Урок русского языка в 7 классе "Как работает имя существительное в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок объяснение нового материала.
Урок построен с использованием элементов технологии дифференцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как работает имя существительное в тексте | 44.5 КБ |
Презентация к уроку: "Как работает имя существительное в тексте" | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как работает имя существительное в тексте.»
Цели (для учителя):
1. Обучающие – закрепить знания учащихся о роли существительного в
художественной речи, в речевом высказывании.
2. Развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
3. Воспитательные – формирование эмоциональную культуру учащихся и
целостное отношения к искусству через выразительное
чтение стихов.
Цели (для учащихся):
Знать – знать выразительные средства языка, в основе которых лежат
существительные.
Уметь – определять роль имен существительных в тексте.
Тип урока: объяснение нового материала.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
- Подготовка к восприятию
- Совсем недавно за окном мы наблюдали первый снег, и я помню чувства радости, которые вас переполняли. И чтобы наполнить их, я предлагаю вам отрывок из стихотворения Валерия Брюсова (русский поэт) «Первый снег». (слайд № 1)
Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки, читает учитель
Чёрно – белые вчера.
- К какой теме обращается автор в данном тексте («Первый снег»)
- Как автор относится к изображаемому?
Каким настроением проникнуты строки? (восхищается первым снегом)
- Слова какой части речи использует автор, чтобы изобразить мир
природы, выразить восхищение? (существительное)
- Мы знаем, что существительное обозначает предмет. Прочитать
стихотворение еще раз про себя и скажите: можно ли считать, что мир,
изображает автор, находится в состоянии покоя? (это стихотворение
полно движения: сверкает, искрит, горит, переливается)
- Как же удалось автору, используя преимущественно существительное,
показать состояние природы, передать и движение и настроение?
Наверно в использовании существительных в текстах есть какие-то
особенности, которые нам нужно знать?
Вот мы и приблизились к теме нашего урока. Попробуйте её
сформулировать. (имя существительное в тексте) слайд № 2
-Как вы думаете какова цель нашего урока? (дети формулирует цели,
открываем на доске)
- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему
урока.
- Актуализация знаний (слайд № 3)
- Перед вами «Орфографический минимум». Прочитайте про себя записанные слова.
Назовите тропы.
(Эпитет, метафора, риторическое восклицание, лексический повтор, уменьшительно-ласкательный суффикс, олицетворение, ряды односторонних членов, сравнение).
- Игра «Узнай – ка» (два ученика по пять тропов, класс угадывает. Сравнение последнее.)
- А вот о сравнении мы поговорим на этом уроке подробнее, так как в основе этого тропа лежит имя существительное, а целью нашего урока уметь определять роль существительного в тексте.
3. Анализ текста (слайд № 4)
- Вспомните стих А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
- Найдите тропы, в которых используются существительные. (олицетворение – буря, как живое существо; сравнение – изменчивый характер бури)
- Объясните постановку запятых в третьей и четвертой строке.
(сравнительный оборот).
- Ребята, здесь сравнение выражено сравнительным оборотом.
- Прокомментируйте орфограммы в глаголах.
- Но существуют и другие формы выражения сравнений. Какие, вы
узнаете из лингвистического текста на стр. 157 учебника. (Читают,
самостоятельно).
- Итак, какие ещё существуют способы выражения сравнений?
- А вам легко было читать этот текст? Почему? (Жирный шрифт).
- Зачем автор выделяет жирным шрифтом? (Главные, ключевые слова).
5. Наблюдение над языком. (творческое задание)
- А теперь задание по группам:
- Индивидуальное (для слабых) определите способ выражения сравнении.
(работа по парам). Можно использовать учебники.
Продолжи ряды сравнений
1 гр. Снег, как …
2 гр. Снежинка, как…
3 гр. Ветер, как …
4 гр. Зимние деревья, как…
- Проверка
- Какое сравнение больше всего понравилось?
- Как изменится текст, если включить в него подобные сравнения?
Так какую роль играют существительные в тексте? (дети отвечают)
Слайд № 5
Сравнение
Выразительность Точность Эмоциональность
Яркость Красоту
- Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. И сегодня я построила нашу
физминутку тоже на сравнениях.
1 - Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы.
- Задерживаем дыхание.
- Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи.
2 - Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем
спинки.
- Ребята, те кому интересно анализировать язык выполняют упр. 360 (1,2
предложение), а те кто хочет попробовать себя в роли мастеров слова,
выполняют творческое задание, упр. 361
Да, это задание тяжёлое, надо быть действительно мастерами и
умельцами.
- Проверяем.
О метафоре.
- И вновь обратимся к тексту В. Брюсова.
Скажите, какой образ представляется вам, когда вы читаете строчку «В
жемчугах горят березки» ?
(Березы в инее, ледяные капли воды, переливаются на солнце, горят,
пылают).
- В таком случае говорят о скрытом сравнении, которое называется метафорой.
- На некоторых уроках я иногда говорила, что есть такой троп, может
кто-то из вас напишет его определение?
Слайд № 6
1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.
2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло.
- Найдите в текстах имена существительные, употреблены в переносном
значении.
- Молодцы! Но о роли метафоры мы продолжим говорить на следующем
уроке.
III Подведение итогов
- Ребята, давайте вернемся к нашим целям урока и посмотрим удалось нам
их выполнить.
- Объявление оценок.
IV Домашнее задание. Слайд № 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"
Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "РР. Текст. Признаки текста"
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...
Урок русского языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение
Урок русского языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение...