Урок русского языка в 7 классе "Как работает имя существительное в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Чижик Елена Викторовна

Урок объяснение нового материала.
Урок построен с использованием  элементов технологии  дифференцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться  в очень короткий отрезок времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как работает имя существительное в тексте.»

Цели (для учителя):

1. Обучающие – закрепить знания учащихся о роли существительного в          

                             художественной речи, в речевом высказывании.

2. Развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитательные – формирование эмоциональную культуру учащихся и  

                                     целостное отношения к искусству через выразительное

                                     чтение стихов.

Цели (для учащихся):

Знать – знать выразительные средства языка, в основе которых лежат

              существительные.

Уметь – определять роль имен существительных в тексте.

Тип урока: объяснение нового материала.

Техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Подготовка к восприятию

 

- Совсем недавно за окном мы наблюдали первый снег,  и я помню чувства радости, которые вас переполняли. И чтобы наполнить их, я предлагаю вам отрывок из стихотворения Валерия Брюсова  (русский поэт) «Первый снег». (слайд № 1)

     Серебро, огни и блестки, -

     Целый мир из серебра!        

     В жемчугах горят березки,                    читает учитель

     Чёрно – белые вчера.

- К какой теме обращается автор в данном тексте («Первый снег»)

- Как автор относится к изображаемому?

 Каким настроением проникнуты строки? (восхищается первым снегом)

- Слова какой части речи использует автор, чтобы изобразить мир    

 природы, выразить восхищение? (существительное)

- Мы знаем, что существительное обозначает предмет. Прочитать  

стихотворение еще раз про себя и скажите: можно ли считать, что мир,  

изображает автор, находится в состоянии покоя? (это стихотворение

полно движения: сверкает, искрит, горит, переливается)

- Как же удалось автору, используя преимущественно существительное,

показать состояние природы, передать и движение и настроение?

Наверно в использовании существительных в текстах есть какие-то

особенности, которые нам нужно знать?

Вот мы и приблизились к теме нашего урока. Попробуйте её

сформулировать. (имя существительное в тексте)  слайд № 2

-Как вы думаете какова цель нашего урока? (дети формулирует цели,

открываем на доске)

- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему

урока.

  1. Актуализация знаний  (слайд № 3)

- Перед вами «Орфографический минимум». Прочитайте про себя записанные слова.

Назовите тропы.

(Эпитет, метафора, риторическое восклицание, лексический повтор, уменьшительно-ласкательный суффикс, олицетворение, ряды односторонних членов, сравнение).

- Игра «Узнай – ка» (два ученика по пять тропов, класс угадывает. Сравнение последнее.)

- А вот о сравнении мы поговорим на этом уроке подробнее, так как в основе этого тропа лежит имя существительное, а целью нашего урока уметь определять роль существительного в тексте.

3. Анализ текста   (слайд № 4)

- Вспомните стих А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

- Найдите тропы, в которых используются существительные. (олицетворение – буря, как живое существо; сравнение – изменчивый характер бури)

 - Объясните постановку запятых в третьей и четвертой строке.  

 (сравнительный оборот).

- Ребята, здесь сравнение выражено сравнительным оборотом.

- Прокомментируйте орфограммы в глаголах.

- Но существуют и другие формы выражения сравнений. Какие, вы  

узнаете из лингвистического текста на стр. 157 учебника. (Читают,

самостоятельно).

- Итак, какие ещё существуют способы выражения сравнений?

- А вам легко было читать этот текст? Почему? (Жирный шрифт).

- Зачем автор выделяет жирным шрифтом? (Главные, ключевые слова).

5. Наблюдение над языком. (творческое задание)

- А теперь задание по группам:

- Индивидуальное (для слабых) определите способ выражения сравнении.

(работа по парам). Можно использовать учебники.

Продолжи ряды сравнений

1 гр. Снег, как …

2 гр. Снежинка, как…

3 гр. Ветер, как …

4 гр. Зимние деревья, как…

- Проверка

- Какое сравнение больше всего понравилось?

- Как изменится текст, если включить в него подобные сравнения?

 Так какую роль играют существительные в тексте? (дети отвечают)

 

Слайд № 5

Сравнение

Выразительность                          Точность                         Эмоциональность

                            Яркость                             Красоту

- Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. И сегодня я построила нашу

   физминутку тоже на сравнениях.

1 - Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы.

   - Задерживаем дыхание.

   - Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи.

2 - Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем

     спинки.

- Ребята, те кому интересно анализировать язык выполняют упр. 360 (1,2

  предложение), а те кто хочет попробовать себя в роли мастеров слова,

  выполняют творческое задание, упр. 361

  Да, это задание тяжёлое, надо быть действительно мастерами и  

  умельцами.

- Проверяем.

О метафоре.

- И вновь обратимся к тексту В. Брюсова.

Скажите, какой образ представляется вам, когда вы читаете строчку «В

жемчугах горят березки» ?

(Березы в инее, ледяные капли воды, переливаются на солнце, горят,

пылают).

- В таком случае говорят о скрытом сравнении, которое называется метафорой.

- На некоторых уроках я иногда говорила, что есть такой троп, может

кто-то из вас напишет его определение?

Слайд № 6

1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.

2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло.

- Найдите в текстах имена существительные, употреблены в переносном

значении.

- Молодцы! Но о роли метафоры мы продолжим говорить на следующем

уроке.

III  Подведение итогов

- Ребята, давайте вернемся к нашим целям урока и посмотрим удалось нам

их выполнить.

- Объявление оценок.

IV Домашнее задание.  Слайд № 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "РР. Текст. Признаки текста"

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Урок русского языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение

Урок русского  языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение...