.

А мне не спится. Мне не спится.

Люблю Россию я до слёз!

Учитель. Какие чувства у вас возникли от этих слов и мелодии?

Ответы учащихся:

1 ученик. Мне понравились и слова, и мелодия. Очень красивая песня)

2 ученик. Услышав звон колоколов, мне стало радостно на душе.

3 ученик. После таких слов мне захотелось домой, к маме.

4 ученик. Мой дом мне стал ближе и дороже.

5 ученик. Мне стало тепло от такой нежности и доброты.

Учитель. Я счастлива и горда, что живу в стране, имя которой - Россия.

Звон колоколов светло торжественно листает историю родной земли.

Мы благодарны нашим предкам, подарившим нам родину. Мудрость их нам помогает сейчас жить и работать.

Учитель. В тексте найдите имена существительные  множественного числа в родительном падеже.

(с листьев, с берёз, до слёз)

Учитель. Напишите в тетради три предложения из песни.

Укажите падеж имён существительных  множественного числа.

 Подчеркните  предлоги родительного падежа.

X. Работа с учебником.    

Упражнение  №179.

Учитель. Назовите слова с Ь знаком на конце. Назовите слова, где Ь не пишется. Объясните почему.

Задание на дом: упражнение №179 -1 группа,

                             упражнение №179(1 абзац) – 2 группа.

                                   

XI. Учитель. Что мы сегодня делали на уроке?

 (Ответы учащихся)

Мы упражнялись в правописании окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Учитель. Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Ответ. Существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончания  -ов - ев,- ей.

Пример: листьев, морозов.

Некоторые существительные окончания не имеют.

Например: до слёз, с берёз.

Учитель. Что надо запомнить?

Ответ. У существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ на конце Ь не пишется.

Например: у задач, из передач, от встреч.

XI. Выставление оценок.

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Самоанализ урока русского языка в 6 классе.

Тема. Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Учитель Н.В.Кенне

        2013г.

Цель: упражняться в правописании падежных окончаний имён существительных.

Задачи урока:        

 1) правильно ставить вопросы падежей к именам существительным, находить трудные орфограммы, объяснять правописание;

2) корригировать и развивать устную и письменную речь учащихся: логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; вербальную память на основе упражнений на запоминание; развитие эмоционально-волевой сферы: стремление работать лучше, познание радости труда, удивление, иногда грусти.

Оборудование: записи на доске, карточки, слайды, таблицы,  рисунки детей.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Форма: классная, групповая, индивидуальная.

Урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

II

На уроке формировались и закреплялись  знания, умения и навыки в постановке вопросов к существительным, определяли число имени существительного, объясняли правописание трудных орфограмм. На протяжении всего урока требовала и добивалась полных ответов. Описывая свои рисунки учащиеся высказывали свои чувства и мысли, не забывая самую красивую часть речи.

Осень( какая?)

Пора ( какая?)

Уголок( какой?)

Называли предложения, которые вызывали чувства грусти, радости.

III

Считаю целесообразным  данный тип урок (комбинированный).

На уроке решались несколько дидактических задач

(объяснить, закрепить, уточнить).

Во время организационного момента психологически настраиваю детей на работу, провожу вводные упражнения на развитие психических функций (долговременной памяти, произвольного внимания, орфографической зоркости, логического мышления путём анализа и сравнения, пространственных представлений). Учащиеся сделали обобщение, используя  алгоритм.

Назови часть речи.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Общедидактические принципы  коррекционно- развивающего обучения реализовывались на протяжении всего урока. Принцип направленности обучения осуществлялся через комплексное решение задач урока. Учащиеся уясняли, что падеж имён  существительных определяем по вопросу , имена существительные множественного числа не имеют склонения, у существительных множественного числа в родительном падеже после шипящих звуков ( Ж, Ш, Щ, Ч) не пишется Ь, называли раннее изученные грамматические признаки имён существительных.Соблюдались принципы систематичности и последовательности обучения(задания предлагались  от простого  к  сложному).

   Познавательная деятельность носила поисковый  характер, проводилась индивидуальная и дифференцированная форма обучения, задания подбирались с учётом индивидуальных возможностей. Реализуя принцип динамичности восприятия, задания давала по степени трудности.

      При выполнении вводных упражнений на развитие памяти и внимании применялся принцип развития и коррекции высших психических функций  (задание с опорой на несколько анализаторов: память, внимание, логическое мышление)

IV

Методы обучения соответствовали задачам урока. Применение слайдов, карточек, рисунков детей, проблемные задания обеспечивали творческий характер познавательной деятельности.

V

Итоги работы проводились на каждом этапе урока. Подбирала такие слова, чтобы у ребят возникла положительная установка на дальнейшее  учение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Родительный падеж имён существительных множественного числа »

Слайд 2

Поставьте слова во множественном числе

Слайд 3

Туча Дача Груша Лыжа

Слайд 4

Туч Дач Груш Лыж

Слайд 5

Запомни! У существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих ж, ш, ч, щ На конце ь не пишется.

Слайд 6

Товарищ, грач, из задач, вещь, ночь, из передач, камыш, с крыш

Слайд 7

Из всех …. по математике девочка выбрала самые трудные. … с летели веточки берёз и листья рябин. Из детских … мы узнали много интересного о нашем Липецком крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....