Имена существительные общего рода. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Сделать урок по этой теме ярче и интереснее помогает использование басен и народных сказок. Учащиеся приходят к выводу, что большинство существительных общего рода клеймят отрицательные качества людей; народ с помощью языка борется с этими уродливыми явлениями в жизни. Материал учебного занятия предусматривает разные виды самостоятельной работы учащихся, содействует развитию речи и нравственному воспитанию шестиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование сказок, басен делает урок ярче, интереснее. | 364.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок –конспект по теме «Имена существительные общего рода».
Цели урока : подвести учащихся к понятию существительные общего рода,
развивать общеучебные навыки шестиклассников,
ориентировать учеников на истинные моральные ценности.
Оборудование урока: экран, медиапроектор.
Ход урока.
Тема урока изначально не объявляется учащимся: они должны подойти к этому самостоятельно.
Накануне урока детям было дано задание повторить басню И.А.Крылова « Свинья под дубом», выучить мораль наизусть.
Урок начинается с традиционной записи числа и вида работы. Строку для записи темы оставляем незаполненной.
Учитель.
1. - На дом было задание повторить басню И.А.Крылова «Свинья под дубом». Как вы думаете, потеряла ли она сейчас свою актуальность, не устарела ли? Почему? Да, случаи проявления неблагодарности, самодовольства нередки и в наше время. Поэтому очень полезно помнить её героев и вывод, который делает автор. Запишите по памяти последнее четверостишие.
2. - Проверьте правильность написания. (Экран)
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды
images.yandex.ru›Иллюстрации к басне "Свинья под дубом"
3. - Какое это предложение по составу? Составьте схему ( Стараюсь этому учить с 5-го класса). Найдите основу главного предложения. (Невежда бранит ).
Какой частью речи выражены подлежащее сказуемое?
- Определите род существительного невежда.
- Почему решили, что мужского рода? (На это указывает местоимение он во втором предложении).
4. - А как нам одним предложением охарактеризовать героиню басни ?
(Свинья – самодовольная невежда.)
- Разберём по членам это предложение.
- В форме какого рода употреблено здесь прилагательное?
- Но ведь оно относится к существительному невежда, а оно, как вы сейчас сказали, мужского рода!
Каков же ваш вывод?
- Как назовёте вы такие существительные, которые являются общими для всех родов?
- Да, это существительные общего рода. Так называется тема нашего урока. (Запись темы).
5.- Обратимся к учебнику, §…
- Каковы отличительные признаки существительных общего рода?
- Составьте схему по ключевым словам §…
-Объявляю конкурс на лучшую схему.( не более 2- работ). Экран.
Общий род.
Ж.Р. А Я М. р
К А Ч Е С Т В О
6. –Из упражнения 207 выписать 3 и 4 предложения. ( При проверке проговорить их).
7. – Аудирование. Выписать из басни «Муравей» существительные общего рода. «Муравей». Жил тихоня Муравей
С Муравьихою своей.
С детства был знаком бедняжке
Труд – с утра до ночи- тяжкий.
На судьбу он не роптал –
И счастливый день настал!
Вдруг его избрали мэром
В муравейнике том сером!
А потом, а потом
Что случилось с Муравьём?
Стал зазнайкой, грубияном,
За большим гнался карманом!
Говорят, таких хапуг
Ещё не было вокруг!
Он друзей не узнавал,
Он подлиз лишь приближал.
Без конца всё «Я!» да «Я!»-
Возмутилась тут родня:
« Ну-ка, вон из кабинета!
На пройдох суда что ль нету?!»
И опять наш Муравей
Тише всех и всех скромней;
Носит палочки, былинки
На привыкшей к грузу спинке.
…………………………………………………….
Знай, в ошибку чтоб не впасть:
Слабых духом портит власть!
8. – Проверка. Обоснование выбора.
9. Подберите синонимы к слову пройдоха. Кстати, как вы понимаете его лексическое значение?
(Пройдоха – проныра, пролаза. прощелыга.)
Работа по рядам:
1 ряду подобрать синонимы к слову непоседа );
2 --------------- жадина
3 .--------- растяпа
10. – Проверка:
(юла, егоза, торопыга
( скряга, сквалыга, скареда);
( разиня, растеря, тетеря, раззява-разговорное).
11. Какие человеческие качества скрываются за всеми этими словами?
(Да, язык с помощью подобных слов борется с отрицательными сторонами характеров людей).
А какое существительное общего рода поможет нам охарактеризовать Ворона, пристыдившего Свинью? (Умница).
12. Давайте попробуем применить существительные общего значения в новой ситуации! Попробуй те охарактеризовать героев сказок одним предложением с помощью этих слов.
Учитель читает сказки –анекдоты.
Муж и жена.
Украл как-то мужик у своего барина куль белой пшеничной муки. Принёс домой, а сам боится: вдруг кто-нибудь увидит в его доме белые пироги и поймёт, кто вор!
А жена мужа успокаивает:
- Да коли я пироги испеку, нешто они белыми-то останутся?!
( Запись : «Жена –неряха».)
Солдат и сало.
Заприметил солдат, что у хозяина в сенях висело в мешке пуда два свинины. Прорыл он ночью крышу, стал отвязывать мешок, да оскользнулся и упал вместе с ним в сени.
Вышел хозяин с огнём.
- Что тебе, служивый, нужно?
- А не надо ли тебе сала?- спросил солдат.
- Нет, у меня своего много!
- Ну коль не надо, помоги мне мешок на спину закинуть!
Хозяин забросил ему на плечи мешок, а солдат и был таков!
( Запись : «Хозяин избы – разиня»)
13. Итак, что же такое существительные общего рода? Оцените свою работу на уроке.
На дом : § 27. Мы на уроке использовали слова с отрицательным значением. Подберите или придумайте сами 4-5 предложений, где бы существительные общего рода имели положительное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....
Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Имена существительные общего рода"
Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода"...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...