Обобщающий урок русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Обобщающий урок русского языка "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Класс: 5 «А»
Цель урока: обобщение и систематизация УУД по теме «Имя существительное»
Задачи:
А) образовательная: повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»;
Б) развивающая: формировать УУД по овладению изученного ранее, формировать знания и навыки орфографического письма, логического мышления, воображения, обобщения.
В) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, природе, Родине.
Тип урока: урок-обобщение
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приёмы: слово учителя, наблюдение, беседа, анализ, приём синквейна, прием кластера.
Технология: технология дифференцированного обучения, ИКТ-технология, технология системно-деятельностного подхода в обучении, элементы здоровьесберегающей технологии, игровая технология.
Оборудование: тетради, опорные конспекты, презентация (Power Point), листы самооценки, таблицы «Надо-Хочу-Могу».
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, создание благоприятной обстановки на уроке: пожелание друг другу удачи на уроке, позитивный настрой, «улыбка» учителя.
«Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи»!
(слайд №2)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Проверяет готовность к уроку, желает учащимся удачи на уроке. | Желают друг другу удачи на уроке. |
2.Вступительное слово учителя.
«Сегодняшний урок я хочу начать именно с этого стихотворения:
Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите,
Она ответит тем же.
Вы только посмотрите:
Кругом поля бескрайние,
И родники холодные,
Леса дарами щедрые,
Озёра с гладью водною.
Всё это подарила нам
Матушка-природа.
Так будем же её беречь
За часом час,
И год за годом».
(Появляется слайд с картинами природы, слайд №3)
Беседа:
«Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение и почему я начала урок именно с этих строк?»
(Тема природы, нужно беречь природу, 2013 год – год окружающей среды)
«Да, ребята, и сегодня в нашей работе встретится материал о природе. Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (слайд №4, отрывок)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..»
«Ребята, а о чем это стихотворение?»
(После ответа детей)
«Если вы заметили, то это стихотворение тоже о природе! Фет описывает состояние природы от ночи к утру, её постепенное пробуждение».
« Ребята, что особенного в этом стихотворении?
«Хотя в тексте почти одни имена существительные, понимаем ли мы его смысл?
Теперь взгляните на эпиграф к нашей теме. Как вы думаете, почему « Имя существительное – хлеб языка»? (слайд №5)
(потому что имя существительное наиболее частотная часть речи в употреблении, выражающее основное содержание сказанного)
«Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну имени существительного и побываем в гостях у жителей некоторых его городов».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель ведет беседу с учащимися, читает стихотворение | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение. | На данном этапе реализуются УУД, связанные с воспитательной задачей урока |
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
«Но прежде чем мы начнем путешествие, давайте попробуем определить по таблице, что мы хотим знать, а что уже знаем».
(слайд №6 «Надо-хочу-могу»)
Ребята заполняют таблицы, после чего – озвучивание таблицы!
Надо | хочу | могу |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
При необходимости корректирует ответы учащихся. | Учащиеся заполняют таблицу, исходя из того, что уже было изучено, после чего пробуют сформулировать цели и задачи урока. | После ответов учащихся учитель формулирует цели и задачи урока. |
4. Актуализация ЗУН и пробное учебное действие.
«Отправляясь в страну Имени Существительного, мы должны знать о нем хоть что-то. Давайте попробуем вспомнить»
Задание:
Выделить из группы слов имена существительные (ребята записывают в тетради) (слайд №7)
Парта, черный, дом, кошка, смеяться, девочка, вьюга, бегут, радуга, парад, золото, доброта, добрый, сон, лень, синий, толкотня, Россия
«Что могут обозначать имена существительные?»
(Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, живые существа, явления природы, общественные явления, вещества, географические названия, а также свойства, качества или действия)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель предлагает учащимся вспомнить теорию «Имя существительное» на основе упражнения | Работают с упражнением в тетради, отвечают на вопросы учителя |
5. Выявление места и причины затруднения (если такая ситуация возникает) Вопросы по выполнению предыдущего задания (задаются как вспомогательные, для того, чтобы устранить причины затруднения):
«Как вам это удалось сделать? По каким признакам мы можем найти имена существительные? Делаем вывод: Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного»
(Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?; имеет грамматические признаки: склонение, род, число падеж; изменяется по падежам и числам; в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Выявляет места и причины затруднения, помогает учащимся при помощи вспомогательных вопросов, задает вопросы | Отвечают на вопросы учителя на основе анализа. | Учитель задает вспомогательные вопросы, если возникает ситуация затруднения |
6.Построение проекта выхода из затруднения
Слово учителя:
«А давайте теперь попробуем сформулировать наши действия при затруднении: быть внимательными, слушать друг друга, а самое главное, чтобы найти имя существительное, надо учитывать основные признаки имен существительных!
Я вижу, что вы готовы совершить путешествие! Ой, а тут письмо от кого-то пришло! (слайд №8)
Это письмо от Незнайки, он хочет с нами совершить путешествие в страну имени существительного. Возьмем его с собой? Ведь мы уже знаем многое об имени существительном и можем помочь Незнайке»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель предлагает в коммуникативной форме построить проект выхода из затруднения. | Формулируют действия, необходимые при дальнейшей работе. |
7. Реализация построенного проекта.
«Ребята, вы многое уже знаете и умеете делать, а сегодня мы попытаемся совершить путешествие в страну Имени Существительного вместе с Незнайкой, который ещё ничего не знает! (слайд №9)
В этой стране много городов с интересными названиями, и некоторые из них мы с вами посетим прямо сейчас! Жители городов нам с вами приготовили памятку по охране окружающей среды, и если мы с вами все правильно выполним, получим в подарок эти памятки!»
А) «Первый город в стране Имени существительного – это город
«Разряды имен существительных». (слайд №10)
Жители города приветствуют вас, а Незнайка хочет знать, почему так назван город! Давайте поможем ему в этом, а чтобы нам быстрее справиться с этим заданием, будем работать в парах»
Задание: «Ребята, распределите имена существительные в два столбика» (слайд №11)
Одушевленные и неодушевленные (кто? и что?)
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Собственные и нарицательные (слайд №12)
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, орел (птица), Орел (город), доброта
Незнайка говорит вам «спасибо»! А жители города дают нам с вами первый пункт памятки «Не засоряйте водоемы!» (слайд №13)
И мы отправляемся в следующий город…
Б) Следующий город под названием «Род имен существительных» (слайд №14)
Работа в группах, формируются три группы, каждая из групп распределяют слова: (слайд №15)
Мужской род – 1 гр., женский род – 2 гр., средний род -3 гр. (слова даны в разнобой, также даны слова общего рода: плакса, неряха)
Мужской род: врач, вагон, поход, дедушка, арбуз, летчик, дождь, друг
Женский род: сестра, доброта, яблоня, осина, кукла, лопата, няня, морковь
Средний род: печенье, поле, облако, крыло, дело, окно, море, озеро.
«А почему вы не выписали такие слова, как плакса, неряха ? (это слова общего рода)
Так как вы все сделали верно, вот и второй пункт памятки – «Не оставляйте в лесу мусор!» (слайд №16)
А мы идем дальше…»
В) Следующий город «Число имени существительного» (слайд №17)
«Образуйте форму множественного числа» (слайд №18)
Ракета –… (ракеты)
Крыша –…(крыши)
Завод –…(заводы)
Сын –…(сыновья)
Колесо –…(колёса)
Солнце –… ловушка, т. к. у этого слова нет формы множественного числа
«Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? Какие имена существительные имеют форму только одного числа? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов)
А вот и третий пункт памятки - «Не разоряйте гнезда!» (слайд №19)
Г) Следующий город «Падеж и склонение имени существительного» (слайд №20)
«Давайте подумаем, почему город состоит сразу из двух названий? Что такое склонение? (Склонение – изменение по падежам и числам, имя существительное имеет 3 склонения.)
Незнайка немного устал, он хочет поиграть!»
Физкультминутка (слайд №21)
«Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего – руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь, дочь, природа, трава, печь, конь, лес
«А теперь давайте выполним задание…» (слайд №22)
Выехать из деревн.., выехать с дач…,
быть в деревн…, на дач..
Четвертый пункт памятки – «Не оставляйте костры без присмотра!» (слайд №23)
Д) И последний город в стране имени существительного «Синтаксическая роль имени существительного» (слайд №24)
Самостоятельная работа (по рядам) с самопроверкой по эталону
(слайд № 25-26)
Пятый пункт – «Берегите природу!» (слайд №27)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает теоретические и практические вопросы и задания. | Задания выполняют в парах, в группах и индивидуально. | На данном этапе проводится физкультминутка. |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Составление кластера «Имя существительного» (слайд №28):
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает повторить теоретический материал по теме «Имя существительное» в виде составления кластера (система составляющих элементов) | Кластер составляют в группах (по рядам) | При необходимости учитель помогает группам |
9. Рефлексия
А) Создание синквейна «Имя существительное»: (слайд №29, приложение 2)
Б) Лист самооценки (учащиеся заполняют таблицу, приложение 1)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Контролирует работу, помогает в составлении синквейна (при необходимости) | Составляют синквейн, заполняют листы самооценки | Листы самооценки выданы заранее |
В) Домашнее задание (слайд №30)
Написать мини-сочинение «Моё впечатление о путешествии»
(с использованием различных видов имен существительных)
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Определяет цели самостоятельной работы, разъясняет критерии успешного выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание | Учитель отвечает на вопросы по Д/З, если они возникли. |
Заключительное слово учителя: «Ребята, спасибо вам за урок! И Незнайка тоже благодарит вас за помощь, дарит вам на память памятки и прощается с вами!» (слайд №31)
Приложение 1
Листы самооценки:
Фамилия и имя | Я оцениваю свою работу на уроке на… | Сегодня на уроке мне понравилось (не понравилось).... |
Приложение 2
Описание «синквейна»
1 . Одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает суть явления.
2. Два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Три глагола или деепричастия, описывающими характерные действия объекта.
4. Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Одно слово или словосочетание, характеризующее суть предмета или объекта.
Приложение 3
Распределение времени на уроке обобщения знаний:
Этап | Количество времени (в минутах) |
| 1-1,5 |
| 3-4 |
| 2-3 |
| 4-5 |
| 1-1,5 |
| 1-2 |
| 15-16 |
| 2-3 |
| 3-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.
Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме"Имя существительное"
урок для коррекционной школы....